119. Бороду не заденьте, идиоты!

Лев Вишня
119. БОРОДУ НЕ ЗАДЕНЬТЕ, ИДИОТЫ!


   Ни один человек в истории не протроллил так своих палачей и врагов перед смертью, как это сделал Томас Мор, автор «Утопии».


  Томас Мор слишком хорошо знал Генриха, чтобы питать иллюзии. Король собирался провести осуждение бывшего канцлера палатой лордов, но потом решил дождаться более удобного случая. Узнав об этом, Мор сказал своей дочери Маргарет:
- То, что отсрочено, не оставлено.


  Когда герцог Норфолк, решил напугать Мора, он сказал по-латыни:
- Гнев короля - это смерть!
  Мор, улыбнулся и спокойно ответил:
- Это все, милорд? Тогда поистине разница между Вашей милостью и мной состоит только в том, что мне предстоит умереть сегодня, а Вам - завтра.


  Королевский приспешник и лжесвидетель генеральный прокурор Ричард Рич рассчитывал лишь так исказить слова заключенного, чтобы как-то можно было подвести их под понятие государственной измены. Мор ответил, что парламент имеет право заниматься статусом светских государей, и добавил:
- Допустим, парламент примет закон, что бог не должен являться богом, признаете ли Вы, мистер Рич, что бог это не бог?
- Нет, - испуганно ответил генерал-прокурор, - я откажусь признать это, поскольку парламент не имеет права принимать такие законы.


  Когда лжесвидетель Рич сообщил слова, якобы сказанные ему Мором наедине, обвиняемый прямо смотря в глаза негодяю, сказал:
- Если то, что Вы изложили под присягой, мистер Рич, - правда, тогда пусть мне никогда не лицезреть лика божьего. Этого я бы не сказал, будь дело по-иному, за все сокровища мира. По правде говоря, мистер Рич, меня более огорчает Ваше лжесвидетельство, чем моя собственная погибель.

 
 Уже во время казни один из служащих потребовал верхнюю одежду приговоренного в качестве вознаграждения. Мор ответил:
- Возьми мой колпак! Это и есть моя самая верхняя одежда.


   Подойдя к наспех сколоченному эшафоту, он попросил одного из тюремщиков:
- Пожалуйста, помоги мне взойти, а сойти вниз я уж постараюсь как-нибудь и сам.


   Поднимаясь, он сказал палачу:
- Шея у меня коротка, целься хорошенько, чтобы не осрамиться.


   Уже на эшафоте, беседуя с палачом, осужденный шутливо бросил ему за мгновение до рокового удара:
- Постой, уберу бороду, ее незачем рубить, она никогда не совершала государственной измены.


А вот теперь текст приговора, который пришлось выслушать Томасу Мору перед казней (это чтобы вы поняли, над чем он так шутил):

«Ввергнуть его (Томаса Мора) при содействии констебля Уильяма Кингстона в Тауэр, оттуда влачить по земле через все лондонское Сити в Тайберн, там повесить его так, чтобы он замучился до полусмерти, снять с петли, пока он еще не умер, отрезать половые органы, вспороть живот, вырвать и сжечь внутренности. Затем четвертовать его и прибить по одной четверти тела над четырьмя воротами Сити, а голову выставить на лондонском мосту».


   До сих пор поведение этого великого философа считается образцом поведения мужественного человека перед казнью.