Река быстрая, полноводная Гл. 38

Клименко Галина
Гл.38


Кто-то из дедушек-пенсионеров недавно смастерил на берегу Лукавки три деревянных лавочки. Видимо, старику скучно просто так слоняться без дела и он решил с пользой, в том числе и для себя, провести свой досуг. Вот одну из них и облюбовали Артём с Лорой. Ксюша смирненько сидела на руках у Ларисы и пальчиком теребила пуговицы на кофте девушки, для неё это была своеобразная забава. А молодые люди устремили свои взоры к верховью помутневшей Лукавки. Всегда после церковного праздника Ильи, приходящегося на второе августа, все водоёмы сразу теряют свою первоначальную окраску и привлекательность. Вернее, вода всё та же, только водоросли и их гниение меняют поверхность реки до неузнаваемости. И всё же, Лукавка была величественна. Небольшие спокойные волны устремлялись, одна за другой, куда-то вперёд на поиски неизведанных приключений. Возможно, они думали, что где-то там, далеко-далеко, Лукавка впадает в одно из морей или даже океанов, и волны, желающие большего простора, спешили побыстрее оказаться на том месте, чтобы подталкивать своею силой огромные корабли или ласково обволакивать тела китов и дельфинов.

Камыши тоже начали потихоньку сереть и тускнеть, ведь не за горами и осень, а она уже даёт природе свои распоряжения, хоть ещё и не наступил её черёд. На деревьях и кустарниках также можно заметить поблёкшие листочки, готовящиеся к преобразованию своего обычного цвета в жёлтые, красные, коричневые тона, а некоторые и с фиолетовым оттенком. Трава на берегу постепенно сохла, принимая лежачее положение. Это когда в соку мурава, тогда она с достоинством возвышалась над землёй, не боясь капризов погоды. Ну прибьёт её маленько дождик, ну и что? А вот покажется из-за тучек солнышко, обсушит каждую былинку, так сразу травушка на глазах обновлялась и с удвоенной силой распрямлялась. Только репейнику всё ни по чём. Он горделиво тянулся вверх своим мощным прямостоячим стеблем, окружённым крупными лопастыми листьями, чуть сизоватыми снизу. Но лиловые его цветы-колючки, всё равно утешали сердце любого путника, вроде само лето ещё в самом разгаре, будто оно ещё продолжается. На самом деле, так и есть, на дворе всё ещё стоял август, но ранними утрами уже чувствовался запах осени да и ночи стали довольно холодными и ветреными.

-   Вон за тем поворотом и погиб дядя Валера.  -  показал Артём пальцем на небольшой островок овальной формы, простирающийся к середине реки, потому у Лукавки, в том месте, вынужденно получался изгиб. - Именно там нашли на дне перевёрнутую лодку. А его самого отнесло течением аж к соседней деревне. Тогда страшное ненастье все наблюдали на Лукавке.

-   А дядя Валера, это кто?  -  поинтересовалась Лора. Багровых ещё не было в Валеевке, когда произошли эти трагические события.

-   Он дружил с моим отцом. А его жена, тётя Катя, с моей мамой. Машка Иванова, это их дочь. Но её бабушка растила.

-   А тётя Катя где, тоже умерла? Я даже не придавала значения, почему у Машки только бабушка.

-   Да. Несчастный случай. И, кстати, тоже связанный с этой рекой. Она упала в обморок и захлебнулась, хотя и воды было по колено.

-   Надо же как бывает... Ужас какой!

-   Ты права, у всякого человека своя судьба. Тут столько людей потонуло, не перечесть. Наша Лукавка очень своенравная. А всё равно мы её любим.

Лариса кивнула, соглашаясь. Она вот не считает себя коренной жительницей, а уже довольно крепко привязалась к этой капризной реке.

-   Артём, а у нас будут ещё дети?  -  неожиданно спросила девушка.

-   Конечно!  -  сразу подхватил он, ни секунды не раздумывая.  -  Я же понимаю, что тебе бы хотелось иметь и своего ребёнка.

-   Нет, Тёмушка, в данном случае, ты не совсем правильно оценил обстановку. Ксюша никогда не будет мне чужой, но всякая женщина мечтает приложить своего дитяти к груди и видеть каждый миг, как малютка растёт и развивается. Первое слово, первые шаги, а это дорогого стоит. Пусть бессонные ночи или проблемы, когда, например, зубки режутся, но это такое... Я не могу тебе всего объяснить, что так волнует женскую душу в этих случаях да и вряд ли мужчине знакомы подобные чувства. Не обижайся, но у сильного пола этот процесс проходит более обыденно, без лишних эмоций, а мы на рождение сынов или дочек реагируем совсем иначе.

-   Согласен, мужики - это совсем другая порода человечества.  -  и Артём примирительно засмеялся. Лора тоже улыбнулась, довольная, что смысл ею сказанного дошёл до обожаемого ею молодого человека.

-   Тёма, а сколько у нас будет деток?  -  тут же последовал другой вопрос.

-   Ну, не знаю... А сколько бы ты хотела?

-   Много. Для тебя готова и пятерых произвести на свет, но осознаю, что стольких родить всё равно не получится. Двое - другое дело. И тогда всего ребятишек получается трое. Как говорят, Бог любит троицу.

-   А я и не против. Но сначала давай только одного сотворим, а там посмотрим. Лора, не забывай, я пока ещё студент, уже отвезли документы с Ларионовичем в сельскохозяйственный институт. При любом раскладе - это затраты, даже если они не такие ощутимые. В плотницкой нормально платят, но этого не хватит, чтобы воспитывать много детворы. Пока подождём. А уж получу диплом, то тогда и развернёмся на всю катушку. Инженер по сельхозтехнике имеет в разы поболее плотника, а это уже кое-что.

-   Хорошо.  - вновь кивнула Лариса.  -  Ведь наша жизнь только начинается. Тёма, на сватовстве обязательно поднимется тема о нашей свадьбе. Я настаиваю на скромном гулянье. Как-то не очень выглядит невеста в белом, когда у них с женихом сидит на коленях вот такая малышка.  -  Лариса прижалась головой к кудрявой головке Ксюши.  -  Даже если она само очарование.

-   У меня всё время такое на языке вертится, но я боялся тебя огорчить. Любая девушка мечтает нарядиться в свадебное платье.

-   Это так, даже врать не стану. Но в данной ситуации - вы с Ксюшей мне дороже всяких народных традиций. Ну что по сути свадебное платье? Оно совсем не играет роли в будущей жизни молодожёнов. Сколько разводов, несмотря на соблюдение всех обычаев, как делали когда-то наши предки. А бывает и так, что парень с девушкой отнесли заявление в ЗАГС, просто расписались и всем на зависть живут себе вместе до самой смерти: в верности и обоюдной взаимности.

-   Тут не поспоришь.  -  поддержал её Артём.  -  Но давай ещё и родителей послушаем, что они нам предложат, ведь их опыт, каждого по отдельности, совершенно не сравнить с нашим, даже вместе взятым.

-   Да, точно... Тём, а как проходила та твоя свадьба, с Зитой? Прости, что спрашиваю, но теперь мы собрались пожениться и, думаю, что имею право знать об этом. Но если тебе не по душе, так сказать, данный сюжет, то можешь не говорить, я не обижусь.

-   Да нет, почему? Я уже на эти вещи не так болезненно реагирую, как раньше, но рассказывать, в принципе, и не о чем. Но если вкратце, то гуляли всем табором почти неделю, но сперва мы с Зитой расписались, чтобы ни у кого по пути не возникло вопросов. Меня ведь искали. Для моей русской натуры всё было в диковину, потому я и воспринял наш брак с ликованием. Но это с одной стороны, и тревожно - с другой. Рядом не оказалось моих родителей, я не получил благословение от мамы, а это пугало, потому нежданно навалившееся счастье я не ощутил на себе так глубоко, ну, чтобы аж до самого нутра. Теперь-то будет всё по-другому. Мама и папа, это те люди, которых я очень сильно люблю, и сейчас я несказанно доволен, что наш с тобой праздник пройдёт в окружении дорогих нам родственников.

-   А её ты тоже сильно любил?  -  тихо спросила Лора, но ревности Артём не почувствовал в её тоне. Он понимал, что этот вопрос всё равно когда-либо последует, вот и решил сегодня расставить все точки на "и".

-   Да.  -  просто ответил Артём.  -  Ксюша - плод этой любви.  - и замолчал, ожидая реакции Лоры, весь напрягшись.

-   Ты так и собирался весь свой век находиться среди цыган? - спокойно спросила девушка.

-   Нет, конечно! Всё это время я уговаривал Зиту вернуться в Валеевку к моим родителям. И она уже почти согласилась, но тут произошла трагедия. Вот такие дела, Лора. Что ещё тебе интересно о моих похождениях? Спрашивай сразу, чтобы мы больше никогда не возвращались к этой теме.  -  проговорил Артём, намекая, что он не намерен постоянно отчитываться перед нею, если ей, вдруг заблагорассудится вновь завести разговор о Зите или о цыганском таборе.

-   Да нет, Тёмочка, зачем постоянно об этом упоминать, мне и так уже всё ясно.  -  она открыто ему улыбалась, а потом тихонько толкнула его локтем в бок, показывая, что Ксюша крепко заснула на свежем речном воздухе, уютно устроившись на плече Ларисы.  -  Пошли назад, Тёмочка. Девчушку нашу надо положить на кроватку, чтобы ей удобнее было.

-   Пошли. Только давай мне её, а то она уже тяжёленькой стала.  -  Артём осторожно принял дочь на руки и они медленно отправились в деревню.

*****

Свадьба прошла скромно, но всё равно это торжество отличалось своей особенностью и неповторимостью. Во всяком случае, так считают все молодожёны, которые побывали в роли жениха и невесты. Лора надела длинное шёлковое платье розового цвета, его она покупала себе на выпускной бал, вот и теперь оно пригодилось. И кремовые босоножки на каблучках тоже пригодились. Причёску ей сделали коллеги из магазина, с которыми она сильно подружилась за время работы. Они накрутили её на бигуди и теперь по плечам и спине Лоры струились переливающиеся на солнышке, покрытые лаком для волос, локоны. Ничего особенного не было в этой причёске, но Лора выглядела просто королевой или какой-то сказочной феей. Не уступал и Артём. Он тоже облачился в костюм, который ему заказывали родители в ателье, в конце десятого класса. Правда, немного брюки были узковаты, но Артём усиленно занимался на турнике, расположенном на детской площадке в Валеевке и лишних килограммов за короткий срок, вроде и не бывало. Кочкины могли бы вновь приобрести сыну новый костюм, но он сам настоял пойти под венец в старом, чтобы угодить Лоре, хотя та никаких наказов ему не давала.

Смотрелись они вместе просто замечательно, потому гости, почти не отрываясь, всё время поглядывали на новобрачных.
Ларионович предлагал Семёну занять совхозную столовую для проведения торжества, но Семён, поблагодарив директора за участие, отказался, мотивирую тем, что приглашённых ожидается не так уж и много, а значит церемонию проведут в их дворе под виноградной аркой.
Ну что там гостей тех, только Ларионович с женой, Клавдия Михайловна с Машей, семья Миши Журавлёва, подруги невесты и парочка друзей жениха, а остальные все служили в Армии, медсёстры из больницы, с кем работала Люся, и кое-кто из соседей.
Когда наступила очередь родителей Артёма поздравлять молодых, то слово взял Семён, Люся не способна была и рта открыть, её глаза покраснели от слёз, а ещё точнее, слёз радости.

-   Дорогие гости!  - начал глава семейства Кочкиных.  -  Если честно, то я заготовил другую речь...  -  он посмотрел на Клавдию Михайловну и Машу.  -  Но здесь находятся люди, которых я искренне уважаю и у меня нет никакого желания делать им плохо своими воспоминаниями.

-   Говори, Семён!  - вдруг громко объявила Клавдия.  -  Ничего страшного, говори! Я уже примерно знаю, что ты хочешь сказать. Не беспокойся, мне будет только приятно.

Все затихли, наблюдая за обстановкой.

-   Добре, тёть Клав!  - Семён поднял в руке рюмку с водкой.  -  Тогда я смело продолжу. Много лет назад я был свидетелем на свадьбе своего друга. Я очень сильно восторгался Валериком и Катей, мною любимых до сей поры. Именно они вытащили меня в свет, заставив поверить в будущее. Разве я тогда предполагал, что вскоре моей супругой станет вот эта бесподобная женщина?!  -  он потянулся и поцеловал в щёчку зардевшуюся Люсю.  -  И именно она родила мне сына, а им я тоже продолжаю гордиться по сегодняшний день и очень счастлив побывать на ещё одной дорогой мне свадьбе. Всего их было три. Валерика, наша с Люсей, а теперь вот и нашего сына.
От всей души желаем молодым взаимной любви, понимания и почитания друг друга. Ну, и конечно же, подарить нам много внуков, а мы с удовольствием будем с ними возиться. - Семён перевёл взгляд на Лору, как она отреагирует на такое пожелание, но девушка с готовностью поддержала своего свёкра:

-   А как же! Именно так мы и задумали.

Сначала Валя с Толиком захлопали в ладоши, а потом это подхватили и все собравшиеся гости.

В разгар гулянья Артём спросил у Маши:

-   Машунь, а когда мы с Лорой придём на вашу с Иваном свадьбу?

Маша напряглась. Ведь рядом сидела бабушка, делающая вид, будто занята куском шашлыка, но Машка догадывалась, что бабуля всё слышит. Незаметно моргнув Артёму, указывая глазами на своё соседство, Машка вслух сказала:

-   Ой, Тёмочка, солдат ведь ещё в Армии, а вернётся лишь в октябре. Как оно потом всё сложится, то никому не ведомо. Разве только Господу Богу.