о сборнике стихов Татьяны безридной из Братска Чел

Наталья Сурнина 2
Внимательно читаю  подаренный вами сборник «Человек – свеча».
После общения с вами у меня на даче мне кажется,  вы сами стремитесь быть для людей свечой. Вспоминается ответ Учителя своим ученикам: когда зажигают свечу, ставят её не под стол, а на стол. Если Бог дал вам талант поэтический и талант человеческий, вы свечу свою под стол никогда не поставите, я поняла это.
Вы подробно рассказывали об обстоятельствах создания этой книги, о  чужими руками отобранных стихах, спешке и  отсутствии  поправок. Но, может быть, всё  случайное неслучайно?  Иногда что – то в нашей жизни кажется несделанным, недоделанным,  непоправленным, а потом мы получаем другую информацию,   изменяем наши взгляды – и оказывается,  есть немалый смысл в том, как получилось. Однажды артист Хазанов рассказывал о своем детстве, когда он  без памяти гонял мяч во дворе, рвал обувь и одежду, мама его ругала,   вытряхивала  из ботинок гору песка… Он  завершает рассказ о своем детстве словами: оказывается, это было счастье. Или  другой  пример: вы говорили, что ваша подруга составила  корпус книги так, как себе вас представляет. А вы иная.  Нет, наверно, такого восприятия нашего миросозерцания, которое кем – то из окружающих было бы  полностью понято. Не все мы друг к другу  внимательны, заняты собой, делаем суждения поспешные. Не все мы раскрываемся по разным причинам перед другими людьми. Может, поэтому она вас   представляет такой? Какой вы ей раскрылись? Перед вами редкий случай через стихи , ею отобранные,  получить полную  её глазами характеристику , поэтическую или человеческую.  И ваше несогласие с отбором  стихов тоже вас  подталкивает начать, наконец, ту работу, которую вы давно откладываете (хотя у вас и грант на издание был): подготовить макет сборника. Если вы не согласны, быть может, именно теперь вы  сделаете так, как сами представляете свою книгу стихов.
Вы много раз говорили во время наших  встреч, что стихи нужно обязательно дорабатывать. Видимо, вы вынесли это убеждение во время учебы в Литинституте.  Я ничего не имею против такого мнения, а в среде  участников наших городских лито его вообще нужно  настойчиво  внедрять ( и это делать нелегко!). Быть может, и есть стихи, которые нужно оставить так, как они пришли…  Я не поэт. Работа над стихом  полезна, если пишущий представляет её себе. Жаль, что совпадение приглашений ( вы  приехали на международный фестиваль «Окно в небо», я поехала на ежегодный праздник, посвященный поэту Олегу Поскребышеву,  в Кез)   не дало мне   быть на вашем семинаре в Завьялово. С интересом послушала бы ваши рекомендации, оценки, предложения, которые вы сделали участникам поэтического семинара и конкурса. А лично мне много раз приходилось сталкиваться с тем, что    автор  просто удивлен: что доработать? Вы скажите, я переделаю, допишу. А ведь незавершенность он должен очень хорошо видеть сам, даже если ему нравятся  отдельные строки и  весь эмоциональный строй стихотворения, который, конечно, дается первым  вариантом, за что его, этот вариант , и любят, почему его, этот первый вариант, и не хотят трогать. Боятся испортить. Потому что не умеют доделывать.
Я сразу вас запомнила, когда вы прочитали стихотворение «Жила в деревне немая Фёкла…» в Генеральском доме.  Нельзя не запомнить. Это замечательное стихотворение.  Глубокое по мысли, волнующее,  замечательное по  приемам и средствам.  Вы можете им гордиться.
К числу творческих удач сборника, который вы мне подарили, могу отнести  «Отними у меня обреченность гореть внутри…»,  Подходящий момент подойти отказался…», «Сентябрьское».
Считаю  по – настоящему    «внушенным», найденным,  услышанным стихотворение «Привитый к дереву  Творения…». Не знаю, дорабатывали ли вы его, но  «неоправдаемым» слова нет, это грамматическая ошибка ( можно, если хотите, отнести к солецизму, потому что понять смысл не мешает). Чудно: немолкнущий  язык сам дивится своим  движениям! Наверно, вы это испытывали.  И замечательно сказано об обитаемых чащобах смыслов, именно обитаемых!  Не заброшенных, утраченных,  никому не нужных,  никем не посещаемых. А именно населенных,  имеющих  обитателей.  А как это  многократно напластовано по смыслу: Речь – это река,  у неё есть даль и глубь, она имеет солнечные тайны этой глуби и этой дали. И спасти может слово ( у меня было желание  написать Слово, но побоялась   понимания  -  Логос).Ну, конечно, кто же еще властвует над нами, спасенными и погибающими, если не время,  для нас всего понятнее в числах!
В стихотворении «Междометий горячее эхо…»  пронзили строки
И пустынное в сердце зиянье
Затянула корнями беда.
Я думаю, много есть людей, которые это испытали: выжженная в сердце от пережитого ,  и, как ни странно,  она может затянуться – бедой, когда получаешь  настоящую   оценку всему, что с тобой произошло. И я после тяжелых переживаний, которые, казалось, не пройдут никогда,  поняла, что есть неизлечимая смертельная болезнь, есть потеря близкого человека, есть и иные  важные  беды, а есть  совсем  другое, пустяки, которым надо место  в своей жизни знать.
Стихотворение  «Радуйся вдоволь дарёному Раю…» считаю банальным и по теме, и по  раскрытию этой темы, и по художественным средствам. Я бы его в папке оставила, не печатала. Ну, пришло однажды такое настороение написать об этом – и написалось.  Может, это будет заготовка для какого – то стихотворения через несколько лет, когда тема  откроется для вас в поэтических  образах.
В стихотворении «Стать бы слово Твоим неистовым…» пронзило  верностью наблюдения и  глубоким чувством  «ветер травы поизносил». Как это точно, какое свежее олицетворение,  ккая у вас  тонкая связь с природой!
В стихотворении «Так радуйся, покуда не в петле…»  строчки
Вон, пуховик уляпала известкой –
Похожа на мишень, пойди сотри..
Напомнили мне  ахматовское « я на правую руку надела перчатку с левой руки». Деталь обыденная, житейская ( запачкала пуховик) в стихотворении высокого  драматического накала  действует особенно  сильно. И  очень удачно у вас – похожа на мишень!  Героиня лирического стихотворения  сетует на себя (неловкая, неаккуратная,  невнимательная – «уляпала», трудно  удалить пятно),  а не заметить, что пятно мишень напоминает – не может. Так  тесно увязывается  эта «мишень»  с темой  стихотворения, глубокой и важной.
Конечно, все мы видели  лучи солнца, пронизывающие тучу. Не устаешь на это глядеть, любоваться, рассматривать,  всегда заново поражает этот пробившийся луч. Думаю, в поэтические строки это вошло сотни раз. И все вам удалось в  стихотворении  «Оттого я выжила…» найти свежее сравнение,по крайней мере, мне не приходилось его встречать:
Словно нить в иглу, солнце луч продело
В облака, разверстые над рекой.
Это надо любить божий мир, наблюдать его,  любоваться им,  получать огромное удовольствие от красоты виденного, чтобы такое написать. Поздравляю вас, Татьяна Николаевна!
Продолжу вчитывание…