Сумасшедший капитан и мёртвая команда

Владимир Врубель
Немецкое пассажирское судно «Pickhuben» построили для немецкой пароходной компании 1890 году в Глазго. В 1895 году его переименовали  в «Georgia».  Пароход перевозил пассажиров через Атлантику, и никаких особых событий с ним не происходило, кроме одной истории, о которой расскажу позже.

С 1902 года он курсировал между Нью-Йорком и Одессой. Когда началась первая мировая война,  пароход в 1914 году интернировали в нейтральных Соединённых Штатах. Там его в очередной раз переименовали в «Housatonic» и продали американской пароходной компании, которая переоборудовала судно в грузовое.

Пароход «Housatonic» перевозил грузы из Америки в Англию. 16 января 1917 года пароход отправился из США в Ливерпуль с грузом пшеницы. В 10 часов 30 минут 3-го февраля его остановила германская подводная лодка U-53 под командой знаменитого подводника-аса капитан-лейтенанта Ганса Розе.

Немецкий офицер и два матроса поднялись на борт судна, а капитану парохода пришлось проследовать на подводную лодку. Там Розе, свободно изъяснявшийся на английском языке, проверил судовые документы парохода, допросил капитана, затем велел ему вернуться на пароход и отдать приказание команде покинуть судно.

Розе объяснил, что пароход доставляет продовольствие в страну, с которой Германия воюет. Команда парохода погрузилась в два вельбота, а немцы открыли на пароходе кингстоны. Покидая «Housatonic», они собрали всё мыло на пароходе.
 
В Германии мыло во время войны было дефицитом. Пароход тонул медленно, поэтому Розе потопил его одной торпедой. Капитан уговаривал немецкого командира, взять на буксир их шлюпки, чтобы он доставил их ближе к Англии, но Розе нашёл другое решение.

Видя вдали какое-то судно, он привлёк его внимание выстрелом из орудия, и подлодка ушла на глубину. Судно, которое увидел немецкий подводник, было английским траулером «Salvator».

Траулер принял на борт американских моряков и доставил их в Англию. Им повезло. А история, о которой пообещал рассказать, случилась в 1894 году, когда пароход назывался ещё «Pickhuben». На мой взгляд, это очередная фантазия, распространившаяся в русскоязычном интернете.

Якобы в сентябре 1894 года в Индийском океане с парохода «Pickhuben» заметили сигнал бедствия с трёхмачтового судна «Эбий Эсс Харт». Немецкие моряки высадились на барк и увидели мёртвую команду из 38 человек и сумасшедшего капитана.

На самом деле был такой парусник, который перевозил сахар в Джакарту. Заболели и скончались три члена экипажа, а потом заболел и капитан. Парусник доставили на буксире в Кейптаун.

Дело в том, что пароход «Pickhuben» ходил только в Средиземном море и в  Атлантическом, а не в Индийском океане. Потопление «Pickhuben» немецкой подлодкой подтолкнуло США к вступлению в войну.

В 1926 году компания «Housatonic Steamship Company» потребовала от германского правительства возмещения за потопленный пароход и груз в размере 839 600 долларов, но высудила только  4 500 долларов.

Подводник Розе пережил войну. Капитан 2 ранга в отставке Розе умер 6 декабря 1969 года в возрасте 84 лет. Он считался одним из наиболее смелых и успешных командиров подводных лодок – потопил 79 судов общим водоизмещением  213 987 брутто-регистрационных тонн.

При этом Ганс Розе прославился своей человечностью и порядочностью, если такие слова применимы к действиям на войне. Он торпедировал корабль только тогда, когда вся команда находилась в спасательных шлюпках, шлюпки брал на буксир, пока не появлялось какое-нибудь судно, спасавшее экипаж потопленного корабля.

В 1916 году он совершил поступок, который привёл всех в изумление. В сентябре его подводная лодка вошла в Ньюпорт, Род-Айленд и пришвартовалась к причалу. Розе заявил, что он приглашает военно-морское командование и их жён к себе на лодку.

Американские адмиралы и их жёны, действительно,  побывали на немецкой подводной лодке. Но это уже другая история.


На фотографии: подводная лодка U-53 в Ньюпорте.