Моя Волга. Часть 2

Эльвира Минеева
 Волга играет в кошки-мышки.
 
 Ловлю себя на мысли, что в моём восприятии Волги есть нечто от языческого поклонения силам природы. Но православной христианке грех поклоняться чему-нибудь, кроме...
Запуталась в своём философствовании. С досадой говорю себе:
  - Ты просто любишь Волгу.И успокойся на этом!
  -Люблю. А она меня?
 А она порой ласкает, порой пугает, стращает. Словом, играет со мной в кошки-мышки.
 Расскажу, как Волга чуть не погубила нас с мужем.
 
  Однажды, во время летнего отпуска мы приехали в "Росинку". А там "путина":каждый мужик - рыбак.И разговоры  только о рыбалке. Муж сразу влился в это сообщество.Баб туда не принимали, поэтому я оказалась не у дел, в тоскливом одиночестве. И муж решил меня порадовать и предложил:
 -Хочешь, завтра поедем к факелу за лещами?

 Факелы тогда горели по всей Куйбышевской области - сжигали попутный газ при добыче нефти.Сегодня факелов этих больше нет - научились использовать и попутный газ

 Факел, о котором говорил муж, горел на противоположном от "Росинки" берегу,недалеко от знаменитого села Ширяево.  Там русло Волги сужалось, течение на стрежне было довольно сильное и глубина большая. Ближе к нашему,левому, берегу рыбаки обнаружили "клёвое" место. Туда и пригласил меня мой  рыбак. Прямо как в известной песне:"Поедем, красотка, кататься..."Знать бы заранее,чем это обернётся, "красотка"
ни в жисть бы не поехала!
 Не буду описывать вечерний ритуал подготовки  к рыбалке: вам, не посвещенным, не понять! Мне тоже:зачем варить в ведёрной кастрюле перловую кашу с ветками зелёной конопли?

  Утром мы погрузились в дюралевую вёсельную лодку-плоскодонку. Один из приятелей мужа отбуксировал нас  вверх по течению к факелу. Обратно, вниз по течению, нам предстояло идти на вёслах. День был ясный, жаркий.На Волге штиль. Клёв сумасшедший. В процессе я участвовала косвенно: снимала  с крючка пойманных красавцев-лещей и опускала их в садок за бортом лодки.Каюсь: не всегда успешно. одного лещика я опустила мимо садка, за что услышала от мужа "слово неласковое".Это было единственное облачко в нашем безоблачном рыбацком счастливом дне.
  К середине дня клёв прекратился. Мы были в эйфории от улова, от солнца, от купания с лодки. И жизнь хороша- и жить хорошо!- лейтмотив нашего настроения.

 А потом!!! За что ты нас так наказала, матушка Волга? За что обморОчила, отвела наши глаза?
 Вместо того ,чтобы повернуть налево, обогнуть песчаную косу и грести к родному берегу,мы поплыли прямо, вдоль стрежня, ближе к правому берегу. Он был невероятно красив: лесистые складки Жигулёвских гор, у их подножия сёла, утопающие в садах.
 Муж был  экскурсоводом, комментировал эти роскошные пейзажи:
 -Это Ширяево. Здесь живёт мой земляк. Он директор школы.( И ни слова о том, что Ширяево было меккой художников и поэтов в прошлые века; о том, что здесь в горах знаменитые многокилометровый пещеры ждут исследователей).
 -Это Солнечная Поляна. Сады здесь замечательные.(Ни слова о том, что Солнечная Поляна расположена аккурат напротив  "РОСИНКИ" и нам надо немедленно повернуть налево, пересечь стрежень  и чапать домой, на остров).
 Но мы продолжили экскурсию:
 -Это Зольное. Наш слесарь отсюда родом. Хороший мужик! А это карьер "Богатырь".Здесь добывают песок и гальку.
 Смотрим на гигантский слоёный пирог карьера: гора, как ножом разрезана сверху донизу. Камазы, как оранжевые жуки, ползут по серпантину дороги.
 Гора остаётся позади. Справа открывается долина с впадающей в Волгу рекой. Только сейчас мы заметили, что левый берег значительно отдалился, что поднялся ветер и по Волге пошла крупная волна. Муж осмотрелся:
 -Ёпэрэсэтэ! Это же Сок!Значит, мы оказались километров на пять ниже нашего острова! Как же я мог проворонить...
 У меня сердце упало:
 -Что же делать?
 - Идти через стрежень к левому берегу!

 Ветер усиливался,лодку бросало с волны на волну. Нас обдавало брызгами. В голове крутилась идиотская фраза:"В такую шальную погоду нельзя доверяться волнам".Было очень страшно. Я старалась не показывать это мужу: и стыдно трУсить, и его нервировать не надо.Фальшиво спокойным тоном говорю:
 -Сань, давай и я буду грести! Правым веслом...
 -Сиди на месте!-цыкнул он.-Лодку опрокинешь!
 Тогда ,в эти минуты борьбы с бурей,я поняла, что я презренная трусиха. Меня трясло не от холода, потому что мы были все мокрые.  Я тряслась от страха.

 Грести моему Санечке приходилось против течения навстречу ветру. Он гребёт, а лодка как будто стоИт на месте.Сколько времени это продолжалось, не знаю.Пока муж боролся с течением и ветром, нас отнесло ещё дальше вниз. Наконец, мы достигли левого берега. Появилась надежда, что мы выкарабкаемся.

 Не буду рассказывать подробно, как мы  боролись с Волгой. Как двигались вдоль левого берега, цепляясь за кусты,где они были; там, где берег был лысый, муж шёл по берегу и тащил лодку за весло, которое я держала,сидя в лодке.Где-то муж спускался в воду  и вплавь толкал корму лодки, а я гребла.

 Стемнело, когда мы, наконец, добрались до места. На острове царила паника: ещё бы: двое рыбаков во время шторма не вернулись домой! Нас на радостях затормошили,зацеловали, отматерили, добиваясь объяснения:
 -Где вас, чертей, носило?!!!

  Что мы могли сказать? Мол, Волга поиграла с нами в кошки-мышки?Что уж такими мы родились экстремалами, что ни дня без приключений? Ни муж, ни я не могли объяснить,как два взрослых трезвых человека могли так опростоволоситься,что едва не лишились жизни.
 Муж и сегодня, по прошествии многих лет не любит вспоминать эту "чертовщину".  Хотя рыбалку он любит.Я же с этим занятием  навсегда завязала. Нет, рыбку я люблю. На рыбалку же у меня аллергия.



                О чём грустим над Волгой.
   Прошло много-много лет.Теперь я редко вижу Волгу. Разве только по телевизору. Но это уже не моя Волга.Это обустроенная, ухоженная светская красавица.
Моя же Волга- это простонародная,своенравная,неукротимая  и в то же время ласковая река, с дикими пляжами, с поросшими буйной зеленью берегами, с песчаными плёсами, без толпы людей со смартфонами...
 Но я чувствую,что моя Волга всё-таки рядом. Она дышит на нас  свежестью,прогоняя дурные испарения промышленных окраин Самары. Она иногда шлёт к нам дождевые тучи и свежие ветрА. Иногда пришлёт с проворным дядькой-рыболовом свежей речной рыбки...

  Прошлой зимой мне довелось увидеть мою Волгу .Мы поехали с сестрой на спектакль в наш драмтеатр. Времени до него было ещё достаточно, и мы решили прогуляться. С крутого берега открывался чудесный вид на Волгу и Заволжье. День был пасмурный, приглушённо белёсый. Волга спалА подо льдом и снегом.Через неё   шёл зимний путь в Рождествено. Картина подёрнута мглистой дымкой.

 -Какая грусть!-вздохнула я.
 -Что же здесь грустного?- возразила сестра.-Чудесный вид!
 -Грустно видеть Волгу в неволе.
 -Ты сегодня в элегическом настроении, сестрица,- констатировала  собеседница.- Пройдёт несколько месяцев, и Волга выйдет на волю.И будет весна, будет солнце,будет радость.
 -Грустно, что не такова логика человеческой жизни. К человеку зима приходит навсегда, чтобы...
 - Не ты ли,- напомнила сестра,- не ты ли говорила мне:
     Не грусти,дорогая,о том ты,
     Что придёт неизбежный закат,-
     Внуки, правнуки, наши потомки
     Нас с тобою в веках повторят.
 И для них эта река будет рекой жизни" они тоже "присвоят" Волгу, скажут :"Моя Волга"- улыбнулась сестрица.
 -Да, -согласилась я.-Это будет ИХ Волга. А моя уйдёт вместе со мной.