Первые шаги, Второй рассказ о Гусаре

Алла Жарикова
               

  Гусар всю дорогу спал. Проснулся только когда мы с папой стали выходить из такси. У нас были ключи, но мы не стали открывать дверь сами. Папа сказал

- Пусть нас встретят. Щенок должен видеть, что здесь ему рады и ждут.
 
   Я вытащила малыша из-за пазухи, поставила перед дверью и позвонила. Дверь быстро распахнулась, на пороге стояли мама и братишка, Володя. Гусар, вытянув шею, принюхивался к незнакомым запахам.

- Ну, заходи, Гусар. Это теперь твой дом, не бойся, - ласково сказала мама и отступила в сторону, давая щенку дорогу.

   Он долго не раздумывал. Решительно прошагал вперёд на своих толстых, неуклюжих лапах. Сначала  обошёл коридор, заглянул под вешалку, под этажерку, в обувной ящик, затем перешёл в гостиную. Мы решили, пусть Гусар сам выберет себе место, конечно, если это не на сквозняке, не возле батареи и не под кроватью. Заводчица, Елена Александровна,  нас предупредила, что в этих местах устраивать лежанку собакам нельзя. Малыш походил по комнате, полакал болтушку – молоко с сырым яйцом и мёдом, потом вышел в коридор, залез в уголок за этажеркой и там улёгся. Чтобы ему не было тесно, папа подальше отодвинул этажерку, а я подстелила под щенка матрасик и воротник, пропитанный запахом его родного гнезда. Отдыхай с дороги, Гусарушка.  Мы же вчетвером уселись на диван и стали разглядывать щенячью карточку нашего питомца. У Гусара оказались очень знаменитые предки. Почти половина – победители выставок и чемпионы  породы.
 
- Наш будет не хуже, - уверенно сказал папа. – Надо его правильно кормить, развивать физически и тогда он, когда подрастёт, непременно займёт на выставке первое место.

   А пока будущий победитель сладко спал. Чтобы ему было теплее я, по совету мамы, подложила под матрасик бутылки с горячей водой. А вот я в ту ночь почти не спала. Несколько раз вставала, чтобы заменить в бутылках воду и пощупать щенячий нос – не сухой ли. Гусар спал крепко, не скулил, не плакал по матери. Ему снились какие-то сны. Порой он тихонько тявкал и дёргал лапами, как будто бежал.

   Хорошую собаку вырастить не просто. Кто-то уверен, что плошки с молоком и пары костей вполне хватает щенку на день.  Предоставил всё это утречком и иди по делам. Когда захочет, тогда и поест. Если на костях есть мясо, то это ещё, куда ни шло. А если нет и кости вываренные, голые?  Рахит вырастет, а не чемпион. На следующий день,  после того, как  мы привезли Гусара, раздался телефонный звонок. Я взяла трубку.

- Здравствуйте! Вам звонят из Клуба Служебного собаководства. Меня зовут Светлана Серафимовна, я консультант по кормлению в секции породы эрдельтерьер. Берите ручку, бумагу и записывайте поэтапный режим кормления щенка.

  Одного листка мне не хватило. Светлана Серафимовна надиктовала мне длиннющий список того, что должен есть щенок и чего не должен. На каждый месяц  до годовалого возраста был составлен рацион, которого следовало придерживаться неукоснительно. Отдельно был дан список витаминов и подкормок.

- И никаких костей, особенно куриных, бараньих. Варёные говяжьи тоже не давайте. Пользы от них никакой, а зубам и желудку навредить могут.

   Список я аккуратно переписала и повесила на стену. Чтобы у щенка не провисала спина и была красиво поставлена шея, миску с едой  поставила на подставку. С ростом Гусара будет расти и подставка. А рос он быстро. Ел всё: и молочную болтушку с яйцом и мёдом, и творог, и кашу, и морковь, и яблоки, и суп, и рыбу, но особенно любил сырое мясо и получал его каждый день. В то время в нашей стране ещё не продавали сухие корма для собак, а продукты были не так дороги. Но как- же кости? Собаки так любят их грызть, да и для развития силы челюстей это хорошо. Вместо твёрдых костей мы давали Гусару крупные хрящи, с ними щенячьи зубы хорошо справлялись.

   Шли дни. Шерсть на Гусаркиных лапах и голове посветлела, а на спине вместо чёрного каракуля появилась косматая шубка. Походка стала увереннее. Питомец заметно подрастал. И как я могла раньше говорить, что эрдель – некрасивая собака?

   В руководстве по служебному собаководству, которое  купил папа, было написано: «Служебная собака не должна бояться выстрелов, шума, посторонних лиц, незнакомых предметов и перемены окружающей обстановки». Всё интересно Гусару.  Сел перед окном голубь, щенок тут как тут – что за зверь? Соскользнуло на пол одеяло, надо посмотреть, что оно затеяло? А сколько вокруг интересных вещей, которые можно потаскать или потрепать – не сосчитать. Не все хорошие. Есть  такие, что  гудят, трещат и падают с шумом на пол. К ним Гусар относится либо настороженно, либо активно их облаивает и даже кусает.

   Наступили новогодние праздники. Папа принёс высокую пушистую ёлку, и мы всей семьёй украсили её огоньками, разноцветными игрушками и бусами. Гусару ёлка очень понравилась. Он нюхал её, бегал вокруг и, наконец, притащил свою любимую игрушку, плюшевую обезьянку. Должно быть, решил показать ей эту красотищу. Всё было готово к празднованию – ёлка наряжена, мусор убран, родители стали накрывать стол, а мы с братом отправились в чулан и торжественно принесли короля новогоднего праздника, полуметрового  Деда Мороза. Со всеми почестями мы установили его под ёлкой в ожидании, что завтра утром каждый из нас найдёт у его ног свой подарок. Вдруг за своей спиной я услышала грозный рык. Припав к полу, на Деда Мороза надвигался полуторамесячный Гусар. Одним ударом «могучей» лапы он свалил этого странного бородатого человека с мешком и запрыгал вокруг с победным лаем. Время от времени он нападал и трепал поверженного врага.
 
  Влившись в нашу «стаю», Гусар стал активно принимать участие в её жизни. Папе надоело, что двери в гостиную и спальню растворяются от малейшего сквозняка, и он решил прибить на косяки кожаные накладки, вырезанные из старого ремня. Начал со спальни. Пока папа приколачивал накладку, Гусар стоял позади, внимательно наблюдая за его действиями. Но вот работа закончена, и папа перешёл к двери в гостиную. Приладил к месту накладку, приставил гвоздик, хвать – а молотка под рукой нет, забыл на предыдущем месте. Придётся прервать процесс. Оглянулся папа, видит - рядом стоит Гусар, хвостом виляет и молоток в зубах держит. « Хозяин, ты забыл палочку, с которой играл у той двери. Возьми, я принёс, и тебе опять будет весело».
   
   Январь 1967 года выдался снежным. Во дворе лежали высокие сугробы, и ребятня рыла в них пещеры. Маленькие, недавно посаженные на нашем бульваре, ёлочки стали похожи на детишек, укутанных в белые шубки и башлыки. Закончились новогодние каникулы, и Дед Мороз в обтрёпанном тулупе снова занял своё место в чулане до следующего года. Воскресным утром папа подошёл к окну и покачал головой.

- Вот это да! Сколько снега навалило на балкон, того и гляди, обвалится. Надо почистить. Давно хотел это сделать, да ёлка мешала.

   Папа пошёл за лопатой, а мы с Гусаром отправились на прогулку во двор. Вернулись быстро, было ветрено. Гусар притащил в гостиную плюшевую обезьянку и пригласил меня поиграть. Игра была такая. Щенок отходил в сторону, а я брала игрушку и передвигала её к нему. Обезьяна ползла, рычала, потом, испугавшись, пускалась наутёк. Гусар догонял её, и начиналась борьба. Конечно, всегда побеждал щенок. В самый разгар игры заскрипела балконная дверь, и в комнату вошёл папа. На нём поверх пальто была накинута плащ-палатка, шапка надвинута до бровей. Гусар, опустив хвост, попятился назад. Он не узнал папу в таком одеянии, кроме того ни разу не видел, чтобы кто-то пользовался этой дверью. Все свои входили в дом через дверь в прихожей, а этот чужак проник в квартиру через балкон. Гусар всё пятился и пятился. Вдруг, как будто вспомнив что-то, он бросился вперёд и, встопорщив шерсть на спине, заслонил меня от «врага» своим маленьким тельцем.  Его короткий хвост воинственно задрался. Мой  отважный  друг рычал, лаял, в его голосе звучала угроза, он защищал меня, хотя я была больше и сильнее. Верный Гусар!

  Я шепнула папе, что надо делать, и мы с Гусарушкой прогнали незнакомца. А тот, удирая в коридор, трясся и вопил от страха. Вдобавок, он потерял шапку, и щенок, рыча, начал её трепать. Ясно, посторонних лиц наш питомец не боится.