Кто такая настоящая мать

Свет Софии
песня "Когда со мною, Мама, Ты!"
https://www.realmusic.ru/songs/1685886

песня "Материнская песня"
https://www.realmusic.ru/songs/1686023

О матерях написано так много и так много разного. Эта тема извечно волновала людей, потому что мать – это врата жизни для ребенка, он взрастает в глубине ее существа, она самая близкая, и для ребенка является миром, через который он познает мир вокруг.

О том какой должна быть настоящая мать есть множество различных мнений. Но настоящая мать – есть образ Матери Вышней, и потому история матери – это история Любви, настоящей Любви. Быть настоящей матерью – это самое высокое искусство и одновременно – подвиг, ибо это требует включения всех духовных, душевных и физических сил. Рождая ребенка, мать отдает частичку себя, потому ей дано чувствовать свое дитя. Но по подобию Вышней Матери, отдавая часть себя, она одновременно и отпускает эту частичку в свободное волеизъявление, и становится ангелом-хранителем своего ребенка.

Рождение ребенка на Земле – это чудо. В нити судеб уже живущих вдруг вплетается новая нить, возникая будто ниоткуда. В жизнь мужчины и женщины входит новое существо – плод их соединения и любви. Кто он и как нужно относиться к нему? Что правильно, а что неправильно в его воспитании? Ответы на эти вопросы крайне затруднительны, ибо все неоднозначно. Если задать вопрос женщинам, имеющим детей – считают ли они себя настоящей матерью, уверены ли они, что правильно воспитывают своего ребенка – большинство ответит: «Нет». Здесь, конечно, не упоминается о тех, кто вообще не задумывается о своей душе, не анализирует своих поступков и не ищет Бога. И потому, большинство матерей сопровождает ничем не снимающееся чувство вины – маленькие ли ее дети или уже взрослые. Глядя на своего ребенка, на события его жизни, матери считают себя виновными в неудачах, падениях в жизни их детей. Есть, конечно, и другая категория женщин, безапелляционно уверенных, что все, что они делают для своих детей – это самое лучшее, и потому их не гложут сомнения в методах их воспитания. Но все это говорит лишь о заниженной или завышенной самооценке женщины. Для большей части женщин всегда маячит призрак самого ужасного открытия: «Я – плохая мать...». Страх принести вред ребенку, который зависит всецело от тебя, очень сильно воздействует на многих, особенно молодых матерей. Порой этот страх незаметно вводит в зависимость от ребенка – он чувствует внутреннюю неуверенность матери и начинает манипулировать этим, превращая ее в исполнителя своих желаний. Из уст таких детей часто звучит в адрес матери: «Все мои проблемы – из-за тебя, ты не смогла мне дать то, что мне нужно...»

Науку воспитания, как и науку Любви – невозможно облечь в какие-то конкретные формы. Как не существует формулы любви, так нет и формулы воспитания. Всем женщинам, которые страдают от того, что не являются идеальной матерью, хочется сказать – идеальных матерей не существует, ведь все мы пока только люди, которые сами ищут путей спасения, никто из нас не может быть идеальной матерью, не став совершенной личностью. И даже став совершенной личностью, мы не можем сказать, что итог нашего воспитания будет всецело прекрасным. Психологи считают, только 20% качеств в человеке формируется за счет воспитания, 80% – это то с чем он приходит в этот мир. Да и воспитание происходит не только через контакт с родителями – на ребенка влияют очень многие факторы – общее информационное поле Земли, страны, рода, ТВ, интернет, книги, учебные заведения, друзья и т.д. Ребенок – это отдельная вселенная, со своим правом выбора, и мы не можем считать себя виновными во всем, что происходит с ним.

Обычно дети рождаются, когда женщина находится еще в духовно незрелом возрасте, когда у нее не сформирован еще духовный стержень и не хватает житейской мудрости. Необходимая мудрость приходит уже в довольно позднем возрасте, когда физиологически детей родить уже проблематично, да и физических сил не так много, чтобы нести все заботы о ребенке. В это время уже появляются на свет внуки, которых часто и любят больше, чем своих детей.
Каким образом у девушки – вчерашнего ребенка, открываются материнские качества и понимание как обращаться со своим малышом? Это глубокая тайна. Можно прочитать горы книг, но они не смогут дать того самого главного импульса, что раскрывает душу матери к ее чаду. Да так раскрывает, что она становится готова пожертвовать очень многим, а часто и самой жизнью для этой новой жизни, что рождается через нее. Девочки, не успев встать на ноги, уже с увлечением нянчат пупсов, катая их в игрушечных колясках, кормя их из ложечки, и укладывают спать, напевая колыбельную. Это качество вынашивать новое, стать сохраняющей и питательной средой для него является врожденным качеством женщины. В момент рождения ребенка женщина, чья душа принадлежит Небу, соединяется с первозданным Истоком своей женской силы. Интуитивно она в этот момент обретает то, чего ищут аскеты веры годами беспрерывных молитв, стяжанием высших добродетелей. Инстинкт матери часто сильнее самого мощного из инстинктов – самосохранения жизни. Благодаря этому, на Земле возможно такое удивительное таинство – рождение новой жизни!

Старушка-Земля помнит бесконечные череды рождений за все время существования на ней людей. Как дочери сами становятся мамами, принимая эстафету рождения и поддержания жизни. Говорят, что женщина – хранительница домашнего очага. Да и глобально, если посмотреть на череду рождений на Земле, она – хранительница огня жизни. Мы знаем, что грех принес в жизнь людей смерть, мать же оказывается главной, кто противостоит смерти, ибо она хранит жизнь. И главная ее битва со смертью – не только в сохранении жизни тела, сколько в сохранении жизни души. «Молитва матери достанет со дна моря» – говорят в народе. Женщине духовно дана сила отвоевывать свое чадо у сил тьмы. Главное при этом, чтобы она не забыла, что Бог не меньше нее любит ее дитя, что душа его принадлежит не ей, а Богу. И потому борьба за ребенка не должна простираться у нее дальше Воли Божьей.

Как известно, матерью называют больше не ту, что родила, но ту, что воспитала. Есть женщины, которые могут родить детей, но так и не стать им матерью, ибо в этом плане они бесплодны. А есть такие, любви у которых хватает на многих, пусть физически они и не имеют детей. Каждая женщина, чтобы стать по-настоящему Женщиной должна раскрыть в себе качества материнства, даже если она и не может родить ребенка. Качество материнства – это высшая точка проявления женского начала, которая возвышается до Небес. Этот дар рождать и поддерживать Огонь в душе другого – высшее проявление Женщины. Мать – это проводник для ребенка, направляющий его к Богу, к максимальному раскрытию в нем истинно Человека. Не даром женщин, которые становятся духовными наставницами – называют матушками, а иногда просто мамами. Потому что духовное материнство, в котором в душе подопечного рождается Христос, куда выше земного и отражает высшую суть материнства. Иногда и духовные отцы применяют образы материнства, описывая то, что происходит между духовным наставником и его чадом:

«Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1 Кор.4:15).

Мать и ребенок связаны очень прочными энергетическими связями – до 21 года ребенок постепенно выходит из материнских структур. До этого он воспринимает мир через нее. Поэтому от состояния ее, конечно, зависит и его восприятие.
Высшая задача матери на Земле – помочь ребенку адаптироваться в земном пространстве, любовью направляя его движение к Небу. Пробудить в нем жажду Света, будучи исполненной самой любовью к Богу, дать этот импульс и ему. Мать – путеводитель Божьей Любви для ребенка в этом мире, позволяющий ему научиться отличать истинное от иллюзорного. Став вратами его рождения, она навсегда становится для него источником силы, защиты, утешения. Пока ребенок не выстроил свой фундамент, мать является для него таким фундаментом. Горе матерям, которые используют этот дар для того, чтобы сделать ребенка своей собственностью, завязывая на себе и уча приспосабливаться к миру сему. Дар материнства раскрывает женщину и открывает ей, как уже говорилось путь к истоку женской силы. Желая исполнить свою материнскую задачу – женщина должна расти духовно, чтобы через нее к ребенку шли высшие вибрации духа, а не потоки земных страстей. Закрывая ребенка своей самостью, она становится проводником только родовой информации, делая ребенка заложником ее рода и рода отца. Только вырастая и выходя из  родового поля, ребенок может путем серьезных потрясений найти путь к Небу и освободиться от родовых матриц, которые всегда находятся в очень глубинных пластах человеческого существа. Какую закваску вложит мать в формирующуюся личность ребенка – любви к Небу или любви к миру? Мать – как наседка высиживает в ребенке то, что считает наиважным. Если она живет высшими вибрациями, то она будет взращивать в ребенке все Божье, если живет миром – будет взращивать в нем исключительное земное. Такая мать будет заботиться только о здоровье, о том, чтоб ребенок был сытым, хорошо одетым, возможно, получил хорошее образование – именно в этом она видит счастье своих детей и свою основную задачу.

«Материнская сила и материнская преданность развивают в младенце ростки любви и веры. Кого любит мать, того любит и её дитя. Кому доверяет мать, тому доверяет и дитя. И если мать скажет: «У меня есть Отец Небесный, от Которого исходит всё хорошее, чем мы обладаем» – ребёнок, доверяя матери, поверит и в её Небесного Отца. Так ребёнок под руководством матери поднимается от чувственной веры и человеческого доверия к чистому чувству истинной христианской любви» (И.Г.Песталоцци – 1746-1827 педагог).

Конечно, как уже говорилось, далеко не все зависит от матери. Души приходят со своими качествами, наработками, своими болезнями и мать не должна ставить своей целью сделать ребенка идеальным. Так проявляется страстное материнство – любой ценой сделать из ребенка идеального человека. Лучше иначе ставить вопрос – сделать максимально от нас зависящее, чтобы ребенок стал тем, кем он может стать для Бога. Мать может давать импульс, а выбор все равно за ее чадом, ведь он имеет такое же право свободной воли, как и все живущие. Насаждать веру так же неправильно, как насаждать любовь к миру. Тем более, что желание, чтобы ребенок соответствовал идеалу часто имеет под собой подтекст – «идеалу, который представляет себе мать», а это, в большинстве случаев, совсем не есть тот образ, который вложен в душу.

Иногда женщине не дается в жизни иметь собственных детей, чтобы она научилась любить других, ибо если б имела своего, то в силу своих несовершенств зациклилась на нем одном, превратив его в идола. Часто бесплодие женщины чудесным образом разрешается, когда она решается усыновить чужого ребенка и по отношению к нему раскрывается как мать. Материнство – это жертвенность, и оно не сможет раскрыться без этого качества.

Конечно, то, что было получено нами в детстве, очень сильно влияет на наши последующие ситуации. Многое сознательно забывается, но живет в подсознании всевозможными страхами, предубеждениями и даже фобиями. Чтобы притянуть чистую и светлую душу, а главное, чтоб она смогла войти в эту жизнь и утвердиться в ней – необходима любовь между мужчиной и женщиной, их сильная молитва о даровании чада, о прощении их грехов, о подготовке их стать родителями. Тогда выстраивается сильный канал, по которому ребенок может прийти на землю. А иначе, даже более-менее хорошим душам приходится, как парашютистам прыгать с высоты тонкого мира в мир земной. Если их ждет ровная, гармоничная почва – это им помогает укрепится в этой жизни и обрести уверенность. Если родительская среда полна взрывов и неурядиц, то некоторые всю жизнь не могут выйти в равновесное состояние после такого приземления. Конечно, подобное притягивает подобное, но бывает, что на сложную посадку идут сильные души, беря на себя серьезные задачи спасения души их родителей. За время существования Земли, как мы говорили, по ней прошло миллиарды людей, множество родов. Хорошо, когда в роду рождались праведные души и своим духовным подвигом выравнивали искажения, внесенные предыдущими поколениями. А иначе, негативных накоплений скапливается в роду множество, и они не могут не оказывать серьезного воздействия на тех, кто в этот род приходит.

«Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс.50:7) – говорится в покаянном псалме. Грех проник во многие сферы жизни человека, как разъедающая ржавчина, особенно исказил он самые сокровенные сферы – отношения между родителями и детьми, между мужчиной и женщиной. Ибо вырастая, ребенок поворачивается лицом к своей половинке, в то время, как до этого был обращен к родителям, особо к матери.

«Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт.2:24); «И более любит человек жену свою, нежели отца и мать» (2 Езд.4:25).

Две эти сферы постоянно будоражит – они пестрят проблемами в самих себе и проблемами между собой, где материнская воля становится поперек того, чтобы ее ребенок отсоединялся от нее для того, чтобы создать свою семью.
Конфликт между родителями и детьми обходит редкие семьи. Когда девушка начинает думать о том, чтобы стать матерью, то если между ней и ее матерью существовал проявленный конфликт – она будет стараться в своем отношении к ребенку вести себя иначе, чем ее мать. Проникнутая обидой на свою мать, она будет стремиться доказать самой себе и своей матери, что она сумеет быть лучшей матерью для своих детей. Но, как известно, путем протеста невозможно добиться чего-то путного. Входя в другую крайность, новая мама получает не лучший результат, кроме того, обида на мать, что вплетается в ее отношение к детям, передается и им, и вместо благодарности они предъявляют ей множество претензий, думая, что своих детей они уж точно будут воспитывать иначе. И так из поколения в поколение... Бывает и другой вариант, когда мать подчинила себе волю дочери до такой степени, что это становится настолько привычным для последней, так что она этого сознательно не видит, во всем стремясь угождать материнской воле. Даже, став сама матерью, она не чувствует себя таковой, ибо и этим процессом руководит ее мать. Да и дети такой женщины чувствуют ее состояние и начинают вести по отношению к ней также, как их бабушка – т.е. понукать, командовать и сидеть на голове.

Так кто же такая настоящая мать? Та, что вся живет во имя ребенка и отдает все силы для его блага? Божий Закон говорит, что нет, ибо тогда ее дитя становится для нее идолом, а она теряет себя как духовное существо. «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф.10:37).

Женщина должна, прежде всего, оставаться дочерью Божьей, оставаться настоящей Женщиной, которая имеет сильный духовный стержень, а иначе она не сможет быть ни хранительницей очага, ни матерью. Рождая новую жизнь, она остается личностью, имеющей свою личную цель в служении Богу. Она не должна становится придатком для своих детей.

Со словом «мать» всегда рядом стоит слово «любовь». Чтобы дать своему ребенку ту любовь, которая есть единственная сила преображающая мир – женщина должна сама быть полна этой любовью. Главное условие в этом – это полнота любви к Богу, опора только на Него, доверие Ему и подчинение Ему всех чувств, желаний, мыслей.
Если же в жизни женщины большой удельный вес имеет самость – происходит множество аномалий, которыми пестрит наша жизнь. Когда женщина не выстроила правильную опору в своем существе, родившийся ребенок может вызвать у нее побуждение распространиться и на его территорию. При этом ей кажется, что она пытается его защитить и оградить от проблем, ведь именно так действует самость в человеке. Защищаясь от внешнего мира, она стремится расшириться и собой удерживать неприкосновенность своего имущества. Ребенок становится частью существа матери, пусть и самой важной частью. Как река обтесывает непослушные камешки, так личная воля матери обтесывает ребенка, чтобы он стал подобен ей и ей удобен. Она может жить ради него, жертвовать многим, но никак не может дать то, что нужно этой душе, потому что, по сути, не видит его таким как он есть – ведь видит через свое эго. Чаще она пытается в нем и через него реализовать то, что не смогла сделать сама. Она практически начинает жить через своего ребенка, пытаясь сделать из него улучшенную копию себя. Особенно часто так происходит, когда женщина не обрела гармонии со своим мужем, имеет серьезную обиду на мужское начало и ей не хватает уверенности в себе, как в женщине. Потому она усиленно укрепляет свою значимость за счет ребенка. А еще причина тому то, что она не смогла стать самодостаточной духовной личностью, и теперь пытается расширить свое пространство за счет своего ребенка. После рождения младенца такие женщины могут вообще потерять интерес к своему мужу, и полностью всем своим вниманием переключиться на малыша. Одновременно, с каждой заботой о своем сыне или дочери, такая мать внушает своему чаду чувство вины перед ней и неоплаченного долга, который, так велик, что оплатить его невозможно. Для такой матери важно, чтобы центром жизни ее ребенка была только она. Ко всему, что мешает этому – она относится ревностно и агрессивно.

Есть и другой тип материнских заблуждений. Он истекает также из внутреннего чувства обиды – иногда обиды на недостаточную участливость окружающих, на то, что не так как следует понимают и оценивают, что также вытекает из завышенного чувства значимости. Отождествляя ребенка с собой, женщина пытается создать ему такую обстановку, в которой он нигде не будет ущемляться. «Пусть ко мне относятся жестко и несправедливо, но мой ребенок не будет знать такого отношения!» – думает в глубине души мать. Ей кажется, что и ей самой было б намного лучше, если б мир гладил ее по голове, а не постоянно ограничивал во многом. Ее эго разбаловано, и она по такому же клише строит образ поведения своего ребенка. Но человек так устроен, что нуждается в строгой любви, в жестких ограничениях, иначе растение его самости разрастется донельзя. До революции в нашей стране об этом хорошо знали. В обеспеченных семьях старались воспитывать ребенка в строгих условиях, чтобы ребенок не принял блага, что есть в семье, как само собой ему полагающееся. Потому девочек отправляли в пансионы, где они жили в одинаковых с другими девочками условиями, одевались в одинаковую строгую одежду, питались просто и аскетично. За каждую провинность, каждое непослушание получали серьезные наказания. Часто такие пансионы находились при монастырях, где девочек воспитывали в благочестии, в молитве, в послушании старшим. Они также обучались всевозможным рукоделиям, хорошим манерам, умением быть хозяйкой и матерью семейства. Мальчики жили и учились в кадетском корпусе и прочих подобных учреждениях. Там они проходили и физическую закалку, и умение встречать всевозможные трудности. Так из них старались вырастить настоящих мужчин, что смогут взять на себя ответственность в трудную минуту и смогут обеспечить и защитить свою семью. В семьях простого сословия дети с детства были приучены к труду, старшие нянчили младших, находились в беспрекословном послушании у своих родителей. Люди понимали, что если с ребенком поступать иначе – его душа привыкнет к праздности, к лености, к поблажкам и злой корень разрастется в нем.

Сейчас же ребенка оставляют один на один со множеством соблазнов, в этих условиях он устремляется во внешний мир с вожделением. Духовное в нем еще не проснулось, а земное ничем не обуздывается.

«Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Притч 22:6);
«Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притч 13:24);
«Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери... Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей» (Притч 29:15,17).

Наказание – это не обязательно розги, наказание – это необходимое ограничение. Когда Господь говорит: «Кого люблю – того наказываю» – это не означает, что Он, любя, лупит нас без устали. Это значит, что Он останавливает, обличает, а не оставляет расти куда попало. Так и родители должны поступать по отношению к своим детям – вовремя обнаружить злое растение, вовремя и правильно его искоренить. Иногда, чтобы выдернуть глубокий корень нужна очень сильная встряска, гладить и уговаривать здесь не поможет. Другое дело, когда родители просто срываются на детях, потому что те находятся под их властью, и потому это вполне доступно, чего не сделаешь по отношению к тем, кто даст тебе отпор. Наказание должно быть твердым и не включающим в себя эмоционального нахлеста. Т.е. сначала необходимо стать эмоционально спокойным, а потом уже выносить свое решение. Иначе эмоциональный заряд, попав в незрелую душу, вызовет в ней желание ответить подобным. Все, что ни делают родители по отношению к своему ребенку – должно быть от любви, а не через страсть. Если розу не подрезать – она превратится в дикий шиповник. Но одно дело строго подрезать лишние ветки, а другое – неистово трясти ее и повыдергивать листья, потому что она колется и раздражает. Может шиповником она и не станет, но и цвести не будет.

В наше время, когда в семье часто растет один, крайне два ребенка, есть сильная тенденция ублажать малыша. Вместо эмоционального контакта с мамой – часто происходит контакт с телевизором или компьютером. Огромное количество игрушек направляет ребенка к внешним ценностям, а не к внутренним. Сование игрушек по первому крику приводит к еще большему требованию удовлетворения желаний эго. А содержание большинства мультфильмов и их энергетическое наполнение и вовсе подключает к каналам разрушения. Детские учреждения, где большую часть времени проводит ребенок – не занимаются духовным воспитанием, а в восприимчивую душу ребенка вкладывают совсем иные ценности. Женщины, которые вынуждены обеспечивать семью, в которой часто нет другого кормильца, приходя вечером домой в уставшем состоянии, часто могут только позаботиться о внешних атрибутах жизни – порядок в доме, еда, постиранные вещи, проверенные уроки.
Давая же Закон Своему народу Господь говорил:

«И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем, и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая» (Втор 6:6-7) – т.е. задача родителей постоянно быть проводниками Божьего Закона для своих детей, учить их этому, наставлять всей своей жизнью. Это наставление должно идти изнутри, а не требованием внешнего исполнения каких-то действий. Невозможно научить ребенка любить Бога, если сам склоняешься перед земными идолами. Чтобы отвоевать своего ребенка у духа мира сего, который проник уже в самые основы жизни, мать должна отторгнуть от себя все наносное и страстное и быть воедино с Матерью Вышней. Не пасовать перед внешними законами, и не идти у них на поводу, а быть носительницей и исполнительницей Божьего Закона.

Как часто мы наблюдаем такую картину – в семьях верующих людей дети ведут себя не наилучшим образом, в то время как в обычных земных семьях дети часто послушны и не приносят своим родителям проблем. Мало того – часто не в очень благополучных семьях дети вырастают более совестливыми и заботливыми, чем в тех, где их учили всем важным христианским качествам. Священники говорят, что это самая трудноразрешимая проблема – из 10 детей в церкви остаются только два, остальные уходят в мир, даже если и с детства вместе с родителями ходили в храм и были знакомы с церковной жизнью. Как-то один священник, который занимался экзорцизмом, увидел, что в его семье начинаются серьезные потрясения – дети стали вести себя ужасно, дома было невозможно находиться, их сопровождали болезни, проблемы, и им не было конца. Он хотел было отказаться от своего занятия, решив, что Богу это неугодно, раз его семья так страдает. Но долго молясь, почувствовал и понял совсем иное. Он пришел к своей семье и сказал им всем следующее – что он как служил Богу, так и будет служить, а они, поскольку являются его семьей, должны стать сильными, чтобы отражать атаки нечистого, который таким образом мстит за души, освобожденные от рабства. Закон дан всем одинаково – сказал он им, и они должны соблюдать его тем более ревностно, что являются семьей священника. Конечно, нечистые духи нападают больше на тех, кто идет к Богу, чем на тех, кто не поднимает глаза к Небу. Желая отомстить тем, кто отторгает его власть, князь тьмы пытается выбить верующих из колеи, доставая через самые уязвимые места. Для женщины это всегда будут, прежде всего, ее дети, ее близкие.

Кроме того – человеку свойственно хотеть того, чего у него нет и пресыщаться тем, что есть. Попав в тяжелую обстановку, многие души начинают бороться, искать спасение, стяжать Благодать. Те же, кто без меры получает Благодать, растет в благоприятной обстановке – часто пресыщаются этим и потому не ценят. Потому в вопросе обретения веры у детей – необходима мудрость, терпение и любовь. Надо, чтобы встреча с Богом была для ребенка желанной, чтоб ему нужно было ее заслужить, а не так чтоб его волоком тащили в храм, заставляя молиться. Понятно, что родители хотят оградить своих детей от бед, но таким образом это вызывает обратный эффект. Необходимо понуждать ребенка к жажде Божественного, а не пичкать этим. Кроме того, не имея опыта общения с Богом в детстве, родители часто пытаются дать навыки веры детям так, как они их получили уже во взрослом возрасте. Но для детей это непонятно и неприемлемо. Вообще было бы хорошо, чтобы в среде верующих создавались небольшие группки, где то одни родители, то другие занимались с детьми. Это настолько важно, что необходимо приложить все силы, чтобы не дать темным силам похитить насажденное Богом. Если мы хотим, чтобы наши дети были Божьими детьми, не потеряли свою душу, но раскрыли все свои качества в служении Богу, чтобы в их душе пребывала гармония, а не хаос – мы должны просить у Бога и работать над созданием методик занятий с детьми, которые раскрывали б их творчество, обращали душу к Свету, Любви, Чистоте. Увлекать их за собой в бесконечный мир Богообщения.

Поддержание постоянной живой связи между ребенком и матерью крайне необходимо – этот канал должен быть свободным от нагромождения обид и претензий, от каких-то ожиданий, упреков, разочарований и прочего. Напитать душу и дать ей то, что необходимо – невозможно матери самой, но возможно Богу через мать и потому она должна всегда иметь сильную связь с Богом, давая потоку от Него проходить через нее к ребенку. Дружить с ребенком, понимать его, зная, где простить, а где наказать, любить, но не для себя, доверяя его Богу – только так мать сможет выполнить свою задачу.

Устои духовного воспитания в нашей стране были разрушены, ныне нам приходится отстраивать заново то, что поможет возрастить полноценную духовную личность. Если раньше женщина и рождала ребенка достаточно в юном возрасте – в обществе существовали налаженные системы воспитания детей в вере, сама юная мать принимала это с молоком своей матери. Сейчас же, когда соблазнам нет числа, а фундамент воспитания разрушен – молодой женщине приходится применять все силы, чтобы в условиях существующего урагана соблазнов уберечь только проклюнувшийся росток от гибели, помочь вырасти ему Божьим древом. «Да будут сыновья наши, как разросшиеся растения в их молодости; дочери наши – как искусно изваянные столпы в чертогах» (Пс.143:12).

Не нужно отчаиваться и бичевать себя, видя совершенные ошибки. Лучше – верить, молиться и стяжать настоящую любовь, чтобы стать настоящей матерью – не только для своего ребенка, а для всех, кто нуждается в материнской любви. Ибо ныне идет эпоха Матери, и Она борется как за наши души, так и за души наших детей!

«Мать! обними сыновей твоих, воспитывай их с радостью; как голубица укрепляй ноги их, ибо Я избрал тебя, говорит Господь» (3 Езд.2:15).