Связь времен и поколений. Приданное княжны Варвары

Евгений Кошелев
В этой статье я постараюсь рассказать, на основе известных мне документов, о Поимской вотчине, ее хозяине графе Шереметеве П.Б. и его влиянии на жизнь крепостных крестьян, в том числе моих предков. Это в будущем и определило их жизнь на новом месте, последнем пристанище - селе Топориха. Поим для моих предков, это не только вторая родина, но и на протяжении веков, начиная с момента их переселения с «насиженных мест»  по настоящее время является как духовной столицей, так и местом где находились их корни. Село, в трудные годы подставляло плечо своим бывшим сельчанам. И не зря большинство жителей моей малой родины вновь вернулись доживать свои дни в наше время в Поим. Я хочу рассказать немного о самой вотчине и о последнем насильственном переселении крепостных крестьян на новые земли, в том числе  и моих предков фамилии Кошелевых. Но обо всем по порядку.

***

  После кончины князя Алексея Михайловича Черкасского, княжна Варвара - единственная дочь князя, стала наследницей несметного состояния государственного канцлера. Она долгое время не выходила замуж, отвергая женихов, которые были охочи до ее богатств. Но шло время, и княжне было чуть более 30- лет, когда наконец-то ей подобрали жениха. Граф Петр Борисович Шереметев был моложе своей невесты на полтора года, но также был из именитого рода, хоть и менее богат. 28 января 1743 года брак состоялся, и все состояние стало общим имуществом супругов Шереметевых. Так Поимская вотчина стала приданым, которое граф получил вместе с рукой княжны Варвары Черкасской. Граф Петр Борисович Шереметев – сын фельдмаршала Б. П. Шереметева, соратника Петра I. Вступив во владение большим хозяйством, граф начал обустраивать доставшуюся ему землю в Поимской вотчине. Само село удобно расположился по обеим берегам одноименной реки Поим, которая недалеко от села впадает в реку Ворона.

 
***

  Но прежде чем рассказать об освоении земель графом П. Б. Шереметевым в Поимской вотчине, я хотел бы «забежать» немного вперед по времени. Это позволит показать более детально как портрет самого графа, так и его поступки. Знакомясь с работами историков и исследователей о самом графе, я не переставал удивляться  той деятельности П. Б. Шереметева в отношении крепостного крестьянства. Честно говоря, это выглядит как то странно на фоне того мракобесия, бесчинства, которые творили многие землевладельцы России XVII- XVIII веков над своими крепостными крестьянами.

***

 Наиболее полно как мне показалось, описывает в своих трудах « Вотчинные крестьяне рода Шереметевых» профессор Ивановского химико-технологического университета В. П. Столбов жизнь и деяния графа П. Б. Шереметева. А также его отношение к крепостным крестьянам, стараниями которых множилось богатство  графа.

 В своей работе он показывает, как управлялись вотчины в имении. Делами вотчины руководил приказчик, если он назначался из дворовых людей, или управляющий, если он назначался из вольных людей. В некоторых вотчинах обязанности приказчика несли выборные крестьяне, которые выбирались на сходе. Демократично, не правда ли.

  В Поимской вотчине управление велось управляющим, то есть лицом наемным.

 Сам процесс управления вотчиной был определен инструкцией, изложенной 20- ю пунктами. В них оговаривалось следующее:
- условия деятельности приказчика или управляющего;
- вопросы судебного характера (творить суд и расправу);
- обеспечение сбора с крестьян, как «государевых», так и хозяйственных сборов;
- мирские расходы (содержание управленческого аппарата, ложились на плечи крестьян, которые помимо государственного и помещичьего оброка, должны были содержать вотчинную администрацию, оплачивать все расходы, связанные с делами и повинностями, относящиеся к населению вотчин по сдаче рекрутов и т.д.).
 Не менее важны были обязанности приказчика (управляющего) следить за правильным распределением тягла среди крестьян, за тем, чтобы по окладной книге оброчных денег не опускать и прибыль показывать, за тем, чтобы сев и уборка были в « угодные дни»  и т. д.

***

  Бывший владелец Поимской вотчины, князь А. М. Черкасский заселяя эти земли, умело подобрал переселенцев в свою вотчину. Это позволили быстро развить по тем временам  местное производство.

  Граф Шереметев П. Б., вступая во владения новым хозяйством не только сохранил, но и приумножил богатство своего имения. А благодаря своим действиям, позволил крепостным крестьянам проявить себя и рачительными хозяевами.

 Российский историк, генеалог А. В. Краско - автор книги,  «Три века городской усадьбы графов Шереметевых. Люди и события», изданной в 2009 году пишет об этих введениях так: «Он ввел централизованную систему управления, во главе которой была «Крепостная коллегия», куда входили управители всех вотчин. В основной вотчине (с. Останкино) был создан так называемый «канцелярский институт» - школа по обучению кадров «которые до дома нужны», - то есть  готовили будущих управляющих имений».

 Барщина являлась наиболее обременительной формой эксплуатации, до предела стеснявшей хозяйственную инициативу крестьян. Поэтому часть помещиков, особенно в лесной зоне, переводила крестьян на оброчную систему. Для них это было выгодно получать с крестьян денежный оброк.
  Крестьяне графа П. Б. Шереметева находились на оброке, барщину не знали, и в разное время платили от 2 до 3 рублей.

 Возможно, это изменило их отношение к оброчному налогу, ведь старому хозяину - князю А. М. Черкасскому они платили с неохотой, а порой и вовсе отказывались. О чем я писал в предыдущей статье «Князья Черкасские».

 Оброк представлял крестьянину больше свободы в ведении своего хозяйства, в известной мере избавляя его от личной опеки со стороны приказчиков графа.

   Благодаря такому подходу  хорошо  было развито местное производство: пеньковое, овчинное, мукомольное, кирпичные заводы, маслобойни. Поим славился бондарями, плотниками, столярами, жестянщиками и каменщиками. Хорошо было развито гончарное искусство и особенно по изготовлению глиняных игрушек. Мужчины, как правило, делали посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки. Им помогали в этом и дети, которых приучали к этому древнему ремеслу с 7-8 лет.

***

  Все это позволило успешно проводить в Поиме ежегодние ярмарки, которые проходили по нескольку дней. Торговый путь из Тамбова в Москву также способствовал этому. Обилие трактиров, постоялых дворов делало село как шумным, но и создавало праздничное настроение.

   О Поимских ярмарках написано много в исторических документах, которые хранятся в историческом музее села Поим. Сам музей находится в здании бывшего трактира управляющего Уварова. Ярмарки были столь многочисленны и представительны по товарам, что о них знали даже в Петербурге.

  Об этом пишет в своей работе и профессор Ивановского химико-технологического университета В. П. Столбов, ссылаясь на воспоминания немецкого ученого о  ярмарках Поимской вотчины:

   «В 1840 году немецкий ученый барон Д. Гакстгаузен побывал в селе Поим. В своей книге «Исследование русской жизни в особенности сельских учреждений России» писал: - самые лучшие базары в Пензенской губернии считались Поимские, и бывали они по субботам, а по пятницам бывали так называемые подторжье. Главный товар торговли: хлеба, кожевенные изделия, и железо. Продавались также овес, гречиха, пшено, льняное и конопляное семя.
Так крестьяне села Никольский Поим, принадлежащего графу Шереметову П.Б., все состоя на оброке, помимо хлебопашества занимались изготовлением сапог и валенок, торговали хлебом и шерстью, Поим был  торговым бойким селом, в нем имелось 10 лавок, по субботам проводились базары, а в 10- ую пятницу после пасхи устраивалась ярмарка…»

   К концу XVIII века село был известен рукодельницами, кожевенным промыслом, а местные мастера поставляли для армии обувь.
  Владельцы вотчин улавливали прогрессивные тенденции экономического развития и способствовали этому. Что позволило развить в крестьянском сословии двойное подчинение.Это когда крестьянин, будучи, крепостным имел в своем деле (фабрика, завод, артель) рабочих крепостных крестьян.
А многие жители Поима, были настоль богаты, что имели миллионные состояния. И были случаи, когда они давали взаем своим хозяевам Шереметевым.
 
***
  Вотчинное село Поим являлся еще и центром старообрядчества среднего Поволжья. Шереметевы терпимо относились к вероисповеданиям крестьян в своих вотчинах, более  того они делали пожертвования на строительство церквей.

 Переселенные крестьяне внутри Поимской вотчины также были староверами, но относились к разным течениям. Так жители села Агапиха были староверами-беспоповцами, а села Топориха – поповского согласия, села Поганка (Шереметево) – молокане. Это укрепляет меня в мысли, что в Поиме они проживали отдельными улицами (слободками), и это им позволяло придерживаться своей веры. Население этих сел отличались от населения других окружающих сел, своим окающим говором.
 О староверах вотчины я писал в статье «Староверы: кто вы?» от 8.03.18 г.

***
 
 Крепостные крестьяне Поимской вотчины были не только умелыми землепашцами и  успешными торговцами, но и очень грамотными по тем временам. Вот как писал об этом великий русский историк Н. М. Карамзин (1766- 1826 г. г.) в своей книге «История государства Российского»: - « В числе подписчиков на «Историю» много шереметевских крестьян, среди которых хорошо образованные люди, очень много читающие и любители театра и даже стихотворцы». Очень много уделяли грамотности староверы, они в большинстве своем обучали своих детей грамоте самостоятельно на старинных книгах.Так священник Борис Боголюбов в статье "Храм во имя Святого и Чудотворного Николая в селе Поиме Чембарского уезда Пензенской епархии" пишет в "Пензенских епархиальных ведомостях" (№19 от 1913 года) следующее: "учатся они чаще путем настойчивого самообразования, стремятся просвятить свой ум истинными веры и религии". У многих староверов были прекрасные домашние библиотеки.  Было развито и школьное обучение в церковноприходских школах. В начале XX века только в Поиме было 5 (пять) школ.

  Быстро росла  и численность населения, так по «ревизской сказке» население Поима в 1717 году составило 1763 человека, а уже к 1913 году – 13000 человек. К сожалению уже при Советской власти численность населения шла по убывающей кривой, и тому были ряд причин: 1959 год– 4846 чел, 1989 – 3714 чел, после перестройки – 2012 г. – 2891 год.

 В дни Пугачевского восстания на территории Поимской вотчины не было никаких беспорядков. Отряд хоть и создался, возможно, из беглых крестьян, но о его действиях на этих землях в исторических документах не известно. Это склоняет меня к мысли, что в вотчине не было разительных противоречий и расслоения общества.

 Профессор В. П. Столбов в своей работе показывает, что на протяжении всей истории родом Шереметевых наряду с собранием земель и крестьян осмысливалось также проблема улучшения положения крестьян. Так в 1767 году П. Б. Шереметев принял активное участие в составлении проекта нового уложения,  по которому должно было бы облегчаться положение крестьян. Он изъявил полную готовность освободить крестьян от крепостной зависимости.  Такого не ожидала даже царица Екатерина II. И она под давлением других членов комиссии по составлению проекта о крестьянах, вынуждена была отказаться от вольнодумства некоторых членов комиссии, а графу П. Б. Шереметеву  дала отставку от гражданской и военной службы.

 Но знакомясь и с другими источниками о деятельности графа, я засомневался в этом. Так А. В. Краско в своей книге пишет следующее: « … ему приписывают малореальную, в то время идею отпустить своих крестьян на волю, но вряд ли было это правдой». А отставку графа от воинской и гражданской службы, которая состоялась в 1768 году, объясняет трагическими событиями в семейной жизни Шереметева П. Б. (2.X. 1767 года умирает жена Варвара Алексеевна, а в мае 1768 года от болезни умерла старшая дочь Анна). В связи с этим и произошла отставка графа, так  Екатерина II подписала указ данный сенату 28 июля 1768 года: « Генерал-аншеф, Двора нашего  обер - камергер и сенатор граф Шереметев просил Нас об увольнении его от всех военных и гражданских дел …». Думаю, что историки когда-то поставят в этом неясном вопросе точку.
   
  Последний потомок рода Шереметевых, владелец  Поимской   вотчины А. Д. Шереметев отдал свою усадьбу под земскую больницу. Она и сейчас находится на ее территории, но уже работает как поликлиника.

  Очень показательно Духовное завещание правнука графа С. Д. Шереметева своему сыну: « Будь верен преданиям рода нашего Шереметевых, служивших независимо и честно Родине и дорогому нашему крестьянству; носителю смиренному исконных наших заветов. Избави бог тебя от суеты и гордости». Наверно и в эти дни такой  лозунг полезен для «некоторых любителей крестьянства».
   
И  естественно при таком отношении к крепостным крестьянам переселение последних в 1743-1746 годах на новые места было несколько облегченно. О чем я расскажу в заключительной статье.

***
    
 В настоящее время от былого величия села Поима XVIII века осталось в память потомкам усадьба управляющего вотчиной графа Шереметева П. Б. (на фото), здания особняков купцов и дворян, а также исторический музей, хранящий тайны прошедших времен. Памятуя о корнях староверческих, в селе сохранились и церкви ).