Самая самая самая

Алексей Ратушный
Теперь, когда она уже спит вечным сном, я могу сказать о ней это.
Больше десяти лет её нет со мной.
А её родной сестры нет на Земле уже 54 года.
Всё меньше остаётся времени, чтобы успеть сказать что-то очень важное.
Когда мамы не стало, я наконец обнаружил, как много я не успел у неё спросить, и как много она не успела мне рассказать.
Так случилось.
Так выпало.
Так произошло.
Поэтому я решаюсь высказать своё сугубо личное мнение, свой исключительно субъективный взгляд на её жизнь, на её личные качества, её личные достижения.
Я пришёл к выводу, что в самом начале жизни мне выпал джек-пот.
Кто-то выигрывает миллион долларов.
Кто-то получает в дар самую совершенную жену.
Кому-то достаются слава и невероятное долголетие.
Мне с самого зачатия досталась самая потрясающая женщина планеты.
Бог дал мне возможность общаться с великим множеством женщин.
Женщин удивительных, прекрасных, чудесных,.
Среди них встречались просто невероятно образованные, чудовищно интеллектуальные, фантастически умные.
Мне повезло слушать и слышать их, видеть, понимать.
Удивительные судьбы.
Потрясающие подвиги.
Невозможные достижения.
И всякий раз я подсознательно мерял их дарования и таланты масштабом своей мамы.
Конечно, это не было простым наложением «мерки» на «объект».
Просто проскальзывали детальки и моментики.
Ничтожные.
Почти неощутимые.
Мелькали, как пылинки.
Как тени на фоне огромного купола синего до боли неба.
Мама как бы «проигрывала» - и ростом, и весом, и морщинками, и голосом.
По чуть-чуть.
Но было в ней нечто такое, чего я не видел ни в одной из женщин, встреченных мною на планете.
И это нечто перевешивало всё!
Было в ней то, что сближало нас с мамой больше, чем родная кровь, чем единая лагерная судьба, чем общая пуля от конвоира.
Больше чем родной дом и самые близкие и родные люди.
Запредельная жажда жизни и запредельная готовность преодолевать любые невзгоды и препятствия.
Ни в какой ситуации мама не переставала радоваться жизни.
Она принимала мир таким, каким он ей доставался.
За всю жизнь я ни разу не видел её истерики.
Ни одной истерики!
За три четверти века!
Она писала стихи в любом состоянии, в любой ситуации.
Мир для неё был поэтичен.
Мир рифмовался с ней всегда и во всём!
И её литературой всю жизнь были прекрасные стихи русских поэтов.
Порой мне казалось, что она знает их всех и всё-всё у них читала и запоминала и носила в себе.
Десятки тысяч стихов она могла цитировать наизусть без малейшего напряжения.
И никогда она не искала себе какой-то особой одежды или какой-то особой пищи.
Одно лето мы с ней питались зелёным луком и сметаной.
Всё!
Посёлок тот имел удивительное имя собственное: Светлый!
Там соседская девочка полюбила мамину геофизику и потом родила дочку – Свету! Прошло немного лет и я свою первую дочку тоже назвал Светой!
Такое это было время и такой мир моей мамы.
Одно время меня так и подмывало составить рейтинг самых-самых женщин с которыми довелось общаться или о которых довелось что-то знать.
Моя великая учительница Вера Яковлевна Комарова!
Она по сути воскресила апории Зенона!
А в войну санитаркой вытащила на себе раненного лётчика – своего будущего мужа!
Гениальная женщина – овладевшая древними языками и преподававшая историю философии в главном нашем университете.
Личность незаурядная, сильная, строгая.
Сейчас в Интернете с интересом наблюдаю за судьбами удивительных женщин новой формации.
Великие!
Волшебные!
Но моя мама – круче!
И сейчас я понимаю, на какой недосягаемой высоте она находится по отношению ко всем другим известным мне женщинам.
Понятно, что я абсолютно субъективен.
Понятно, что я не могу быть объективен.
Наверное для каждого человека его мама – это всё самое высокое светлое и священное на Земле.
И видимо это так и должно быть.
Но умереть и ни разу не сказать о маме то, что она – лучшая…
Ну вот… кажется успел…