173. Слепая женщина

Лев Вишня
173. СЛЕПАЯ  ЖЕНЩИНА

   Эту женщину я часто видел, когда переезжал из Екатеринбурга (он так тогда назывался) в Нижний Тагил и обратно. Она ходила по вагонам и пела песню, всегда одну и ту же. Что-то про потерянную любовь и страдания женщины, которую бросил ее любимый. Было она всегда в очень старом пальто, в кирзовых сапогах и с клетчатым платком на голове. Голос у нее был сильный и могучий, такой, что было слышно из самого начала вагона, до конца. Она шла неспеша вдоль деревянных скамеек старых советских электричек, держа в руках алюминиевую кружку, куда все кто мог бросали мелкие монетки: две, пять или десять копеек. Лицо у нее всегда было суровое и полностью в себе сосредоточенное, как будто пережила она страшную и немыслимую драму.
   Однажды меня взяло любопытство, и я решил посмотреть ей в глаза. Она конечно не увидела меня, потому что слепая, а я навсегда запомнил сами эти глаза… Они оказались без зрачков, просто как сероватые немного золотистые полупрозрачные камни. И в них не было ничего, кроме боли и грусти. Этот взгляд ее невидящих ничего глаз был самым страшным воспоминанием моего детства. Я увидел настоящий ужас, а не киношный. Мне стало невероятно страшно и стыдно одновременно.

   Никогда не смотри на чужие страданья и не насмехайся над ними, если только не увидеть что там внутри самой бездны. Ее взгляд это был именно бездна.

   С тех пор, когда она проходила мимо меня, я всегда бросал ей какой-нибудь монетку, просто, чтобы не вспоминать свой нелепый поступок.