254 Зарисовщик 29 мая 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

254. Зарисовщик. 29 мая 1973 года.

Сводка погоды: ВМБ Балтийск, вторник 29 мая 1973 года, дневная температура: мин.: 7.9°C, средняя: плюс 14.2°C тепла, макс.: плюс 20.7°C тепла, без осадков.

Вторник 29 мая 1973 года начался чудесным бодрящим солнечным утром на якорной стоянке военно-морской базы Варнемюнде вблизи немецкого города-порта Росток (ГДР). Мы, БПК "Свирепый" пр.1135 и БПК "Образцовый" пр.61, стояли на якорях вдали от международных торговых и пассажирских морских путей, поэтому никого визуально не видели, но на экранах локаторов море было испещрено светящимися отметками целей - судов, танкеров, пароходов, лесовозов, сухогрузов, паромов, сейнеров и траулеров. Жизнь кипела и жизнь была хороша...

После бодрой физзарядки с беготнёй по верхней палубе с носа в корму и с кормы в нос корабля, причём мы как-то сами собой начали соревноваться, кто быстрее преодолеет эти дистанции и вскоре годки с удовольствием "болели" за молодых, которые "шныряли" туда-сюда по кораблю, ставя рекорды преодоления дистанции с юта на бак и с бака на ют. Я тоже "вспомнил молодость" и повторил свои знаменитые "марш-броски" от ходового мостика (штурманской каюты) до кормового обреза палубы корабля к люку в румпельное отделение и обратно. Однако мои ранние 2,5 минуты я уже преодолеть не смог (добегал только за 3 минуты), видимо, старею...

Утром после завтрака и развода службы корабельного наряда позвонил в ленкаюту мой непосредственный начальник - заместитель командира корабля по политической части капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин и приказал явиться на ходовой мостик. Явился, доложил о прибытии и неожиданно услышал от командира корабля капитана 3 ранга Е.П. Назарова приказ: "С этого момента исполнять обязанности зарисовщика".

Я не стал спрашивать, что такое "зарисовщик", только чётко и сдержанно ответил: "Есть!", спросил разрешения идти, развернулся на каблуках и пошёл в ленкаюту, по пути спрашивая самого себя: "А что это такое, зарисовщик?". В энциклопедии юного художника я прочитал, что зарисовка - это результат быстрого рисования, рисунок, набросок с натуры, а также небольшая письменная запись какого-либо события, мысли, впечатления, очерк о чём-либо или о ком-либо.

Оказалось, что на флоте, например, при кругосветном научном путешествии или во время боевого похода кораблей, назначается ответственный зарисовщик, то есть человек, который делает зарисовки - рисунки и записи, отражающие события в окружающем мире. Такой человек ("зарисовщик") должен обладать умением быстро схватывать суть событий, правдиво и точно фиксировать их, причём максимально объективно, беспристрастно, так как это происходило на самом деле. Зарисовщик должен обладать наблюдательностью, подмечать нюансы и видеть главное, он должен зарисовать событие, не придумывая и не присочиняя того, чего не было.

Я всю свою ещё короткую жизнь мечтал быть разведчиком, а теперь неожиданно стал им. Хорошо, что командир корабля сам назначил мне эту новую обязанность и сделал это на ходовом мостике в присутствии вахтенного офицера и рулевого, теперь об этом назначении знают и офицеры и личный состав корабля. Это очень важно, когда тебе что-то поручают исполнить и об этом поручении узнают в экипаже, потому что либо тебе мешают исполнять порученное, либо помогают. Слово-понятие "зарисовщик" было незнакомо не только мне, но и всем, поэтому вскоре практически все спрашивали меня: "А что это значит - зарисовщик?" и я вынужден был отвечать и растолковывать, по сути, сам ещё не зная ничего, поэтому, естественно, я сочинял и выдумывал бог весть что...

Например, я рассказывал ребятам, что Чарльз Дарвин в 1831 году был зарисовщиком - натуралистом на британском экспедиционном судне королевского флота "Бигль", на котором совершил кругосветное путешествие (1831-1836). Во время путешествия Дарвин записывал и зарисовывал всё, что ему встречалось, что он видел и слышал, пробовал и ощущал, а потом написал «Дневник изысканий натуралиста» (The Journal of a Naturalist, 1839), «Зоология путешествия на корабле „Бигль“» (Zoology of the Voyage on the Beagle, 1840), «Строение и распределение коралловых рифов» (The Structure and Distribution of Coral Reefs, 1842) и создал свою знаменитую теорию об эволюции видов животных на земле. Мои друзья шутили по этому поводу и говорили: "Теперь, Суворов, ты точно станешь писателем".

29 мая 1973 года утром мы снялись с якоря и, выполняя обязанности корабля-противника, пошли в западную часть Балтийского моря, чтобы, как положено, со стороны Запада "напасть" на корабли и морские силы Балтийского флота. Оставив на северо-западе датский остров Фальстер, БПК "Свирепый" и БПК "Образцовый", который тоже выполнял роль ударного корабля ВМС НАТО, устремились по глади пролива Кадетринне на северо-восток к острову Борнхольм (Дания). Наш "стартовый" морской район для начала боевых действий находился западнее острова и этот манёвр был естественным и закономерным, так как остальная часть Балтийского моря, прилегающая к границам СССР, была открытой и видимой для наших средств ПРО и ПВО как "на ладони".

Море-океан - это, конечно, открытое пространство, видимое на дальних дистанциях, не имеющее природных искривлений ландшафта, укрытий, но, как ни странно, обнаружить корабль или подводную лодку, или самолёт над морем, очень трудно. Только радиотехнические средства (РЛС) позволяют на расстоянии обнаружить присутствие или наличие целей, но их надо ещё классифицировать, отличить, выявить, прицелиться по ним, точно рассчитать траектории движения снарядов, ракет и торпед, чтобы их поразить, а те (цели), ещё при этом маневрируют, ставят помехи, мешают, огрызаются и тоже тебя выцеливают и стреляют по тебе такими же снарядами, торпедами и ракетами. Короче - морской бой, это увлекательная игра на поражение, в которой не всегда количество кораблей и средств поражения побеждает, тут многое зависит от умения, опыта, мастерства, хитрости, удачи. К тому же море, Морской бог, как всегда тоже участвует в морских сражениях: то подпустит туману, то ослепит яркими солнечными бликами по воде, то наотмашь ударит неожиданным шквалом, а то не в шутку яростно испытает корабль и его экипаж на прочность сильным штормом.

Во вторник 29 мая 1973 года пока не было никаких "военных действий", то есть стрельб по мишеням или по квадратам, пусков ракет или торпед, были только разведывательные действия и попытки обнаружить корабли "противника". При этом где-то в штабах велась сверх напряжённая работа на картах и схемах, расстановка морских, сухопутных и воздушных сил с одновременной дезинформацией друг друга, с обманными маневрами, с поиском подводных лодок, с радио-игрой и слежкой друг за другом с помощью воздушной и космической разведки. На БПК "Свирепый" режим боевой тревоги был постоянным и все моряки изнывали на своих боевых постах по всему кораблю, потому что ждали, ждали начала боевых событий.

Когда мы с севера проходили мимо острова Борнхольм (Дания), нас активно "облётывали" уже хорошо знакомые и привычные натовские самолёты: уже знакомые и привычные американо-немецкие F-104 «Старфайтер» и шведско-датские SAAB J-32B "Лансен". Однако были и другие самолёты, которые не значились в секретном Справочнике силуэтов и контуров кораблей, самолётов и вертолётов США-НАТО 1972 года. Поэтому крайне важно было вовремя сфотографировать, а при невозможности сфотографировать, то зарисовать силуэты и подробности конструкции этих новых средств вооружения "вероятного противника". Так что, мы, БПК "Свирепый", отделившись от БПК "Образцовый", который выполнял какую-то свою задачу, своим появлением в международных водах севернее датского острова Борнхольм, как бы "вызывали огонь на себя", привлекая внимание ВВС и ВМС стран НАТО в Балтийском море. Одновременно, за нами вели "охоту" корабли соединений ДКБФ.

Отличить натовские самолёты было непросто, потому что они летали быстро, особенно, в момент прохождения вблизи нашего корабля или в момент пикирования на наш корабль, но всё же на их фюзеляжах можно было различить опознавательные знаки: на германских самолётах ясно виден был чёрный "фашистский железный крест", на датских самолётах - простое кольцо красного цвета, на польских самолётах - бело-красные "шашечки" в рамке, на советских самолётах - красивые остроконечные красные звёзды с тонкой бело-синей окантовкой, на шведских самолётах - жёлтые три короны в синем круге с жёлтой окантовкой (шведские самолёты летали крайне редко).

Радиотехническая служба БПК "Свирепый" (РТС) и "рогачи" (БЧ-2) обнаруживали воздушные и морские цели издалека, но не видели их, а сигнальщики-наблюдатели БЧ-4 видели их визуально на дальностях видимости горизонта моря и опознавали их с помощью специального Справочника-альбома силуэтов судов, кораблей, подводных лодок, самолётов и вертолётов США и стран НАТО. Этот справочник-альбом был единственным на корабле, сверх секретным, хранился в прокладочном столе у штурмана командира БЧ-1 старшего лейтенанта Г.Ф. Печкурова и выдавался на руки сигнальщикам только под строгую персональную ответственность. Так как я рисовал и оформлял разные стенды, плакаты, альбомы, боевые листки, то само собой я тоже имел негласный доступ к этому справочнику, работал с ним максимально аккуратно и каждый раз, когда брал его в руки, показывал состояние его листов и страниц дежурному или подвахтенному рулевому, чтобы никто не мог меня упрекнуть в том, что я оставил на листах справочника какие-то мокрые пятна, пометки или порвал листы.

В этом справочнике были не только силуэты самолётов и вертолётов в профиль и анфас, а также вид снизу или сверху. Здесь же были качественные или некачественные фотографии этих самолётов и вертолётов, а также таблицы с их ТТХ (тактико-техническими характеристиками) и ТЛХ (тактико-лётными характеристиками). Именно эти данные нужны были командиру и офицерам БЧ-2 - нашим "рогачам", ракетчикам и артиллеристам. Суда и корабли были представлены только силуэтами и некоторыми данными: название, тип, характеристики водоизмещения, конструкции корпуса, ГЭУ (главной энергетической установки), хода и маневрирования, вооружения. Справочник-альбом силуэтов самолётов, вертолётов, судов и кораблей США-НАТО был новенький, военное издание 1972 года, но до сих пор я не знаю и не понимаю, что в нём было секретного...

Теперь, когда я стал "зарисовщиком" БПК "Свирепый", я получил не просто разрешение, а служебную обязанность находиться на ходовом мостике, на крыльях ходового мостика и на сигнальном мостике в любое время суток, в любую погоду, в любых обстоятельствах. Единственное условие, которое мне поставили командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров, вахтенные офицеры, командиры боевых частей и командир отделения сигнальщиков-наблюдателей БЧ-4 - это "не путаться под ногами, не мешать, не встревать, не спрашивать, ничего не говорить, молчать в тряпочку и не отсвечивать"... Ничего себе одно условие! Однако, я добросовестно старался быть незаметным, неприметным, безучастным, спокойно-хладнокровным участником всех событий, случающихся вокруг корабля и на корабле, поэтому я неизменно прямо или обходными путями занимал (нашёл) своё место в указанных местах и делал своё дело корабельного фотографа и зарисовщика. Таким образом, вскоре все привыкли, что я присутствую на ходовом мостике и только вход на ГКП, который во время боевых тревог "кишел" моряками и офицерами, мне был заказан (запрещён), так как здесь на ГКП (главном командном пункте) было сосредоточено управление всем корабельным вооружением и лишних свидетелей происходящего не надо...

Между тем, на ходовом мостике БПК "Свирепый" почти ничего не происходило: корабль на среднем ходу выходил в открытое море навстречу силам и соединениям ДКБФ, наш "сосед" - БПК "Образцовый" - куда-то исчез в дымке на горизонте, нас никто уже не "облётывал" и на нас никто не покушался, все чего-то ждали и дождались... Неожиданно пришёл по радио приказ командующего учениями "Запад-73" "возвращаться на базу".

Таким образом, в своём дневнике-ежедневнике я записал:
29 мая 1973 вт
Я «зарисовщик». Это хорошо. Всю жизнь мечтал быть разведчиком, а теперь нежданно-негаданно стал им. Погода чудесная. Прошли мимо острова Борнхольм. Пока никаких военных действий нет, кроме разведывательных. Нас облетали новые самолёты. В справочнике самолётов и кораблей США-НАТО таких нет. Вечером пришли в базу Балтийск. Ну, что ж, войну мы выиграли за 3 минуты.

"Выиграли" или не выиграли мы "войну", - это так и осталось для нас неизвестным, но большой досады или неудовольствия оттого, что совершили вояж по Балтийскому морю и вернулись "домой" к плановой помывки экипажа в корабельной бане, мы не испытывали. Во время ужина в столовой личного состава матросы, считая, что я, как "зарисовщик", уже допущен до самых секретных секретов, спрашивали меня:

- А почему мы досрочно вернулись в базу?.
- Потому что мы выиграли войну, - авторитетно отвечал я.
- Что? За три минуты удовлетворили всех?
- А вы чего хотели?! - говорил я матросам "на полном серьёзном глазу". - Современная война - это как раз три минуты и амба! У нас вообще по расчётам военных аналитиков всего 45 минут боевого времени в море. За эти 45 минут мы должны найти противника, подготовить оружие, выстрелить, поразить подводную лодку противника, а потом уже самостоятельно нападать или отстреливаться, бежать от эпицентра ядерного взрыва, топить или захватывать вражеские суда, вообще, воевать самостоятельно, как повезёт.

Ребята слушали меня с открытыми ртами, забыв жевать и глотать, многие верили тому, что я им "баял"... Но я им особо не врал и не "травил", я говорил почти истинную правду, потому что действительно, фактически и реально современный морской бой с применением ракетно-ядерного оружия скоротечен и жесток. Однако и мне тоже стало не по себе от моей же собственной "зарисовки". Очень не хотелось, чтобы в действительности наша боевая жизнь и судьба длилась всего несколько десятков боевых минут...

Поздно вечером, уединившись и запершись наглухо в корабельной библиотеке БПК "Свирепый", я внимательным образом проштудировал секретный справочник-альбом силуэтов и данных судов, кораблей, самолётов и вертолётов США-НАТО, а также ВС стран-участниц Варшавского договора (вот почему, вероятно, этот справочник был строго секретным - автор). Я не могу показать и рассказать о форме и содержании того справочника-альбома от 1972 года, так как в открытой печати и сети Интернет этого справочника нет, поэтому о том, что в нём было и как он был оформлен, я расскажу на примере издания Военного издательства МО СССР (Москва, 1956) "Альбом военных самолётов, вертолётов и реактивных снарядов США, Великобритании, Франции и Швеции" (экз. №2718).

Структура и содержание этого Альбома 1956-1958 годов соответствует структуре и содержанию Справочника 1972 года:

Предисловие
Системы обозначений военных самолётов и вертолётов
Система обозначений управляемых реактивных снарядов США
Опознавательные знаки государственной принадлежности самолётов
Самолёты:
Истребители
Штурмовики
Палубные истребители
Бомбардировщики
Базовые патрульные самолёты
Палубные штурмовики
Палубные противолодочные самолёты
Разведывательные самолёты
Военно-транспортные самолёты
Вертолёты
Реактивные снаряды
Приложение:
Таблица лётно-технических данных самолётов, вертолётов, реактивных снарядов.

Точно также было устроено содержание той части Справочника, которая была отведена для судов и кораблей военно-морских сил США-НАТО (силуэты кораблей, их отличительные внешние признаки, ТТД и ТТХ, другие данные).

Теперь, когда я официально стал "зарисовщиком", я всё своё свободное время уделял самоподготовке по справочникам-каталогам вооружения США и НАТО, а журналы "Зарубежное военное обозрение" (те номера, которые были в наличии в корабельной библиотеке) я внимательно и вдумчиво прочитал "от корки до корки".

Так как во время этого "боевого похода" в водах Балтийского моря близких к Дании, нас "облётывали" натовские самолёты ВВС Дании и вот что я узнал об этой стране и её вооружённых силах...

Оказалось, что Дания занимает очень выгодное стратегическое положение, "владеет" Датскими или Балтийскими проливами, дающими выход из Балтийского моря в Северное море и далее в Атлантический и Северо-Ледовитый океаны. Дания вступила в НАТО 4 апреля 1949 года и следует "в фарватере политики, проводимой руководством агрессивного Североатлантического блока". Ежегодно значительная часть государственного бюджета Дании тратится на гонку вооружений.

На территории Дании "размещены штабы объединённых вооружённых сил НАТО в зоне Балтийских проливов, построены крупные военно-воздушные и военно-морские базы, склады боеприпасов, трубопроводы и другие военные объекты". США и Великобритания "поставили в Данию значительное количество устаревшего и современного вооружения и боевой техники". Дания выполняет роль "моста, соединяющего Центральную Европу со Скандинавией", фактически является островным государством (кроме полуострова Ютландия, состоит из 493 островов, из которых только 100 заселены). Протяжённость побережья Дании составляет 7 400 км, а общая площадь территории страны равна 43 000 кв. км. При этом территория Дании открыта для военных действий с суши, с воздуха и с моря.

Оборона Дании строится "с применением лишь очень мобильных, постоянно боеготовых сил армии, флота и авиации, а также путём минирования территориальных вод и установки средств противодействия амфибийным силам вероятного противника". Однако Дания (как и Норвегия) благоразумно "отказалась от размещения на своей территории (кроме Гренландии) в мирное время ядерного оружия и иностранных войск". В Проливной зоне ВС Дании "под руководством командования объединённых вооружённых сил НАТО совместно с частью сил ФРГ обороняют датские острова, полуостров Ютландия и Шлезвиг-Гольштейн, а также должны не допустить прорыва ВМС вероятного противника (то есть СССР и стран Варшавского договора) из Балтийского моря в Северное море".

Кстати, поведение БПК "Свирепый" на учениях "Запад-73" определялось, как это ни странно звучит, военными законами Дании (1960-го и 1969-го годов XX века), потому что мы были "противником" для сил Балтийского флота, значит должны были следовать военным планам и характеру ведения боевых действий, предписанных этими законами, вот почему БПК "Свирепый" вместо датского боевого корабля должен был быть "готов к отражению внезапных действий противника (то есть кораблей Балтийского флота) и способен продержаться вплоть до прибытия боевых кораблей и сил других стран НАТО с целью оказания помощи". БПК "Образцовый", вероятно, изображал эти самые боевые силы стран НАТО". Мы так и не узнали, кто победил: мы ("натовские") или они ("варшавские")... Однако, судя по тому, что нас на третий день учений "отпустили домой", в базу, значит, надобность в нас отпала...

В начале 70-х годов XX века в районе Датских или Балтийских проливов, на суше и на море со стороны Дании, нам (Советскому Союзу и Варшавскому договору) противостояли: 45 000 военнослужащих датской армии и военно-морских сил (в мирное время), около 70 000 "запасных", 140 000 служащих гражданской обороны. Срок службы в датских ВВС и ВМС - всего один год. В 1970 году датчане сократили свои вооружённые силы (например, боевые части сухопутных войск до 7000 человек) и увеличили число воинов-профессионалов ("контрактников"). Также они не спешили закупать у американцев современную боевую технику, имели в ВВС Дании истребители F-104 и две эскадрильи современных F-35 «Дракон», а в ВМС датские корабли имели срок службы более 15 лет.

На вооружении датских королевских ВВС в 1972 году состояли: 33 истребителя-бомбардировщика F-100, 23 истребителя-бомбардировщика и разведчика-истребителя F-35 «Дракон». 27 всепогодных истребителей F-104G «Старфайтер», 14 разведчиков RF-84F и 21 истребитель «Хантер». Всего 118 боевых самолётов. Кроме того, в ВВС Дании входит транспортная эскадрилья и эскадрилья вертолётов S-61 «Си Кинг» (все данные этой новеллы дословно из журналов "Зарубежное военное обозрение" от 1972 года - автор). Для решения задач ПВО в Дании располагаются четыре батареи ЗУР «Найк Геркулес» и четыре батареи ЗУР «Хок». Всего в королевских ВВС Дании в мирное время служит 10 500 человек, в военное время - 12 000 и в запасе ждут команды ещё 10 500 бывших военнослужащих ВВС. Датские лётчики и техники ВВС готовят и тренируются в США и Канаде. В 1971 году ВВС Дании получили две эскадрильи истребителей F-35 «Дракон», поэтому с этого года лётчиков и техников для них обучают в Швеции. Ежегодно в НАТО проводят военные соревнования в ВВМ и ВМС на лучшую подготовку и датские лётчики имеют хорошие оценки и призовые места.

В королевский ВМС Дании служит 7000 человек, в том числе 3800 - это кадровые моряки и 3200 - моряки срочной службы, плюс 3000 человек находятся в военно-морском запасе. ВМС Дании (1972) - это 8 сторожевых кораблей, 18 торпедных катеров, 9 сторожевых катеров, 6 подводных лодок, 8 минных заградителей, 12 тральщиков. Кроме этого, естественно, в ВМС Дании имеется: вертолёты береговой охраны (8 шт.), вспомогательные суда - ледоколы, танкеры, транспорты, гидрографические суда, сторожевые катера (для охраны рыболовства). Все боевые корабли ВМС Дании в "особый период" (война) "подлежат передаче в состав объединённых ВМС НАТО одновременно с передачей функций оперативного руководства ими командованию объединённых вооружённых сил НАТО в Проливной зоне", так что пока мы (СССР) мирно сосуществуем с НАТО (Западом), - датские моряки "мирные", неназойливые, не хамят и не наглеют, но как только начнётся "заварушка", - то они будут... другими.

Все корабли королевских датских ВМС строятся на датчких верфях, но на на деньги США (половина необходимой суммы). На строительство новых боевых кораблей и их модернизацию у Дании всегда не хватает необходимых денег. ВМС Дании нужно им для обеспечения безопасности своих морских путей, своего рыболовства и своего престижа (суверенитета), но в рамках НАТО их роль и значение вспомогательное и знаковое, вот почему мы фактически датские боевые корабли на видели - они нас не беспокоили, а мы их не замечали. Однако датские моряки ВМС Дании имеют "достаточно высокий уровень боевой подготовки".

Датская военная организация "Хемверн", основанная по принципу добровольного участия, насчитывает около 70 000 человек (1972), из них: хемверна сухопутных войск 56 000 человек- (в том числе 7500 женщин), хемверна ВВС — 10 500 человек (1300 женщин) и хемверна ВМС — 3000 человек (1000 женщин). В Хемверне основная структурная единица - рота, роты входят в состав ВС Дании, подчиняются командующим военными округами и используются, в основном, для "несения охраны и обороны различных объектов, чем облегчают действия регулярных войск". Роты хемверна формируются и приводятся в боеспособное состояние примерно за 6 часов. (Источник данных: "Зарубежное военное обозрение", №11 1972).

Всё это я практически мгновенно, одним духом, прочитал в журнале "Зарубежное военное обозрение" и передал своими словами (почти дословно, с цифрами и датами) во время обеда за столом в столовой личного состава экипажа БПК "Свирепый" в компании моих друзей и годков. При этом я говорил намеренно спокойно, хладнокровно, не торопясь, негромко, как бы задумчиво, затаённым сдержанным тоном, с прищуром у глаз, с микропаузами для обдумывания слов, то есть точно так же, как говорил незнакомый капитан 3 ранга на ходовом мостике. Ребята слушали меня "с открытым ртом", не перебивая и боясь пропустить "хоть одно слово" и с этого момента уже никто не смеялся над этим странным словом-понятием - "зарисовщик". Признали...

А в это время на нас охотились подводные лодки нашего "противника" - 37-й Краснознамённой дивизии подводных лодок ДКБФ (ВМБ Либава). Где-то в туманной дымке Балтийского моря они "сгрудились" друг с другом, совещаясь и рассчитывая, как лучше проскочить мимо нас, атаковать и "потопить", выполнить свою боевую задачу и не допустить нас, супостатов, внутрь Балтийского моря. Фото иллюстрации данное новеллы - это снимок железногорца, подводника 37-й ДиПЛ ДКБФ, главного старшины в отставке Владимира Воронова (срок службы со 2 мая 1973 года по 3 мая 1976 года). Ему повезло участвовать в учениях "Запад-73" и испить в первом же выходе в море из плафона аварийного освещения забортной балтийской воды, набранной на глубине 125 метров при принятии (посвящении) его в подводники.

Вот воспоминания В. Воронова о том времени:

Нас ждали, искали и мы это знали...

"Вспоминаются учения Балтийского флота, когда нашу 37-ю краснознаменную дивизию подводных лодок (дизельные ПЛ пр.613 - автор) ночью по боевой тревоге выводили на просторы Балтийского моря. Утром, на рассвете, когда за горизонтом встает солнце, а море еще в туманной дымке. Перед нами, находящимися в боевой рубке на верхнем мостике, открывались наши подводные лодки в дрейфе. Вот тут и осознаешь всю мощь нашего военно-морского флота. Вот почему нас уважали противники и мы справедливо гордились этим.

Летом 1974 года наша лодка вышла на боевую службу (мы это называли "автономкой") из нашей базы в городе Лиепая (Латвия). Пока шли в надводном положении, нас постоянно сопровождали корабли и самолеты стран НАТО. Так было и на Балтике, и в Северном море, когда мы проходили проливы Ла-Манш и Па-де-Кале. Как только вышли в Атлантику и погрузились, нас никто не видел и не слышал. Наша подлодка находилась за много сотен миль от родных берегов. Мы выполняли приказ по защите Родины на дальних подступах. В случае боевых действий должны были блокировать базу военно-морских сил Великобритании. Целый месяц - одни и те же лица в отсеках. Тоска. Голубого неба и яркого солнца мы не видели, потому что всплывали на перископную глубину (13 метров от поверхности воды) только ночью. В это время запускали дизели в режиме РДП (работа дизеля под водой) и дышали, дышали... Знали, что следующую порцию свежего воздуха получим при очередном всплытии через два-три дня.

В автономке (дальнем походе) под водой очень жарко - работают гребные электродвигатели -поэтому у моряков такая одежда из очень тонкого материала. На одежде рисунки на морскую тематику в зависимости от фантазии матросов. А тапочки на деревянных гвоздях - чтобы не проскочила искра при ходьбе по металлической палубе. За двое-трое суток от дыхания экипажа и испарения аккумуляторных батарей - их 224 штуки весом по 950 килограммов - в отсеках накапливался углекислый газ. И когда приборы показывают его предельную концентрацию, надо было всплывать и вентилировать подлодку. Иначе моряки начинают терять сознание. В службе моряка-подводника много трудностей, но мы преодолевали их с достоинством.

А как радостно было возвращаться в родную базу к родным берегам! После долгого похода нас встречала на пирсах вся дивизия, командование благодарило за службу и вручало жареного поросенка (это многолетняя традиция со времен войны), которого мы с удовольствием съедали.
После похода экипаж направлялся в дом отдыха под Ригой. Лучших матросов - в том числе и меня - награждали жетоном «За дальний поход» и отпускали на родину.

...Прошло более 40 лет, но я и теперь поддерживаю связь со своими сослуживцами по срочной службе. 18 мая - День Балтийского флота. С праздником, моряки-подводники!".
 
Фотоиллюстрация Владимира Воронова: 29 мая 1973. Балтийское море. Траверз острова Борнхольм (Дания). Учения "Запад-73". БПК "Свирепый" выполняет роль "противника" в учениях против сил и соединений Дважды Краснознамённого Балтийского флота. Самолёты и вертолёты ВМС и ВВС НАТО (в частности Дании) нам не мешают, но постоянно и регулярно облетают и контролируют наше местонахождение и маневрирование. По боевой задаче учений ЮПК "Свирепый" должен был имитировать "прорыв кораблей США-НАТО через Проливную зону во внутренние воды Балтийского моря с целью захвата господства на основных морских путях и противодействия выхода советских боевых кораблей и подводных лодок в Проливную зону, в Северное море и далее в Атлантику". На снимке две подводных лодки пр.613 37 ДиПЛ ДКБФ в момент согласования совместных действий по прорыву в Проливную зону и атаки на корабли "противника", то есть на БПК "Свирепый" и БПК "Образцовый". Боевых стрельб артиллерийским, торпедным или ракетных оружием по БПК "Свирепый" не велось, но учебно-боевые стрельбы "понарошку", то есть виртуально, велись постоянно, так что мы были настоящей "мишенью". Правда, недолго, в этот же вечер вторника 29 мая 1973 года мы вернулись в базу - ВМБ Балтийск.