Айа Напа Священный лес

Наташа Лазарева
Мы вошли в самолёт, на котором я ещё не летала – в два этажа, на втором – бизнес-класс. Летели достаточно комфортно. В прошлый раз, когда возвращались из Казани, прямо передо мной сидела мамочка с младенцем, у которого были какие-то проблемы с желудком. На медвежью болезнь кивать было никак, дитя ещё не понимало способа передвижения и бояться не могло. В этот раз где-то далеко впереди вопил ребёнок, но его крики воспринимались как факт, совершенно не мешая. Потом он уснул, всё-таки, рейс почти ночной, в 4-50, но перед посадкой проснулся и заорал снова.
Гидша в автобусе интересно рассказывала о многострадальном Кипре, сокращая путь от Ларнаки до Айа Напы. Я с сочувствием смотрела на отпускников, выходивших к отелям посреди города. Айа Напа, хоть и приморский городок, но достаточно крупный. Наш отель тоже стоял не у моря. Хотя, справедливости ради надо заметить, тут у самого моря нет ни одного отеля – потому что горы. В Лимассоле, в отеле «Крузейро», где я отдыхала шесть лет назад, отель стоял до такой степени на берегу, что от бассейна шли мостки в море. Здесь же нам надо было переходить дорогу и по лестнице спускаться под горку, между двумя другими отелями. Путь скрашивали пальмы, кактусы, фикусы, бугнвиллии, олеандры, оливы, другие вечнозелёные и буйноцветущие растения, и кошки. В Айа Напе, как и в Лимассоле, полно кошек.
Про кошек отдельная история.

На Кипр кошки попали из Египта в IV веке нашей эры, когда царица Елена Августа предприняла священный поход к Святой Земле, надеясь отыскать там Животворящий Крест и Гроб Господень. Заглянула царица и на Кипр. В то время случилась жесточайшая многолетняя засуха, в результате которой на острове расплодились змеи.
По распоряжению Елены на остров было доставлено несколько тысяч кошек, разместили которых в монастыре Святого Николая. На содержание кошек были выделены специальные средства. Животных с первого же дня кормили только змеиным мясом, а когда выпустили на свободу, кошки начали уничтожать ползучих гадов. Потому что кушать хочется.
Монахам следовало следить за здоровьем мохнатой армии. Кошки уходили из монастыря на утренней зорьке, в после вечерних колоколов возвращались на ночлег. С тех пор и по наше время – кошкам почёт и уважуха, и разрешение разгуливать, где душа пожелает.
В домах кошек держать не принято, хотя мы видели парочку в ошейниках. Ну, правда, зачем им париться в помещениях? Зимы не бывает, а про змей они давно забыли. Туристы кормят усатых-полосатых до отвала, приносят свежую воду, играют с котятами.

Час заселения в отель был в 2 пополудни. Но наш номер уже освободился, и нам вручили ключ. Мы забросили в комнату чемоданы и ушли на море. Мы купили полупансион, до ужина оставалось отдыхать и отдыхать.
Пляжи оказались не белые, местами галечные. Галька чередовалась с бледно-жёлтым, как выгоревшим, песком. Море очень живописное, но подальше от берега. У кромки болтались водоросли и всякая муть. Пляжи, похоже, никто не убирал. Дело в том, что на Кипре нет частных пляжей, и пляжей, принадлежащих отелям. Может быть, там, где расставлялись лежаки, было больше порядка, но мы туда не ходили. Лежаки и зонты – для нас роскошь непозволительная. Как и «всё включено» в этот раз. Аll inclusive удорожал цену вопроса почти вдвое.
Городские улицы, к слову, чистотой тоже не отличались. Кажется, здесь, как и на Сицилии, дворник – профессия мифическая.
Деньги и документы в номере мы убрали, как раньше, чтобы не арендовать сейф. Хитрые киприоты сделали платным также пользование холодильником. Но поставили в комнате электрочайник. Мы купили упаковку бутылок с водой, и потом наполняли их остывшей, включая чайник по сто раз на дню. Отсутствие холодильника меня только обрадовало – на такой жаре захочется холодненького, и ангина тут же составит мне компанию. А так, хочешь – не хочешь, пей воду комнатной температуры. Зато кондиционер работал исправно, это радовало. Но, в столовой, на ужине, не было даже воды, а свою приносить запрещено. Любые напитки – платные. Мы спокойно объедались всем, что предлагал щедрый шведский стол, заедая мясо и сладости арбузами, дынями и виноградом. Каждый раз на ужинах были яблоки, персики, виноград, апельсины, грейпфруты и арбузы. Яблоки и персики мы тырили, а на завтраках таскали выпечку. До ужина-то надо было как-то жить. Так что, наш обед составляли пара яблок, персик, три-четыре маленьких булочки на нос. На такой жаре – нормально. Только в первый день купили чипсы, батон с колбасой и мороженое в ближайшем супермаркете. Потом обходились и без мороженого. Всё равно, на ужин его всегда было четыре сорта.
Пошли на море. Внук спрашивает: «Бабушка, тут акулы есть?» - «Есть» - «Точно?» - «Да. Предлагают же туристам охоту на акул» - «А, если на нас нападёт?» - «Тогда вы с мамой плывёте к берегу, а я дерусь с акулой» - «Почему ты?» - «Акула – опасная хищница. Я уже старая, поэтому буду пешкой». Дочка пытается увести разговор в сторону юмора: «Ты старая и невкусная!» Я вспоминаю сюжет, показанный по телеку. В Китае ненормальна акула решила полакомиться кем-нибудь на пляже и выплыла на мелководье, пытаясь схватить человека. Нападение не удалось. Затем акула скакала у бережка, а вокруг неё скакали китайцы, снимая происходящее. Как сказал диктор, дальнейшая судьбы рыбы неизвестна. Может быть, она ушла в море, а может, её поймали. Думаю, её поймали. Чего добру пропадать – столько еды само приплыло. Кстати, в первый же вечер нас кормили мясом акулы. Среди прочих вкусностей. Так, нормальненько. Ничего особенного, но и не килька в томате, конечно.
После моря дети пошли в бассейн, а я – в город.
Айа Напа – Священный лес. Название идёт от монастыря, расположенного в центре городка.
Каких только вариантов написания названия я не видела! Айя-Напа, Аийа-Напа, Аяйя-Напа. Кто склоняет первое слово, кто второе. Я остановилась на том, как оно обозначалось в местных картах – Айа Напа. Правда, с падежами не разобралась.
Айа Напа считается золотой Ривьерой Кипра, районом тусовщиков. Это точно, тишина за окнами устанавливалась после полуночи. Но нам ночная кипучая жизнь не мешала. Закрытый балкон, гудящий кондиционер, бурчащий телевизор (два русских канала), да и отель располагался не в центре, а на окраине. Так что было нормально.
Название «Айа Напа» переводится как «Священный лес». Легенду нам рассказывали все гиды. Когда-то эта местность была покрыта густым необитаемым лесом. (Сразу скажу, представить себе такую картину не смогла, для леса нужна земля, а там – одни камни, даже травы нет.  Хотя, за пару тысяч лет могли произойти какие-то кардинальные изменения). Однажды заблудившийся охотник обнаружил в лесу пещеру, в которой была сокрыта икона Богоматери. С тех пор лес стал считаться священным, икона стала называться иконой Богоматери из Айя Напы – Священного Леса, и ближайшая рыбацкая деревушка тоже получила название Айя Напа. Она, кстати, и оставалась рыбацким посёлком до той поры, пока 44 года назад турки не оккупировали часть Кипра, захватив главный курорт – Фамагусту. И грекам пришлось развивать новые места для приёма туристов. С Айа Напой у них получилось выше всяких похвал.
Одна из гидш нам выдала другую версию названия поселения. Но очень заумную, во всяком случае, для современного туриста. Если читать название задом наперёд, получается на каком-то языке Главная Святая – то есть Богоматерь. То есть, место, где хранилась и какое-то время пряталась икона Богоматери.

Сейчас в городе зелень есть там, где её посадили. Надо же туристов как-то завлекать. Местами город напоминал юг Италии. Но очень местами. Здесь у домов преобладает белый цвет. 99% строений – белые. И церкви – православные. Но, как в католических – с сиденьями. Только у католиков сиденья общие, а в здешних православных церквах – отдельные, даже если соединены в общий ряд. Здесь считается, что в церкви человек должен думать о Боге, а не о больных коленях.
Ещё в местных монастырях и церквях свечи и записки ничего не стоят. Если можешь – опускаешь монетки на храм. Но никто не следит за этим.
Голову никто не покрывает, это пошло с давних времён, так христиане отличали друг друга от мусульман.
И свечи за здравие и упокой ставятся вместе. Если человек верит в бессмертие души, то зачем их разделять? Для Бога мы все живы.
Я прошлась по городку, зашла во все супермаркеты, лавочки и турагентства, набрала буклетов с предложениями экскурсий, чтобы было с чем сравнивать цены.
Я нашла, где Музей воды, Музей крестьянского быта, монастырь, Луна-парк, Улица баров и порт. Всё рядом. Парк скульптур и Парк кактусов – за нашим отелем. Где-то ещё – акведук. В интернете ещё писалось в Каво Греко – каком-то парке за городом, и мосте Влюблённых. Поищем.
Вечером, отдыхая после насыщенного событиями дня, дочка сказала: «Здесь так здорово, я себя чувствую, словно отдыхаю уже неделю!» Перед сном мы занялись выбором экскурсий.

Продолжение: http://www.proza.ru/2018/08/23/999