Куда в Самарканде исчезают тротуары?

Анастасия Павленко
«В Самарканде можно запросто проводить пеший марафон с препятствиями. Правда, думаю, победителей в нем не окажется, потому что сложно пройти все тротуары нашего города и чего-нибудь себе не сломать», - так считает активист  инициативной общественной группы «Сохраним Самарканд» Руслан Хаирнуров. И с этим не поспоришь.
Два дня посвятив обходу улиц нашего города, понимаешь, что нынешний Самарканд больше создан для машин, чем для пешеходов. 
- Извините, а почему вы идете по проезжей части, а не по тротуару, - спрашиваю куда-то спешащую девушку по улице Узбекистанская. Вздрогнув от неожиданности, мгновение спустя, она отвечает: «По дороге удобнее, по таким тротуарам ходить же невозможно».
Действительно, как можно совершать пешие прогулки по улочкам древнего города, если каждый раз приходится преодолевать различные препятствия в виде бесконечных ступеней, открытых люков, гор строительного материала и мусора? Особенно это опасно делать в вечернее время и с наступлением заморозков, потому что ситуацию осложняют неочищенная от снега и наледи скользкая плитка, которой стало модно покрывать тротуары у магазинов и салонов. Увы, все эти неудобства создают, по большей части, сами самаркандцы.

С ростом благосостояния и предприимчивости населения в нашем городе увеличилось количество благоустроенных особняков, офисов, точек общепита. Всё было бы прекрасно, да только собственнические чувства домовладельцев часто распространяются на государственную и общественную территорию.

Захотел, к примеру, хозяин домика или магазинчика на улицах Фирдавси, Исаева, Бухари, Кашгари, Шохруха и прочих возвысится над тротуаром, перегородить его забором, поставить колонны, выдвинуть почти на проезжую часть лестницу, устроить парковку на пешеходной дорожке – пожалуйста. Никаких преград со стороны органов государственной власти на местах он практически не встретит, хотя по Закону «О безопасности дорожного движения»  как раз таки представители госорганов обеспечивают обустройство и содержание в исправном состоянии улиц, тротуаров. Бывает, конечно, обяжут для галочки очередные ступеньки или пандус соорудить, но будут ли они соответствовать государственным стандартам – никто не перепроверит.

Зато качество тротуаров и пандусов на себе ежедневно проверяют пешеходы, особенно чувствительны к этому престарелые, инвалиды и мамочки с колясками.
- Ведь это же никуда не годится, - возмущаются жители махалли «Беш чинор» г. Самарканда, - посмотрите, в каком состоянии наши тротуары и дороги! Скоро начнется учебный год, как наши дети будут ходить в школу №29? Опять по пыли, грязи и ямам? Мы устали чинить коляски, наши старики боятся выходить в магазин, потому что надо перейти дорогу, которая после прокладки кабеля для трамвайных линий, в ужасном состоянии. Куда мы только ни обращались, но ответа нет.

- Дороги, о которых идет речь, не относятся к ширкату, - объясняет председатель товарищества частных собственников жилья «Умид» и одновременно председатель данной махалли Гайбулло Чулиев. – Это магистральные улицы и в хокимияте города нам пообещали до конца года их заасфальтировать.

Если в махалле «Беш чинор» еще есть какая-то надежда на исправление ситуации, то в других махаллях пока ее не видно. Особенно страдают от «инициатив» и самозахвата тротуаров исторические зоны города. Здесь стихийная жилая застройка и самоуправство частных собственников достигает апогея. А ведь именно здесь мы чаще всего видим группы иностранных туристов, пожелавших ощутить колорит Самарканда. Интересно, что же они, вынужденные идти по проезжей части и подвергая себя опасности быть сбитым автомобилем, ощущают?
- О необходимости среза культурных слоев у зданий, являющимися памятниками исторического и культурного наследия, я упоминала не раз, -  поднимает другую сторону проблемы начальник межрегиональной государственной инспекции по Самаркандской и Джиззакской областям Главного научно-производственного управления по охране и использованию объектов культурного наследия Майсара Набераева. – Поднятие улиц, а за ними тротуаров буквально «вдавливает» старые здания в землю, у них теряется эстетический вид, они быстрее подвержены разрушению.

- Сейчас мы создали рабочие группы, которые проводят инвентаризацию состояния тротуаров и дорог, - пояснил начальник управления благоустройства города Самарканда Бобир Алиев. – После завершения инвентаризации мы будем сначала выносить предупреждения нарушителям законодательства республики, а если они не отреагируют, станем действовать через правоохранительные и судебные органы. 

В настоящее время идет сбор данных и предложений по разработке Генерального плана г. Самарканда, очень хотелось бы, чтоб в проектах детальной планировки и реконструкции учитывались все эти наболевшие моменты.