Годовщина позора

Виктор Шель
К 50-й годовщине подавления Пражской Весны
Не знаю заметила ли нынешняя Россия эту годовщину позорной Советской Агрессии, но людям моего поколения забыть события пятидесятилетней давности невозможно. Я не говорю сейчас о тех, кто тогда от имени советского народа по радио благословлял решительные действия Политбюро КПСС. Большинство советской интеллигенции не только отрицательно отнеслось к подавлению Пражской Весны, но восприняли это как крушение нашей мечты о создании на всей территории Социалистического Лагеря другого общества – общества, где благосостояние простого народа, свобода выражения мнений, уважение к человеческому достоинству людей станут основной целью государства. Мы мечтали о создании Социалистического общества с Человеческим лицом и чувствовали себя обманутыми. Я думаю, что члены Политбюро не осознавали того, что их действия внезапно отвратили от социализма большое количество самых преданных идее социализма людей. До событий декабря 1991 года было очень далеко, но семена были заложены в души людей именно тогда.
Лично я воспринял нападение на мирную Чехословакию как трагедию. Уж больно глубоко в мою душу засела надежда на то, что возможно построить Социализм с Человеческим Лицом. Я верил в то, что по примеру Чехии, где изменения прошли под руководством коммунистической партии, то такие же изменения под руководством правящего Политбюро постепенно пройдут и у нас. «Нужно время» - убеждал я себя. Но время двигалось в обратном направлении! Свободу задушили танками. Я навсегда потерял надежду на социализм. После Августа 1968 я понял, что надежды нет.
8-21-2018