Неравновесие

Мишаня Дундило
Люди добрые, помогите разобраться в ситуации.

Есть у меня знакомый, которого я считал даже в каком-то смысле другом.  Интересный мужик: увлеченный путешественник, много где бывал, отличный собеседник.  До некоторых пор я был с ним в очень хороших отношениях.

А случилось вот что.  Переехал он из штата Калифорния ко мне в Юту, привез фургон домашнего и гаражного имущества.  Ну и я, понятно, предложил ему помощь в разгрузке.  Все было нормально до того момента, пока не настала очередь выгрузки сверлильного станка.

Станок был весьма внушителен: весом явно за сто кг, на высокой стойке, с центром тяжести у макушки.  Спускать его по наклонному трапу надо было, очевидно, в лежачем положении.  Но едва я начал заваливать станок, как слышу: "Не то делаешь.  Не вали, кантуй к трапу".

Замысла мужика я поначалу не понял.  Мелькнула мысль, сразу мною отвергнутая по причине запредельного идиотизма, что он собирается транспортировать станок в вертикальном положении.  Точнее — в наклонном положении по этому самому трапу.  С проекцией центра тяжести, далеко выходящей за пределы площади опоры.  И с полной невозможностью скольжения по трапу, поскольку ничего не было предпринято, чтобы приложить горизонтальное усилие к основанию станка.

Подкантовал.  "Выкантовывай на трап".  Я понял эту команду как дурацкую шутку.  Успел на всякий случай зацепить станок капроновой лентой — мало ли что, а вдруг у мужика и впрямь крышу снесло.  И к счастью, сделал это вовремя: подскочивший мужик принялся тянуть верхнюю часть железного чудища на себя.  Я похолодел от ужаса и давай, естественно, тянуть за ленту в обратную сторону.

Если бы мне не хватило сил справиться с проблемой, возможны были бы три очевидных исхода:

1.  Счастливый.  Падение станка на трап и поломка трапа у арендованного фургона, потеря минимум тысячи баксов (станок — хрен с ним).  Это в случае, если хозяин успел бы отскочить.

2.  Несчастливый.  Падение станка на хозяина, тянувшего изделие на себя за верхний габарит — гарантированная смертельная травма.  Я орал, что вряд ли смогу удержать станок.

3.  Неопределенный: падение станка вбок, где крутились две женщины - жена мужика и моя подруга.

"Противостояние" между мной и хозяином нарастало — он тянул станок на себя, а я из последних сил противодействовал.  Мой партнер по разгрузке явно потерял над собой контроль, вытаращивал глаза и срывался на звериное рычание.  Мне удалось пересилить мужика и завалить станок в свою сторону.  До драки дело не дошло, спускали железину как надо, в лежачем виде.

Партнер — человек с высшим образованием, инженер-механик, наверняка знакомый с физикой восьмого класса и владеющий понятиями "неустойчивое равновесие", а также имеющий представление о банальном неравновесии.  Казалось бы, мелочь.  Но такой прокол в школьной элементарщине, а главное — козлиное упрямство при попытках угробить себя самого, сильно меня насторожили и заставили задуматься, а так ли надежен этот друг.

Близкая или уже состоявшаяся потеря друга — один из источников моей теперешней депрессии.