Завоеватели

Владимир Бахмутов Красноярский
    В современной исторической литературе, на различного рода форумах нередко можно встретить резко критическую оценку действий в Сибири русских отрядов. Чаще всего авторами таких оценок являются  молодые люди якутской и бурятской национальности. 
    Конечно, вполне можно понять оскорбленную национальную гордость этих молодых людей. Как, впрочем,  можно понять и национальную гордость русских людей, ущемленную трехсотлетним пребыванием Руси под игом татаро-монголов.
 
    Вот, например, что писали участники форума, обсуждая намерение приехавшего в Читу кинорежиссера Е. Кончаловского снять фильм о  землепроходце Петре Бекетове (он выразил такое желание  в беседе с  губернатором Забайкальского края К. Ильковским). Своих фамилий и социального положения участники форума не называют, пишут под псевдонимами. Так, автор под псевдонимом «абориген» пишет:

    «Вообще-то такой фильм можно было бы снимать, если бы население было  абсолютно безграмотным. … Согласно "Житию протопопа Аввакума" Петр Бекетов был предан анафеме за защиту педофила и нападение на священнослужителя. Проще было бы вспомнить о священнослужителях, русских купцах, лекарях, толмачах, чьи имена остались в памяти народа, а не называть героями мародеров, педофилов …».

    Автору-«аборигену» вторит другой «знаток истории», зашифровавший себя под девизом «Нашли героя»: «Сначала изучите историю, господин ИКК (надо полагать – Ильковский К.К.). В фильме покажите, как он умер, как бездомная собака. Православная церковь отказалась хоронить его на кладбище Тобольска. Его считали бандитом с большой дороги. Церковь объяснила свой поступок: "собаке, собачья смерть". Покажите в фильме как убивали бурят и тунгусов. Тем самым бросьте кость раздора относительно благополучному региону».

    Как видим, оба автора уверенно заявляют о своей «исторической грамотности». Вместе с тем своими суждениями демонстрируют дремучее невежество и неосведомленность. Ссылаются  на Аввакума, но по всему видно, что «Жития» ни тот, ни другой   не читал. Те, кто знаком с этим произведением «неистового протопопа», знают, что анафеме был предан не Петр Бекетов, а священнослужитель – дьяк Иван Мильзин по прозвищу Струна, который  подал на Аввакума и архиепископа Симеона жалобу («слово и дело государево»), обвиняя их в превышении власти.

    Тобольские воеводы до выяснения дела государем отдали дьяка «на пристав» (то есть под охрану) Бекетову, рассчитывая на авторитет старого землепроходца, всеобщее признание его заслуг, при которых вряд ли кто-нибудь из горожан, в том числе и людей архиепископа, осмелился бы посягнуть на подзащитное ему лицо.  Бекетов и сам был не прочь  принять на себя такую обязанность, поскольку Иван Мильзин  был когда-то его полчанином,  он его хорошо знал, ходил с ним в походы по Ангаре и Лене (дьяк Мильзин был одним из первых священнослужителей в Якутском остроге,  и, уж конечно, он не был педофилом).

    Действия воевод архиепископ Симеон воспринял, как  вмешательство в церковные дела и нарушение своих личных прав. Подзуживаемый Аввакумом, он не стал ждать от воевод объяснений,  наперекор им решил наказать строптивого дьяка своей властью, - предать его  анафеме с соборным провозглашением.
Несправедливости  Симеона не могли не увидеть прихожане, оказавшиеся невольными свидетелями его действий. Многие из них еще помнили столкновение Аввакума и архиепископа со  Струной  в 1655 году, завершившееся тогда наказанием  и самого Симеона, и ссылкой в Даурию протопопа. И потому восприняли это, как месть Струне.

    Бекетов не нападал на священнослужителя, как об этом пишет автор-«абориген». Но когда узнал, что архиепископ Семеон  предал дьяка Мильзина анафеме, он в соборе, во всеуслышание принародно обвинил архиепископа в злоупотреблении властью, отступлении от правил церковного устава и требований закона в отношении лиц, объявивших «слово и дело государево». Продолжая бранить Симеона, рассерженный Бекетов покинул службу, но по пути к своему двору вдруг схватился за грудь, упал, и умер от сердечного приступа.

    Архиепископ не простил ему сказанных слов, - приказал «ево среди улицы вергнути псам на снедение». Это вызвало новую волну возмущения, внесло раскол  в среду горожан, в подавляющем своем большинстве людей богобоязненных. Три дня бурлил и клокотал страстями Тобольск,   лишь после этого тело Бекетова подняли и погребли по христианскому обычаю. Такова суть  случившегося, описанная протопопом Аввакумом в «Житии».

    Вся эта история вскоре получила нелицеприятную для архиепископа  оценку горожан. Не простили ему случившегося и в столице. В памяти Патриаршего приказа,  вскоре направленной в Сибирский приказ, было сказано: «… ево, Ивана, архиепископ Симеон без государева патриарша указу проклял, и от церкви божии отлучил, и священникам в дом ево со святынею, и со всякими потребами приходить, и от нево никакова приношения в церковь примать не велел». То есть Патриарший приказ, как и Петр Бекетов, осудил действия Симеона. Уже 16 февраля 1664 года Симеон был отстранен от должности Сибирского архиепископа и отправлен  в Московский Покровский монастырь.
    Неожиданная  смерть Петра Бекетова поразила и самого Аввакума. Случившееся долгие годы будет тревожить его совесть: «душе моей горе», - напишет он в своем «Житии», вспоминая о   «лутшем сыне боярском».
    
    На чём же, спрашивается,  зашифрованные авторы основывают свои призывы «не называть героями мародеров и педофилов», «не бросать кость раздора»? На каком основании они делают выводы, что «Бекетов был предан анафеме за защиту педофила и нападение на священнослужителя», что «православная церковь отказалась хоронить его на кладбище Тобольска», что «его считали бандитом с большой дороги»? 

    Обвинение дьяка Ивана Мильзина в педофилии, как и упреки в адрес  Бекетова  – не что иное, как грязный поклеп,  намеренное искажение фактов,  клевета, цель которой - оскорбить и скомпрометировать названных лиц.
Участник форума под девизом «Голубой ходак» (для непосвященных поясню, что голубой ходак – символ бурятского гостеприимства) пишет: «покажите в фильме, как буряты встречают Петра Бекетова с голубым ходаком. За это он у них отнял самые благодатные земли…».

    Ему вторит участник форума под девизом «12345»: «согласен с предыдущими отзывами. Бекетов осваивал Забайкалье, или все-таки завоевывал? До него земли не пустовали, жили буряты, тунгусы... Осторожнее с национальным вопросом, ИКК. Ранее все разнотравные земли вдоль Хилка и т.д. были исконно бурятскими...».
    В том же духе излагает свое мнение участник форума под псевдонимом «житель»: «В фильме, наверное, окажется что Бекетов приедет осваивать новые земли   в Забайкалье, а тут уже окажется, что жили буряты, которые давным-давно уже все освоили».

    И опять все эти высказывания свидетельствуют о полном незнании авторами сибирской истории, во всяком случае – истории даурского похода Петра Бекетова. О том, что Бекетов идет в Забайкалье «не с войною и не с боем», а выполняет посольскую миссию, говорили его посланцы к монгольскому князю Культуцину (он был подвластен князю Турукай-Табуну). Об этом свидетельствуют сохранившаяся в архивах  отписка Бекетова енисейскому воеводе.

    А известно ли автору – участнику форума под девизом «житель», что по всей Сибири (!!) проживало тогда немногим более 250 тысяч человек, - об этом пишут специалисты-историки.  Сопоставьте это с численностью нынешнего населения Читы. Сибирь в те времена была девственно пустынной!  Можно ли при этом говорить, что «буряты,  … давным-давно уже все освоили»?

    Пишут, что Бекетов отнял у бурят самые благодатные земли. Так ведь не было тогда бурят ни у Иргень-озера, ни на Шилке, - там жили тунгусы. Да и мог ли Бекетов отнять  у кого бы то ни было земли, если он пробыл в  тех местах  всего лишь год, после чего обстоятельства заставили его сплавиться на Амур,  где он столкнулся с маньчжурами.

    О том, как все было в действительности, и завоёвывал ли Бекетов Забайкалье,  говорят сохранившиеся архивные документы. Вот, что писал он енисейскому воеводе, прибыв к Иргень озеру и поставив там острог: «А как оне иноземцы тунгусы приехали в новый государев Ергенский острог з государевым ясаком ко мне князец Карбацка да Ижевица, а с ними улусных людей шестьдесят человек, … их тунгуских князцей  с их улусными людьми … по государеву указу … привёл их к шерти,  и взял с них государев ясак по два соболя с человека на нынешний на  162 год. А больши двух соболей положить на них не уметь, потому што живут в степях, лесов блиско нет, и те оне соболи покупают на скот у оленных мужиков. А взяв с них государев ясак и к шерти приведши, велел их иноземцев напоить и накормить довольно государевыми запасы. И дав им государево жалованье подарки,  отпустить их по своим местам».

    Отправляя казаков на Шилку для «ставления острога» Бекетов в наказе Уразову  писал: «Пришед на великую реку Шилку, на усть Нерчи реки приискать крепкое и угожее место, где бы государеву острогу быть, чтоб к тому острогу поблиску были пашенные места и рыбная ловля....  А будет неможно у тергечинов хлеба купить на государевы товары, -  на сукна, на котлы и на олово, так тот товар продать на соболи иным тунгусам,  и на те соболи купить хлеба яровова на семена».

    Так было ли это  завоеванием?  К слову сказать, термин «ясак» воспринимается порой читателем, как нечто  унижающее достоинство плательщика. Между тем для аборигенов Сибири, принявших российское подданство, ясак являлся  всего лишь формой уплаты подоходного налога. Налога, который платили все подданные России в виде «государевой десятины», - и крестьяне, и промысловики-охотники, и торговые люди. Система уплаты подоходного налога в разной его форме всегда существовала и существует ныне в любом государстве.

    Как видим, аманатов Бекетов  старался не брать. Не только потому, что они были  обузой для отряда, - их надо было содержать, охранять, менять по истечении определенного времени, что было далеко не простым делом в условиях передвижения отряда. Но главное, - предводитель, видимо, в полной мере сознавал, что взятие аманатов неизбежно вызывало у инородцев чувство враждебности к захватчикам. И потому, если ему удавалось убедить князцов принять «руку государеву», то он ограничивался взятием с них клятвы (шерти).

                *

    Объективно судить о происходивших в Сибири событиях можно лишь зная, что в это время происходило в мире.  Раздел мира между наиболее развитыми европейскими государствами начался еще в 15 столетии. В 1492 году Христофор Колумб открыл острова восточного побережья Америки.  В 1493 году он отплыл  во вторую экспедицию на 3-х караках и 17 каравеллах с полутора тысячами  людей на борту. С этой экспедицией на континент была завезена большая партия мастифов и грейхаундов, - собак, специально обученных для нападения на людей. Отряды испанцев, вооружённые аркебузами и боевыми собаками, объезжали верхом индейские деревни южного побережья Кубы в поисках золота. При оказании сопротивления  забирали золото силой, а людей обращали в рабство.

    Колумб издал закон, который обязывал всех индейцев старше 14 лет раз в 3 месяца платить испанцам золотом или 25 фунтами хлопка (в районах, где золота не было). Уплатившим такой «налог», выдавался медный жетон с датой  последней выплаты. Жетон, таким образом, продлевал право жить на три месяца. Если дата на жетоне была просрочена, то индейцам отрубали кисти обеих рук, вешали их на шею и отправляли умирать в свою деревню. (Антон Баумгартен «Американский геноцид». Часть 1 Эпоха Колумба: 1492 год).

    После королевской экспедиции в «Новый свет» в Испании появилось немало охотников за золотом, которые организовывали частные экспедиции. Испанские монархи взимали с них 1/3 часть, а позже 1/5 часть доходов. Наделяли колонистов землями и позволяли им принуждать живущих на них аборигенов сеять поля и сажать огороды для новых хозяев. При этом испанцы не только устанавливали законы, по которым карали индейцев смертью, но, случалось,  просто спорили, кто сможет разрубить человека одним ударом сабли сверху донизу.

    За одного убитого испанца убивали сто индейцев. С момента ввоза на континент собак колонисты кормили их убитыми индейцами. Сохранилось письмо испанца, в котором он писал: «…когда я вернулся из Картахены,  встретил португальца по имени Рохе Мартин. На крыльце его дома висели части разрубленных индейцев для кормежки его собак, как будто они были дикими зверьми…(Дэвид Станнард «Американский холокост», с.88).

    В мае 1497 г. был открыт   основной  континент Нового света. Его колонизация  с самого начала происходила путём выселения из родных мест и истребления коренного населения Америки.В июле-сентябре 1539 года конкистадор Франсиско де Чавес сровнял с землей Королевство Каруа Кончукос, входившее до 1533 года в состав Империи инков (народность кончуко занимала территорию, которая сейчас отвечает провинциям Пальаска и Коронго на севере департамента Анкаш, Перу) и убил 600 детей младше трехлетнего возраста, что стало самым массовым убийством детей в истории.

    В 1598 году, в ответ на убийство 11 испанских солдат, дон Хуан де Онате совершил карательную экспедицию. В трёхдневном сражении у горы Акома (по названию жившего на ней племени) уничтожил 800 индейцев и приказал ампутировать левую ногу каждому мужчине племени старше 25 лет. (Conquistador Statue Stirs Hispanic Pride and Indian Rage — The New York Times).

                *

    В середине 17 века начался активный передел мира, в который включились все наиболее развитые страны мира. Испания, бывшая в 16-ом веке одним из могущественнейших государств Европы,  оказалась к этому времени в состоянии глубокого экономического и политического упадка.

    Крупнейшей колониальной и торговой державой Европы становится к этому времени Голландия.    Вслед за ней выдвигается Португалия, Англия, а потом и Франция.  К середине 17-го  века Голландия захватила Цейлон, острова современной Индонезии, организовав там Ост-индийскую компанию, овладела рядом провинций Индии.  В 1652 году голландские колонисты поселились в Южной Африке, - в районе мыса Доброй надежды. Ост-Индская компания стала использовать мыс Доброй Надежды как базу для пополнения запасов продовольствия на долгом пути на Восток.

    Португалия к тому времени завоевала территорию нынешней Бразилии,  завладела частью Индии. При этом считала себя настолько полновластной хозяйкой захваченных территорий, что в 1661 году отдала Великобритании город Бомбей в качестве приданного королю Англии Карлу II за португальскую принцессу Екатерину де Браганса.
    На заброшенных испанцами островах Вест-Индии возникают колониальные владения разных стран. Голландцы одними из первых бросили вызов испанскому господству на тихоокеанском побережье Америки. Развернулась острая конкурентная борьба за территории Нового света. В эту борьбе особую  активность проявила Британия.

    В 1609 г. англичане обосновались на Бермудских островах, между 1614 и 1635 гг. заняли острова св. Христофора, Барбадос, Невис, Тортуга, Антигуа и Провиденс. В 1655 г. Кромвель снарядил экспедицию, которая завоевала Ямайку.
Голландцы в 1667 г. заняли Суринам (Гвиана). Французы захватили часть острова Эспаньола (Сан-Доминго), Гваделупу, Мартинику,  обосновались на северо-восточном берегу Южной Америки, -  во Французской Гвиане. Во всех этих пунктах трудом негров-рабов велось плантационное хозяйство. Возделывались сахар, хлопок, кофе, какао. Из сахарного тростника изготовлялся ром. Самым прибыльным видом торговли, а для правительств - крупнейшей статьёй дохода становится работорговля. Негры-рабы выменивались или похищались на побережье Африки и продавались в Вест-Индию. Испания объявила торговлю неграми королевской монополией.

    Острова, заброшенные испанцами после истребления коренного населения, сделались базой и убежищами своеобразных разбойничьих объединений, включавших выходцев многих наций. Остров святого Христофора, остров Тортуга стали центрами, откуда пираты производили нападения на испанские суда,  прибрежные поселения Центральной и Южной Америки. Англия открыто приветствовала и даже поощряла пиратство против Испании. Прибрежные воды нового континента буквально кишела пиратскими кораблями.

    В 1640-е годы пираты в союзе с москитами и другими индейскими племенами взяли под свой контроль обширную часть восточного побережья Центральной Америки, которая все еще оставалась не завоеванной испанцами. Затем они обратили свои  взоры на процветающие испанские поселения на западе. Первые сообщения о пиратских набегах внутрь материка на город Матагальпа в западной части Центрального Никарагуа, датированы 1643 годом.

    В 1654 году  пираты по реке Сеговия  поднялись от мыса Грасьяс-Дьос и разграбили  городок в Нуэва-Сеговии. Капитан пиратов по имени Мансвельт с небольшой бандой, перейдя через перешеек, захватил судно и  в 1660 году  совершал грабительские набеги на западном побережье Никарагуа.
Правительства Англии, Франции и Голландии широко пользовались услугами пиратов. В 1621 г. была основана голландская Вест-Индская компания, деятельность которой носила главным образом пиратский характер. За своё недолгое существование (1621—1674 гг.) компания захватила около 500 испанских кораблей, вывозивших с нового континента награбленное добро, - золото, серебро, драгоценные камни, пряности.

    Эта компания пыталась, начиная с 1637 г., отнять у Португалии Бразилию. Но в Бразилии голландских завоевателей постигла неудача. Они были изгнаны; последний укреплённый пункт голландцев — Ресиф — сдался в 1654 г. К 1654 году Португалия восстановила свою ненадолго утраченную  власть над Бразилией и Луандой. Португальцам удалось, снарядив флот, отбить в 1648 г у голландцев и вернуть под власть Португалии африканские колонии Анголу и остров Сан-Томе, откуда в Бразилию вывозились негры-рабы.

    Поселение Новый Амстердам (будущий Нью-Йорк) в 17-ом веке являлся северной границей голландских владений в Америке. В 1640-е годы оно было отгорожено частоколом и забором из досок. По распоряжению Вест-Индской компании губернатор  колонии Питер Стайвесант, используя рабский труд, построил более крепкий частокол. К моменту войны с Англией  12-футовая стена  была дополнительно укреплена созданными в 1653 году палисадами, превратив поселение в нечто, подобное русскому острогу. Она защищала поселенцев от нападений индейских племён, колонистов Новой Англии и британской армии. В том же году поселение Новый Амстердам получило статус города.

    26 мая 1637 года английские колонисты под командованием Джона Андерхилла в союзе с могиканами и племенем наррагансетт атаковали деревню племени пекотов (на территории современного штата Коннектикут) и сожгли заживо приблизительно 600—700 человек.
    Все эти события по времени соответствуют восточно-сибирскому походу Петра Бекетова.

                *

    Нельзя при этом не сказать о том, что практика целенаправленного истребления аборигенов Америки продолжалась вплоть до 19-го столетия. В  1855 году власти Шаста-Сити в Северной Калифорнии выплачивали 5 долларов за голову индейца. Поселение вблизи Марисвилла в 1859 году выплачивало вознаграждение из пожертвованных населением средств «за каждый скальп или другое убедительное подтверждение», что индеец был убит. В 1861 году в округе Техама существовали планы создания фонда «на оплату за скальпы индейцев» и двумя годами позже в Хани-Лейк выплачивали 25 центов за скальп индейца.

    Вот, что творилось в мире в середине 40-х годов 17-го столетия. Россия не была чужда этим процессам, правда, со своей спецификой, своими особенностями. Главная из них состояла в том, что  Сибирь не была колонией, оторванной от метрополии. Шло расширение территории российского государства. При этом термин «завоевание» и часто критикуемый термин «присоединение»  по существу сливались в своем значении.

    Российские власти были заинтересованы и в сохранении инородцев, проживавших на  завоеванных территориях и их благосостоянии. Ведь не напрасно же почти в каждом указе государя сибирским воеводам и служилым людям говорилось: призывать иноземцев под государеву руку «ласкою», устанавливать для них размер ясака «не в тягость и не в налог, а по их мочи». И только  в крайнем случае, - случае неповиновения и вооруженного  сопротивления, рекомендовался военный нажим.