Обретение себя. Глава 7

Ли -Монада Татьяна Рубцова
     -  На рассвете поскачем белок добывать,  - сквозь зубы процедила  Милана, добровольная охранница. – Будь готов.
     - Всегда готов! – съязвил Артем.
     На самом деле он страшился своего обмана. «Ептиль-моптиль! – думал парень. – Артем Волосов, конечно, какой-никакой воин, но ни разу не охотник! Милана сказала «поскачем»? Я и коня-то только издалека видел. Весь мой обман завтра раскроется!»

     Когда они отошли от двора, где Артему «припаяли» вместо пятнадцати суток пятнадцать белок, к  Артему обратился Велимудр.
     - Не думаешь ли ты, что наш старейшина глуп? – задал он вопрос. - Я  наблюдал ныне, что ты  в душе глумился над стариком.
    - Как я могу быть серьезным, когда стою, обряженный, как пугало, в нелепую одежду и  вижу нереальную сцену так называемого «суда»?  Ведь это цирк  какой-то!
    - Имей в виду, что Чтислав проницателен, но Чтислав и добр. Он мудр, видел жизнь во всех проявлениях, поэтому не любит проливать кровь понапрасну. Другой  бы для укрепления своего положения приказал бы тебя казнить  или продал бы в рабство на Восток.
      - Значит, старейшина мне не верил?
     -Не верил. Но дал время присмотреться к тебе, узнать, что ты за человек. Вот сейчас вернемся в избу, разберем травы лечебные,  потрапезничаем, чем послали боги, а потом  сходим в святилище, воздадим им хвалу.
     - А в святилище обязательно? – Артем почувствовал, что приустал от  всей этой круговерти.
     - Обязательно. Будь на виду.

     - Я буду осторожен, Велимудр. Кстати, а как ты добываешь себе пропитание?
     - Моим даром многие пользуются,  я людей лечу, к моим советам прислушиваются. И не прошу ничего, а  меня не забывают, всегда занесут молока, меду, дичи аль рыбы. Не бедствую. Ведаю я, что сегодня Доброгнев и Орех добыли кабана, со всеми поделятся и меня не обнесут.
     И правда, когда вернулись в землянку, увидели на столе  чашу  с  мясом, отдающим костерком, и туесок с  малиной.
     - Ну, Малуша, когда только успела набрать! - усмехнулся ведун. – На суде глаз с тебя не спускала.
     - А я и не заметил! – честно признался Артем.
     - Ты многого не замечаешь. Как ты думаешь, почему попал сюда?
    - Ума не приложу! – искренне признался парень. – Да и не привык я много думать.

         За трапезой беседа продолжилась. Старик ел мало, все больше раскладывал травы на столе,  вязал в пучки. Казалось, он глубоко погрузился в себя. Его вопрос прозвучал неожиданно:
     - Как тебя звать-величать на самом деле?
     - Артем Волосов я.
     - Длинное у тебя имя.
     - Да нет, это имя и фамилия.
      -Что за «фамилия»?
     - Фамилии придут на Русь позже. Вот, например, потомок кузнеца будет иметь фамилию Кузнецов, потомок гончара – Гончаров, потомок князя – Князев. И так из поколения в поколение.
     - Слыхал я про князей, под себя народ собирают. И нас хотели полонить, только мы не дались.
      - А еще фамилии давали по именам или кличкам, - вошел во вкус Артем, радуясь, что в школе кое-чему-таки обучился.- Сын Петра – Петров, сын Василия - Васильев. Был в роду слепой – Слепов,  глухой – Глухов, хромой - Хромов.

     - Понял я про ваши фамилии, - перебил его ведун. - А ты, значит, Волосов?
     - Угу, - промычал Артем,  с азартом пережевывая мясо.
     - А откуда она взялась, эта фамилия? – не унимался Велимудр.
Артем развел руками:
     - Без понятия.
    - Ведаешь ли ты, что когда-то, в стародавние времена, многие боги жили среди людей? Лада, Макошь, Лель…
     - Это как наши святые?
     - Про святых ваших ничего не знаю, - вздохнул старик. - А вот Велес был такой, многие зовут его Волосом. Волосу доступны все три мира: Правь, Навь и Явь, он поддерживает равновесие между ними.
     Старик даже распрямил плечи и с торжеством в голосе продолжал:
     - Волос приводит младенцев в этот мир и встречает души усопших,  указует путь странникам, заботится о достатке, а еще Волос    бережет животных. Скотий бог, добрый бог. Не он ли позаботился о тебе, своем потомке, перебросив тебя  сквозь времена?
     - Ничего себе позаботился! – рявкнул Артем.
     - А разве нет? – улыбнулся Велимудр. - Скажи, по какой причине ты тут оказался?
     Артем замялся, но решил говорить всю правду:
     - Топиться пришел.

     Ведун усмехнулся:
     -  Не дал тебе  Волос глупую смерть принять.   Почему решил уйти в мир предков?
     - Девушка меня бросила.
     - Отвергла, значит?
     - Отвергла, - с металлом в голосе проговорил Артем, вспомнив Алену.    
     - Мы еще обсудим твои личные скорби, Артем, - закруглил разговор Велимудр,  видя, что парень напрягся. – А теперь нам пора. Пошли.
     - Сейчас. Только  в кроссовки переобуюсь.

     Ведун прихватил с лавки  чем-то набитый маленький холщовый мешочек и вышел из землянки. Артему ничего не оставалось, как последовать за мудрецом. Священное место находилось недалеко от ключа. Оно было окопано  по кругу небольшим ровиком, обложено валунами. В некоторых местах стояли чуры, оберегающие капище. Среди  березок возвышались идолы, вырезанные из дуба. Строгие лики, казалось, глядели на Артема с осуждением.  Перед изваяниями лежал жертвенный камень со сложенными в виде колодца лучинами. Велимудр достал из-за пазухи кресало и развел огонь. Когда заплясали языки пламени, старик открыл мешочек и высыпал в огонь просо.

     - Вот он, Велес, бог мудрости и знаний, - указал на самое высокое изваяние ведун. – Обращайся к нему, он услышит. Сам же  стал  на одно колено и воздел руки. «Велес, велемудрый, батюшка наш, услышь словеса наши, обрати свой взор на дела наши, виждь нас, детей своих, мы пред твоим оком предстоим,» - начал  нараспев славить  Велеса жрец.

     Пока Велимудр общался с духами природы, Артем, подражая старику, преклонил колено. Ни славить богов, ни молиться он толком не умел. Его обращение было коротко:
    - Велес, пращур мой славный! Помоги мне выбраться из этой дыры, а если еще не время, не допусти, чтобы  я  из-за своего неумения стал посмешищем для окружающих!

     Артем не мог с точностью сказать, сколько времени прошло, пока старик был в «процессе». Потихоньку начало смеркаться.
      К землянке подошли молча, каждый думал о своем. Старик расположился на лавке, а Артем кинул баранью шкуру на земляной пол.
     -Утро вечера мудренее, - вместо «спокойной ночи» услышал Волосов.

(Продолжение следует).