Британский авианалет на Таранто

Александр Растегин
В июля 1940 году Королевство Италия вступило во Вторую Мировую Войну. Вступление Италии в Войну поставило под угрозу присутствие Королевского флота Великобритании в Средиземном море. На 1940 год Королевский ВМФ имел:
- военно-морскую базу в Гибралтаре
- военно-морскую базу на Мальте
- военно-морскую базу в Александрии (Египет)
Также англичане владели островом Кипр, который при необходимости мог быть использован для военных нужд и (что очень важно) Суэцкий канал. В 1920 году Египет получил независимость от Великобритании в результате многолетней национальной забастовки, сделавшей колонию дотационной. Однако Суэцкий Канал остался за Великобританией. Также англичанине сохранили военно-морскую базу в Александрии.
По результатам раздела Османской Империи после Первой Мировой войны Британия получила территории Ближнего Востока (современная территория Израиля с Палестиной и Иордан).
Италия в свою очередь владела Ливией, захваченной в результате колониальных войн 19 века. Близость британских войск в Египте неизбежно вели к боевым действиям в Ливии. Открывшийся фронт в Северной Африке требовал переброски с итальянского полуострова большого количества вооружения, горючего и продовольствия в Ливию. В таких условиях для эффективных перевозок требовалось уничтожить Британский Флот.
Соотношение сил в Средиземноморье
Основные типы кораблей, не считая вспомогательных. Соотношение по состоянию на июнь 1940 года.
[caption id="attachment_85180" align="aligncenter" width="300"]

английский линкор «Куин Элизабет»[/caption]
Британский Средиземноморский Флот:
-3 линкора                -авианосец «Игл»
-6 тяжелых крейсеров
-некоторое количество легких крейсеров
-некоторое количество эсминцев               -некоторое количество подводных лодок
[caption id="attachment_85181" align="aligncenter" width="300"]

итальянский линкор «Джулио Чезаре»[/caption]
Итальянский Флот:
-4 линкора + 3 линкора в постройке
-7 тяжелых крейсеров
-14 легких крейсеров
-59 эсминцев
-69 миноносцев
-110 подводных лодок
-1 броненосный крейсер
3 строящихся линкоров «Литторио» представляли наибольшую опасность за счёт мощных 380-мм орудий главного калибра и большой скорости хода (более 30 узлов).
Британский флот несмотря на то что был одним из сильнейших в мире, из-за большой территории Британской Империи был разбросан по всему миру (от Карибского моря до Сингапура в Тихом Океане). Также значительная часть флота Империи входила в флот Метрополии (Британские острова), учитывая недавнее падение Парижа (июнь 1940 года) и занятие немцами побережья Ла-Манша. Флот Метрополии был занят защитой Британии.
Средиземноморский флот Британии в результате оказался достаточно слабым. В его состав входили устаревшие линкоры Первой Мировой Войны «Куин Элизабет» и «Ривендж», имевшие очень слабое зенитное вооружение, что славило под угрозу корабль при любом авианалете. Низкая скорость (25 миль полного хода у «Куин Элизабет» и 22 мили у «Ривендж») не позволяли кораблям отрываться от новейших итальянских линкоров «Литторио» (со скоростью хода до 30 миль) и ставили их в невыгодное положение во время артиллерийской дуэли с ними).
Весьма серьезной проблемой также было наличие аэродромов на острове Сицилия. Постоянные бомбардировки Мальты и ее прибрежных вод итальянской (с 1941 года также немецкой) авиации привели к многолетней блокаде Мальты, продолжавшейся с 1940 по 1943 год (блокада была снята после занятия союзниками Сицилии в июле-августе 1943 года). Из-за блокады Мальты, переброски Британского Флота из Западного Средиземноморья в Восточное были сильно затруднены до 1943 года.
Итальянские и немецкие подводные лодки также активно противодействовали Британскому Флоту.
С другой стороны Итальянский Флот с трудом справлялся со снабжением своих войск в Ливии с самого начала войны. Из-за этого и угрозы английских кораблей к снабжению в большом количестве привлекались военные корабли Италии, в том числе и линкоры.
9 июля 1940 года произошло сражение у Калабрии. Английский линкор «Уорспайт» удачным попаданием вывел из строя итальянский флагманский линкор «Джулио Чезаре», чем фактически решил исход сражения. Выведение из строя итальянского линкора и ещё нескольких кораблей, на фоне эвакуации британских войск из Дюнкерка и падения Парижа, подняло дух Британского Флота на Средиземном море. Англичане, начавшие войну с серии серьезнейших поражений, были очень рады данной победе. Однако для полного уничтожения Итальянского Флота нужна была более крупная победа.
[caption id="attachment_85179" align="aligncenter" width="300"]

итальянские корабли в Таранто[/caption]
Авианалет на Таранто
Таранто - главная база Итальянского Флота, расположенная на юге континентальной Италии. В Таранто базировались итальянские линкоры. Очевидно, что англичанам для усиления контроля на коммуникациях на Средиземном море необходимо было уничтожить данные корабли с мощным артиллерийским вооружением.
К концу 1940 года британцы смогли перебросить дополнительные силы в Средиземноморье. Так был переброшен новый авианосец «Илластриес» с хорошо подготовленнными летчкиками палубной авиации.
[caption id="attachment_85185" align="aligncenter" width="300"]

английские бипланы-торпедоносцы «Фэри Суордфиш»[/caption]
Атака
Для диверсионного рейда был выбран новейший авианосец «Илластриес». Прикрытие кораблю осуществляли два тяжелых крейсера и несколько эсминцев.
Атака осуществлялась ночью в полнолуние. Ночная атака позволяла торпедоносцам, летя на минимальной высоте, скрываться в сумерках от зенитчиков в итальянской гавани. В то же время, полная луна позволяла видеть очертания итальянских линкоров (особенно учитывая их большие габариты). Также полет на малой высоте позволил легко преодолеть аэростаты, выставленные на подступах к базе.
По планам британского командования, итальянские корабли в гавани планировалось атаковать двумя атаками. Первая волна из 12 торпедоносцев, разбившись на звенья по три самолета, атаковала линкор «Конте ди Кавур» и «Литторио», первый получил попадание одной торпеды (что из-за плохой противоторпедной защиты хватило для его уничтожения), второй «суперлинкор» получил две торпеды и лёг на грунт в гавани в полузатопленном состоянии.
Второй атака состояла из 8 торпедоносцев и была осуществлена с противоположной стороны. Одна торпеда попала в линкор «Дуилио» и нанесла ему тяжелые поврежнения. Ещё две торпеды попали опять в суперлинкор «Литторио» (правда одна торпеда не взорвалась и затонула под гребными винтами корабля, что впоследствии осложнило подъем корабля со дна гавани). Англичане хотели также попасть в линкор «Витторио Венето» (однотипный кораблю «Литторио»), однако не добились попаданий.
[caption id="attachment_85184" align="aligncenter" width="300"]

линкор «Конте ди Кавур»[/caption]
Последствия
После авианалета итальянский флот до лета 1941 года имел только один боеспособный линкор («Витторио Венето»). В марте 1941 года из ремонта вышел старый линкор «Джулио Чезаре» (однотипный с потопленным одной торпедой в Таранто «Конте ди Кавур»), однако в силу слабой противоторпедной защиты практически не выходил в море и в начале 1942 года был вообще выведен в резерв. Налёт стал началом разгрома некогда могучего Итальянского Флота. Впоследствии англичане неоднократно выводили из строя на длительный период (до полугода) суперлинкоры «Литторио» и «Витторио Венето» (фактически больше половины войны линкоры провели в многочисленных ремонтах после периодических попаданий торпедами с британских торпедоносцев и подводных лодок и не сыграли никакой существенной роли в борьбе с Британским Флотом).
Потери итальянцев в Таранто довершались разгромов в морском бою у мыса Матапан в марте 1941 года где итальянцы потеряли сразу три тяжелых крейсера, а линкор «Витторио Венето», уцелевший при атаке в Таранто, был выведен из строя до августа 1941 года.
Фактически Итальянский Флот был небоеспособен с конца 1941 года, что позволило англичанам пекеключиться на другие театры боевых действий.
Источники:
- https://warspot.ru/2205-reyd-na-taranto
- https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Атака_Таранто