Cэр Генри из Кембриджа

Анна Алексеевна Золотовская
          (Пятая история на тему “Дорогие мои иностранцы”)

      Из Англии у меня проживали мужчина и девушка. Жили они в разное время, но их объединяло одно – Кембридж, поэтому я и объединила рассказы в одну историю, хотя писать буду отдельно, поочередно.

Когда появился мой очередной постоялец, а это было февральским  днем, ко мне в гости заглянула моя приятельница,  бывшая коллега, любительница давать всем прозвища.  Она оглядела моего гостя, а уходя шепнула мне:

- Ну ни дать ни взять – сэр Генри… Почему сэр Генри, я так и не поняла,  но это  «имя»  словно приклеилось к нему.

Мы не только между собой стали его так звать, но я мысленно обращалась к нему именно этим именем. 

И вот сейчас как я ни пыталась вспомнить его настоящее имя – не смогла. Буду и дальше так называть его – сэр Генри.

Итак, сэр Генри прибыл из Англии.  Из Кембриджского университета. Ему было около 30, может,  и за 30.  И он был не студентом, а преподавателем.

Сэр Генри был невысок ростом, чуть повыше меня,  а меня высокой не назовешь.  Худощав, но чувствовалось, что крепок телосложением. Волосы темные с обильной проседью и очень коротко стриженные; глаза неопределенного цвета и всегда полуприкрытые веками, казалось, ко всему равнодушные; на тонких губах его была неизменная, но еле заметная ироническая улыбка.

Приехал он, что называется,  налегке:  с одним небольшим рюкзачком, без ноутбука,  что меня больше всего удивило.  Как выяснилось позже,  небольшая записная книжка заменяла ему все.  Он записывал в нее своим мельчайшим убористым почерком все,  что его интересовало,  по-моему, даже университетские лекции.

А когда я однажды спросила, почему он без компьютера, он с его обычной еле заметной улыбкой пальцем коснулся своего лба и сказал:

- Он у меня здесь.

Я от дальнейших вопросов воздержалась… Здесь – так здесь… Как говаривал мой братец- моряк, -«у каждого свой чердак».

Жил у меня сэр Генри недолго, всего две недели, но … «с питанием».

Вот последнее обстоятельство морально для меня удлинило этот срок вдвое-вчетверо… так как доставило мне немало хлопот и, прямо скажем, изрядно потрепало мне нервы.
В день приезда он очень вяло кушал мои угощения.  На второй день я попросила его пойти со мной в магазин и помочь мне выбрать из продуктов все, что он считает нужным.

По соседству с нашим домом открылся новый магазин «Лотос».  Вот туда мы с ним и направились.

Наш «шопинг» со стороны выглядел не совсем обычным, если не назвать
–странным. Он шел впереди, я его «сопровождала». Он подходил к полкам и прилавкам, долго все осматривал, выбирал, тщательно читал все этикетки,  иногда просил меня прочитать… И ничего не брал.  Шел дальше.

Так мы обошли все ряды, корзина наша оставалась пустой.  Наконец он направился к выходу.  Я спросила:

-А как же покупки?  Продукты домой?

Он ответил, чтобы я выбрала сама, что хочу.  Что я и сделала, а он в это время ожидал меня на выходе.

В начале нашей жизни и во время приготовления пищи он донимал меня своей подозрительностью: смотрел, что я готовлю и как я готовлю.

Наконец мы пришли к «консенсусу»: утром – овсянка, овощные и фруктовые салаты, карельские йогурты,  чай с молоком.  Русские сыры остались под запретом. На ужин предпочитал овощной суп, никаких вторых блюд, иногда вместе со мной ел рыбу.  Суп ел с хлебом, ломая его на кусочки и бросая их в тарелку, а потом ложкой вылавливая их, съедал вместе с супом (У нас в Поморье многие так едят уху «с крошонками»).

Он любил чай с молоком из обычных пакетов, но местным.  Чай для заварки тоже долго выбирали. Я показала ему чай Ахмад и указала на этикетке, что это английский чай. Он прочитал, усмехнулся, покачал головой и добавил: -Нет…  Я в сердцах про себя сказала:
 
- Мог бы и свой привезти из Англии, коли такой привередливый… И пил бы его с утра до вечера.

Но все-таки остановились на Ахмаде, так как ничего другого я уже не предлагала.
Он мне так осточертел с придирками к еде, что я уже попросила дочь, чтобы ему подыскали другое жилье. Но она мне посоветовала: Потерпи… ОН скоро уедет.
Свободное время сэр Генри проводил у себя в комнате, читая свои привезенные книги, часто что-то писал и смотрел наше телевидение.

Еще я забыла написать, что он каждый вечер стирал.  Да, стирал свои вещи, одежду… вручную, хотя у меня хорошая стиральная  машина «индезит» со многими режимами…Но я уже на все его причуды махнула рукой: а чем бы дитя не тешилось, лишь бы…

Как-то на канале Дом кино показывали сериал «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» в главных ролях  с  Василием  Ливановым и Виталием Соломиным. Я пригласила сэра Генри в свою комнату посмотреть фильм на хорошем экране. Он просмотрел целую серию.

Я поинтересовалась, понравилась ли ему наша версия знаменитого английского сыщика. Он как-то неопределенно пожал плечами. Тогда я добавила, что этот фильм нравился Английской Королеве, и она даже наградила актера Василия Ливанова орденом.  На что он произнес: О-о-о… и удалился в свою комнату. На следующую серию я уже не пригласила его.

Никаких посиделок на кухне за чаем у нас не случилось, как с другими иностранными студентами, никаких задушевных и умных разговоров не было.

Я часто думала, зачем он к нам приехал, зачем он живет у меня, мог бы жить и в гостинице.

Только перед отъездом этот таинственный сэр Генри из туманного Альбиона немного рассеял туман.

Я спросила его, почему он так мало жил в России или его ждут дела в Англии. И неожиданно для меня, он ответил, что он в Англию сейчас не поедет,  а собирается путешествовать по России.

- И куда же едете?    Ведь Россия велика…
- За Урал… Потом поеду в Сибирь…
- В Сибирь?   Добровольно?  - так от нечего сказать пошутила я.  Однако он уловил шутку в моем вопросе и тоже шутливо ответил:

-Да.  Добровольно…пока… - добавил он,как всегда,  со своей скупой улыбкой.
Подозреваю, что мои постоянные читатели этих историй, наверняка, уже хотели бы спросить:
- А как там Кузя-то пережил этого нелюбимого англичанина?

Я тоже боялась за Кузю, что ему опять взбредет в его кошачью голову какая-нибудь «идея», и он начнет демонстрировать свое отношение. На удивление, у них сложились очень спокойные отношения… Точнее – отношений никаких не было.

Сэр Генри Кузю просто не замечал, словно его не было дома. И Кузя к нему относился точно так же: спокойно-равнодушно.  Когда наш гость был дома и на виду, Кузя спокойно лежал на моем диване, а если садился во время нашей трапезы за стол на свое законное место, то сидел спиной к столу до тех пор, пока гость не покидал кухню. А потом поворачивался к столу и спокойно продолжал сидеть со мной.

В его комнату он ни разу не делал попытки зайти, а в нашей комнате сэр Генри был редким гостем.

Я просто восхищалась Кузей и по его примеру тоже относилась к сэру Генри вежливо- спокойно.

В конце февраля утром, на рассвете, сэр Генри покинул наш дом навсегда.  Я Кузе сказала:

-Слава Богу…Хорошего помаленьку…

P.S Я его не провожала.   От него ничего не осталось, что напоминало бы мне об Англии.  Равно, как и у него от меня.

Дальнейшее пребывание его в России растворилось во времени на великих просторах нашей страны.

           Продолжение в следующей истории