Несколько правдивых рассказов о зимней рыбалке

Юрий Трушников
  Эти рассказы объединяет то, что все в них абсолютная правда. Это кажется странным, когда говоришь о рыбалке, но никаких чудовищных размеров рыб, неимоверных килограмм и прочей болтовни. Просто, как оно было в моей жизни и то потому, что мне остается только вспоминать, эти эпизоды с грустью.

   Однажды мы с моим другом Николашей поехали, на безымянную протоку реки Тура, туда, где, как нам сказали, идет сумасшедший клев чебака. Приехали к реке. Оставили машину на крутом берегу и на задницах, обвешанные амуницией, скатились вниз. У Коли была с собой еще и сорокалитровая молочная фляга - для живца.
Снега на льду было по колено, но что неприятно - поднялся северный ветер. Хорошо, что он дул в спину, но довольно ощутимо. Мне уже тогда подумалось, что обратно мы пойдем навстречу ветру, да и подниматься по обледенелому склону будет нелегко.
   
Но вот и протока. Зашли в нее. Солнце начало припекать. Пока шли по реке,  ветер выдувал все тепло. А теперь ветер дул высоко над головами, а мы, под ним, в овраге. Начали бурить лунки и постепенно разделись до рубашек. Лед больше метра толщиной, а под ним воды сантиметров тридцать. Мелькнула мысль -  и что мы тут наловим, но тут же, по голому крючку, почувствовал удар и началось!  Подсек, вывел - елец, очень приличный, грамм на 100. Еще, еще и еще!
Я не успевал насаживать малинку на крючок, а потом вообще перестал это делать. На крючке оставался малюсенький кусочек и на него клевало, как на целого. Николаша не отставал, а где то и опережал. Было такое впечатление, что под метровым слоем льда в этом небольшом промежутке до дна рыба кишит, как в котле.

   Про такую рыбалку говорят - « отмахал руки». В течение часа набили не только рыбацкие ящики, а Колька свою флягу, но не полностью, а так - живцов килограмма три, да воды столько же. В общем, часа через три решили заканчивать, да и домой пора было. Перекусили под солнышком. С сожалением свернули снасти и пошли.

   Вышли на основное русло реки. Вот тут-то и стало нам «хорошо». Ветер со снегом почти ураганной силы, в лицо. Идти спиной нельзя. Не видно куда ступаешь. Я - ладно, а Колька еще и с флягой. 
    Хорошо, что я забрал себе полиэтиленовые мешки, которые мы, в запале, тоже набили рыбой. Но добрались, наконец, до кручи, на которой оставили машину.
   Я посмотрел на нее и понял, что мне никогда на нее не вскарабкаться! Кто видел картину «Переход Суворова через Альпы» тот поймет, что мы пережили. Подъем градусов под 30, но ветер выдул склон до блеска. Поднимешься на пару метров и вниз. А в голове мысль: «Пусть лучше добьют, больше не полезу!».
 
    Но, наконец  поднялись. Грелись в машине минут сорок и только потом поехали. А хорошо то как было! Тепло, ненавязчивая музыка журчит из приемника, а в багажнике полно рыбы.
    И флягу Николаша не бросил, а дотащил до машины. И живцы дожили до следующей рыбалки, в качестве приманки на жерлицы.
    Правда, когда Колька спросил с непонятным энтузиазмом: «Ну, что завтра сюда же едем?», я только смог послать его очень далеко и не на рыбалку!
***



    Я работал на «Скорой помощи». Подобралась замечательная компания рыбаков -водители и медики. Мы уже ездили на Белоярское водохранилище и не безуспешно.
      А теперь решили съездить на Челябинские озера, по последнему льду! Сказано, сделано. Утром загрузились в « Волгу» нашего коллеги и вперед.
    Приехали на озеро, кажется Аятуль. На льду виднелись черные кочки рыбаков, но их было немного и не видно, чтобы бесперебойно махали удочками.
    Проехали вдоль берега и нашли то, что искали – каменный распадок метра два на входе,  метров двадцать в глубину, метров десять в высоту. То, что надо.

   Поставили машину, напротив входа. Перетаскали вещи в естественную пещеру. Приспособили кусок брезента на вход, чтобы не задувало. Натаскали валежника на костер. Собрали рыбацкие ящики, ледобуры и вышли на лед.
    На льду солнце заметно припекало. Забереги с утра были небольшие. Какие то сантиметры. Так что мы просто перешагнули с тверди на твердь. Далеко не заходили.
   Разбурились, уселись в виду друг у друга. Начали ловить. Клевало неплохо. Но какой то разнобой. То чебак с ладошку, то такой же окунек, иногда сопливый (ершик). Но, тем не менее, ловилась рыбка бесперебойно. А солнце припекало так, что мы вскоре остались в рубашках.
   Мы с трудом выкраивали время, чтобы попить чаю и перекурить. Наконец решили выходить на берег. Подошли к месту, где выходили на лед.
   Сюрприз! Пока рыбачили забереги отошли на несколько метров. Переходов на берег поблизости не наблюдалось.
    Подошли поближе к кромке льда и мужики, недвусмысленно намекнули на то, что они в чунях, а я в болотных сапогах, поэтому однозначно мне идти первым прямо здесь.
    И тут я, человек, который с много лет рыбачил зимой, не задумываясь, попер вперед, не обращая внимания на то, что сквозь лед пробивается камыш. Я прекрасно знал, что это значит, но шел вперед, тем более, что мужики подначивали, говоря, что лед прочный. Шаг, еще шаг. 
   И вдруг лед просто исчез из-под ног, и я ухнул в воду. Никакой паники не было, наверное, потому, что одежда сразу не намокла, и я по инерции просто пошел ко дну.  Встал на дно и резко оттолкнулся.
    Хорошо, что не было течения, и я как поплавок вошел точно в полынью. Я чувствовал, как сапоги заполняются водой и тянут меня вниз, но не сопротивлялся, только набрал воздуха.  Толчок о дно я резко отталкиваюсь, вверх, но немного вперед - там, где кромка льда. Вырвался из-под воды, упал на лед грудью, тут же проломил его, но продвинулся немного к берегу. Кстати я ни минуты не орал, ни в начале, ни в процессе. Еще толчок вперед, еще и вот уже ломая лед, я иду по каменистому дну к берегу. На берегу суетятся друзья. Кто - то уже рванул к распадку.
    И вот тут я заорал: «Поубиваю всех, когда выберусь!» Мне казалось, что это они во всем виноваты. Наконец я на берегу. И вот тут- то я почувствовал холод.
     Рванул к распадку из всех  сил,  на ходу скидывая одежду. Ребята бежали впереди и тоже раздевались. Кто снимал рубашку, кто-то трико, носки. Вот и цель. В распадке уже горел костер, и было тепло, как в квартире.
     Плюхнувшись на камень, я наконец стянул болотные сапоги, с ними и носки и трико. Из каждого сапога вылилось по паре литров воды. Ступни были белые, как у утопленника, которым я уже почти был.
    Кто-то из ребят начал растирать ноги, кто-то руки. А кто-то - дай ему бог здоровья, подал полную кружку водки. Выпил, и вот тут - то меня затрясло так, что я слова не мог сказать. Накатилось все и страх, и холод, и водка.
   Кстати, когда я отошел от пережитого и вышел осмотреться, то метрах в трехстах от места, где я провалился увидел поваленную березу. По ней абсолютно безопасно можно было выйти со льда. Но рыбалка на этом закончилась. Удовлетворившись той мелочевкой, которой набили в ящики, мы отбыли домой.
   Когда я собрался на следующую рыбалку сын - первоклассник написал мне следующую записку. Орфографию и стиль попытаюсь передать, как запомнил: «Папа поедешь на рыбалку а если  провалишься под лиод, мы тибя нокажим».
***
      Мы поехали на озера под Верхний Тагил. Настроение чудесное. Погода превосходная. Компания устоявшаяся.
    Приехали. Договорились заранее, что рыбачим до сумерек и домой. Вышли на лед, метрах в 100 от края льда. С этой же стороны прилично поддувает южный ветерок.

  Разбурились. Сели спиной к ветру.
   Начали ловить. Шел чебак и весь мерный грамм по сто пятьдесят- двести. Но лунки размывало просто молниеносно.
   Только что диаметр со шнек ледобура, проходит пять- десять минут и лунка уже метр в диаметре. Посмотришь с противоположной стороны лунки, а лед под ящиком уже тонюсенький. Поэтому не смотря на клев, вся масса рыбаков потихоньку перебиралась к берегу. Известно, что самый отличный клев у кромки льда. Но это и самое опасное место. Лед размывает молниеносно.
     Но азарт! Не мог преодолеть азарт один мужичек. Видно было, что руки у него вообще не отдыхают. Тянет и тянет, без передышки. Мы ему все кричали: «Мужик перебирайся к берегу- потонешь!». Он не обращал внимания Азарт.
   В итоге мы все отошли довольно далеко, но вдруг услышали дикий крик. Оглянулись, а мужика нет, здоровая полынья. Так и ушел под лед. Но знаю, что, если бы он даже еще барахтался, никто рисковать не стал бы. Потому, что ни веревок, ни жердей с собой не было. А лед проваливался под ногами. Пусть ползком подобраться можно бы было, а дальше? Вот так и отбыл на тот свет неизвестный мужичок с полным ящиком мерного чебака. Азарт. Выводы? А их делайте сами.
***