Чудо-ларец пьеса

Лидия Калашникова
ЧУДО ЛАРЕЦ
пьеса

Действующие лица:
Старик-Автор
Никита
Анастасия
Ведунья
Иван-Змей Горыныч
Жители поселения

Сцена 1. Поселение (лубочное), в стороне высокая труба с клубами черного дыма и огоньков искрами. Иногда показывается силуэт трехглавного Змея.
Местами ходят грустные селяне. У окна одного из домов Старик-Автор.
Звучит фольклорное пение (грустно),

АВТОР: В одной стране, где люди были всегда здоровы и счастливы, появился трехгловый Змей Горыныч. Он жил в большой трубе, которая стояла в стороне от всех домов. Люди видели, как из этой трубы шел черный дым, а вечерами труба изрыгает огонь. Дым застилал голубое небо и солнце, звезды и луну, а от огня и дыма черные хлопья падали на землю, делая все вокруг темным и мрачным. Некогда цветущие сады исчезли, а веселые люди стали грустными.
Не сразу они поняли, какая беда пришла к ним вместе с их новым соседом. Жители в том поселении становилось все меньше и меньше. Особенно жаль было расставаться с теми молодыми, которые очень мало пожили на этом свете.

В другой стороне  от трубы дом Анастасии.   Появляется Анастасия. Звучит голос АВТОРА:
За красоту и доброту любили Анастасию все в округе, а больше всех любил ее Никита. И она любила его чистой, беззаветной любовью. Да и кого ей было любить, на кого надеяться? Жила она одна на всем свете и не было у нее никого из родных, ни матери, ни отца. Защитить ее было некому.

К Анастасии подходит Никита, и они удаляются.

АВТОР: Среди тех, кого забрал Змей Горыныч была Анастасия. Долго терпели люди бесстыдство Змея Горыныча, но молчали, а вот когда это горе коснулось Никиты, он не захотел больше терпеть. Но что было делать?  Он не знал.

Появляется Никита.

НИКИТА: А что если пойти к ведунье и узнать у ней, как помочь себе, Анастасии и всем другим людям его страны? На то она и ведунья, что ведает обо всем, все знает.

АВТОР: Иногда ее знахаркой кликали, а порой и ведьмой называли. Как звали на самом деле, Никита не знал. Он слышал, что говорили о ней люди, которые частенько к ней хаживали, когда была на то нужда. Решил Никита  поведать о своем и людском горе ведунье, попросить совета. Жила Ведунья давно одна в своей хатке, белой, чистой и полной ароматов разных трав, когда Никита пришел к ней

Никита подходит к дому Ведуньи..

ВЕДУНЬЯ: Как зовут тебя и что нужно тебе, добрый молодец?
НИКИТА:  Змей Горыныч появился у нас, горе принес всем нам. Любимую мою Анастасию утащил, а я люблю ее больше жизни.

АВТОР: Говорит Никита, а кулаки его сжимаются, сила прибывает и решимость - исправить все, что натворил Змей Горыныч, чтоб изгнать злодея с лица земли.

ВЕДУНЬЯ (задумчиво) : Хорошо, я помогу тебе, Никита, недаром имя твое значит “победитель”, верю, что сможешь ты победить зло. Но помни - победить Змея Горыныча может не любой человек, а только тот, который обладает особыми качествами, способный достичь все, что только захочет.
НИКИТА (нетерпеливо):  Какие качества нужно иметь?
ВЕДУНЬЯ (спокойно, размеренно) : Он должен иметь чистую душу, полную любви, доброты и быть честным - это во-первых. Еще тот должен быть смелым, решительным и упорным, не сворачивать при первых неудачах. А, еще, его желание добиться своей цели должно быть страстным, чтобы тело его словно бы превратилось в титиву лука, готовую выпустить стрелу к цели.
НИКИТА (воскликнул страстно): Но ведь это все ты говоришь про меня, для меня нет ничего важнее спасения людей от Змея Горыныча. Ради этого я готов даже жизнь свою отдать, не успокоюсь, пока не сделаю это.
ВЕДУНЬЯ (задумчиво): Этого мало. Нужно будет затратить очень много сил. Без усилий ничего добиться в жизни нельзя. Придется тебе пойти в тридевятое царство, тридесятое государство и принести от туда средство, которое поможет расколдовать Змея Горыновича.
НИКИТА (удивленно): Расколдовать? Как это, почему?
ВЕДУНЬЯ (размеренно, с паузами и грустью):  Он стал таким, потому, что его заколдовали. Точнее он сам заколдовал себя. Так бывает. Раньше он был добрым и хорошим, но не хотел учиться, принимать новые знания, прилагать усилия для того, чтоб чего-то добиться.  Я предупреждала его не раз, что добра от этого не будет, но он не слушал меня. Эх,  Никита, да ведь это - мой сын.

Ведунья горько заплакала. Никита обнял ее.

НИКИТА (уверенно): Я помогу тебе вернуть своего сына, если это только возможно.
ВЕДУНЬЯ:  Верю, что возможно. А сына моего звали Иван, что значит “Господь помиловал”, выходит, что может он надеяться на то, что прощен будет.
НИКИТА (удивленно): Что же это, разве имена нам не случайно даются и важно то, как называют люди своих детей, это на судьбе может отразиться, да? А как же моя Анастасия? Смогу я вернуть ее, скажи мне, ведунья?
ВЕДУНЬЯ:  Да, Никитушка, очень важно какое имя даешь человеку, от этого часто судьба зависит. Подумать крепко надо прежде чем назовешь ребенка своего. Анастасия - имя хорошее, означает “воскресенье”. Ведь ты знаешь как Бог создавал жизнь на земле и человечество, про Адама и Еву и что значат их имена?
НИКИТА: Нет, что означают эти имена я никогда не думал. А что это значит? Разве это важно?
ВЕДУНЬЯ:  Важно конечно. Имя Адам означает “земля”, а имя Ева, которую Бог создал из ребра Адама, означает “жизнь”. Вот и выходит, что создавая Адама и Еву он дал жизнь земле, ведь с них началось человечество и каждому из нас они прародители.
НИКИТА (решительно):  Спасибо тебе за мудрость, за надежду, за веру в меня. От этого силы во мне еще больше стало и веры, что справлюсь с любой задачей, которую перед собой поставлю. Благослови меня, я пошел.

Ведунья благославляет его жестом. Никита и отправляется  в путь-дорогу и постепенно скрывается из глаз.

СЦЕНА 2. Лубочная дорога через леса, реки и поля, поселения. Звучат голоса птиц и животных (отдаленно).
Появляется поляна, освещенная вечерним солнцем.

АВТОР: И вот дошел он до заветного места. Нашел он его, так как все время слушал свое сердце. Это оно вело его, подсказывало дорогу, помогало преодолевать трудности. Когда он подошел к нужному месту, сердце сильно забилось, подсказало ему, что это - то самое место, куда он шел.
Огляделся Никита вокруг. Видит в земле дверь. Дернул он за ручку, и дверь с трудом, со скрипом отворилась. Спустился он в подземелье.
 А в подземелье ничего, кроме небольшого ларца из дерева, обитого металлом. Ларец тот был заперт на замок, но ключа поблизости не оказалось.

НИКИТА (задумчиво): Что делать, взять ларец и возвращаться или здесь пытаться открыть? Вечер, надо бы дождаться утра. Мама всегда говаривала: “Утро вечера мудренее”.

Свернулся Никита калачиком возле ларца и уснул.

АВТОР: Уж больно он умаялся в дальней своей дороге.  И видит Никита сон.

Появляется Анастасия, идет ему навстречу и рядом с ней Ведунья. И зовут его домой:

АНАСТАСИЯ и ВЕДУНЬЯ: Никита, иди к нам, иди домой.
НИКИТА: Анастасия какая ты красивая, румяная, родная...

Никита просыпается берет ларец.
АВТОР: Проснулся Никита и решил прислушаться к той подсказке, которая пришла к нему во сне,  возвращаться, прихватив с собой найденный им ларец.

Обратная дорога была словно бы короче. Да он и так знал, что если идешь не знакомым путем, то он долгим кажется, а если путь известен, то длина его сокращается. К тому же родной дом всегда к себе зовет, помогает скорее к нему вернуться.

Вот и знакомые перелески, известная ему тропинка, которой не раз гулял вместе с любимой его сердцу Анастасией.

Никита идет к дому ведуньи.

НИКИТА: Пойду к Ведунье, ведь ему нужно было расколдовать ее сына, а как это сделать не знаю. Надо с ней посоветоваться, авось подскажет, что делать, чтоб вернуть ей сына, а мне Анастасию. Материнское сердце мудрости полно, совет всегда даст добрый.

Ведунья стоит на крыльце и вглядывается в ту сторону, с которой Никита должен был показаться. Вечернее солнце освещает сцену.

АВТОР: Вдруг сердце Ведуньи затрепетало, хотя она еще и увидеть-то его толком не увидела, узнать-то толком не могла. Сердце подсказывало.

ВЕДУНЬЯ: Вот он - Никита, - нашел он чудо-средство, чтоб помочь и людям вокруг, и себе, и Анастасии, и ей, так долго оплакивающей своего заблудшего сына.

Никита шел бодрыми шагом, освещенный закатным солнцем, крепко прижав к себе ларец.

Кинулась Ведунья навстречу Никите, запыхалась.

АВТОР: Увидев ларец, заплакала Ведунья. Вспомнила вдруг слова своей бабушки, о том, что в ларце хранится мудрость человеческая, кто найдет его - здоров и счастлив будет.

Ларец до утра поставили они в передний угол и уснули.

АВТОР: Забылись они тревожным сном, ведь впереди самое главное: спасение дорогих им людей.

Проснулись с первыми лучами утреннего солнца. Птички хором поют хвалу солнышку.  Ларец, освещен его лучами, словно и сам освещал все вокруг.

НИКИТА: Как же быть дальше?
ВЕДУНЬЯ: Ларец этот открывать нет надобности. Его каждый открывает для себя сам. Пойди к трубе, где сын мой поселился, ничего не бойся, так как тебя цель  благая ведет и защищает. Дай этот ларец сыну моему и скажи, что его прислала ему его матушка, чтоб спасти его. Если послушает он, раскроет ларец мудрости, то спасен будет и спасены будут все, кого он погубил, а нет, так ...

АВТОР: Она не договорила. Понял Никита ее и без слов.
Полный решимости помочь людям,  направился он к той черной трубе.

СЦЕНА 3. То же место, что в сцене № 1.

АВТОР: Увидел Никиту Змей Горыныч, зашипел и дымом черным Никиту окружил, но не остановился добрый молодец, продолжал он путь свой.
Тогда Змей Горыныч стал изрыгать пламя всеми своими головами, но Никита словно и не замечал этого, не чувствовал как огонь обжигает ему тело. Может человек через огонь пройти, если ведет его доброе дело. Крепко прижимал он к себе ларец, так как считал это самым главным.

Вышел Змей Горыныч навстречу Никите, хотел сразиться с ним, но любопытство взяло верх, когда он увидел в руках молодца не меч боевой, а ларец какой-то.

ЗМЕЙ-ГОРЫНЫЧ (голосом мальчика):  Что это у тебя?

АВТОР: малой мальчишка, ведь каким бы большим он не стал, мозги его остались детскими, ведь он сам не захотел учиться мудрости, тому, чему его учила мать его.

НИКИТА ( подает ЗМЕЮ ларец): Прислала это тебе твоя матушка, чтоб спасти тебя. Если послушаешь и раскроешь этот ларец мудрости, то спасен будешь и спасены будут все, кого ты погубил.

 
АВТОР: Вспомнил Змей Горыныч свое детство безмятежное, добрую матушку свою и, взял ларец, захотел вернуть свое детство.
Змей Горыныч заплакал
Ларец открывается.
Змей Горыныч становится мальчиком-подростком ИВАНОМ.

Появились пропавшие сельчане и Анастасия.

Поселяне начинают приводить в порядок свои дома, свое поселение, садить растения, учить детей.
Звучит бодрая народная музыка.

АВТОР: Много сил приложили люди, чтоб вернуть прежний облик своему поселению. Они отмывали все вокруг от сажи и грязи, садили прекрасные растения, учили детей своих мудрости. Все вокруг расцвело и стало краше, чем прежде. Помогали им и мудрость человеческая, которую помог вернуть Никита, и сердца их чистые, полные любви и доброты, а также дружба, которая расцвела меж людьми.

НИКИТА: А труба? Из нее теперь только белый дымок, от которого никакого зла для людей не будет, только нужное людям тепло, потому что дело ее было творить добро, а не зло, как прежде, когда в ней это зло поселилось. Что внутри - то и снаружи!

АВТОР (бодро): Иван, которого раньше звали Змей Горыныч, вновь стал прежним,  добрым и хорошим. Он набрался мудрости человеческой и попросил прощения у всех, кому причинил горе. Просить прощение очень важно и для себя, и для всех вокруг. Это узнал он из мудрости, хранящейся в ларце. Он всегда стал поступать так, как лучше для людей, его окружающих, помнил: поступай с другими так, как ты хотел бы, чтоб поступали с тобой. Ведунья радовалась этим изменениям и благодарила Никиту, ставшего ей родным как сын.

Звучит веселая музыка. Свадьба. Все веселятся. В центре Никита и Анастасия.

АВТОР: Никита и Анастасия сыграли свадьбу, на которой были все. Веселились люди там, так как радость с тех пор не покидала эту землю.
А ларец? Он с мудростью человеческой, хранится в каждом доме, для всех, кто в нем нуждается. Есть он и в вашем доме. Оглянитесь! Помните, какими надо быть, чтоб его найти? Если захотите – найдете!