Дивеевское солнышко

Ольга Коваленко-Левонович
Отправились мы в путешествие в 11 вечера 18 августа. И в пути встретили рассвет. Были приключения всякие мелкие, которые впору было назвать искушениями. То ГАИшники держали долго, то ещё всякое… Замёрзли все в автобусе, кутались во что только можно…

Прибыли на место ранним утром, и ослепительное солнце, безоблачное небо и звон колоколов встретили нас. Впереди храм, где покоятся мощи преподобного Серафима Саровского!!! Представляете, куда сподобил Господь попасть?!!!!!

Побывала в Спасо-Преображенском соборе, с трудом забравшись по ступенькам, подала записки о здравии и упокоении, купила чётки, чтобы по Канавке идти и молитву "Богородице Дево радуйся..." по ним 150 раз прочесть. И отправилась в Троицкий собор Серафимо-Дивеевского монастыря.

К мощам Серафимушки очередь - конца края не видно. А я стоять не могу. Подхватили меня белы рученьки нашей Натальи Михайловны Гавриловой, словно крылья ангела, и унесли к охраннику. Охранник пропустил в первые ряды. И уливалась я слезами от счастья, что попала к Серафимушке. И приложилась, молясь за всех, и сидела на лавочке и не знала, на Небе я или на земле.

А потом послал мне Господь спутницу. И она, Ирина, взяла меня под руку, попили мы святой воды в беседке, прошли до красивейшего фонтана с ангелами. Водрузила она на себя тяжёлый мой фотоаппарат, сумку с курткой, и пошагали мы с молитвой по Канавке. Ира что-то там фотографировала, я только в компьютере дома рассмотрела. Что было вокруг - плохо помню, читала "Богородице, Дево, радуйся...". И даже забыла, что ноги болят.

Из Викпедии: "Святая Канавка — одна из главных святынь монастыря. 25 ноября 1825 года Богородица явилась преподобному Серафиму и повелела основать Мельничную общину, указав как следует обнести это место канавой и валом. Копать Канавку должны были только сестры общины, а миряне могли помогать носить землю и насыпать вал.

Исполняя указания Царицы Небесной, Серафим Саровский приказал сёстрам вырыть Канавку вдоль тропы, по которой прошла Богородица. Преподобный Серафим говорил, что Канавка эта до небес высока и всегда будет стеной и защитой от антихриста.
«Кто Канавку эту с молитвой пройдет да полтораста «Богородиц» прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!»..."

Многие люди шли босиком. Молились почти все, некоторые по молитвослову. А в основном проговаривали вполголоса. И так хорошо было молиться со всеми.

Длина Святой Канавки - 777 метров. Поначалу шла в босоножках, а потом разулась. Иду, и чувствую - всё, сил нет.
- Ира, - говорю, - отдай босоножки.
- Нет, - отвечает, - иди!
Взмолилась я пуще прежнего и далее пошла. Как и дошагала - не помню. Приземлилась потом на лавочку, босоножки надела. Смотрю - батюшка молодой с женой и детками.
- Благословите, батюшка! - говорю.
Он перекрестил и снова у меня силы появились. Пошагали мы с Ирой наших искать.

Нашли! Покушали под навесами, покормили нас и супчиком, и кашей, и чаем с травами. Наши все на экскурсию собрались, а я уже не могу. Рада бы, но ноги не слушаются. Потихоньку добрались с Ирой до автобуса, и там уж часа два ждали наших паломников.

Вернулись они  к автобусу, и  мы поехали заселяться. Устроили нас в чудную уютную гостиницу. Отдохнули мы там прекрасно…

…Проснулась я, смотрю, уже пять часов  вечера. Спутницы мои давно ушли пешком на вечернее Богослужение, остались бабушка с восьмилетней внучкой и я. Поговорили мы с послушницей, что в гостинице служит, она говорит:
– Езжайте-ка вы на такси, искупайтесь в источнике, он от монастыря недалеко.

Думаю – и правда, а то в теле жар какой-то. Поехали на такси на Александровский источник. Там закрытые домики, зашла с двумя девушками. Говорю:
– Девочки, не бросайте меня, подайте руку, как окунусь.
Окунулась в рубашке три раза, помолившись, с головой. Себя не помню - руку подала, помогли по ступенькам подняться, смеются. Одна говорит:
– Ух ты, три раза! Я всего один! Ещё пойду! – и снова пошла в холодную воду.

Переоделась я, вышла, счастье на сердце – не передать. Сижу на лавочке, вечернее солнце, пруд золотой, уточки плавают. Фотоаппарат тяжёлый в гостинице остался, да и пусть…

Бабушка с внучкой умылись святой водицей, купили пирожки. Снова вызвали такси, поехали в гостиницу. Едем мимо монастыря, и так у меня сердце взыграло, попросила остановить.

Спутницы мои дальше поехали, а я отправилась на площадь, и сразу нашла своих! Площадь полна народу, из динамиков слышно пение и возгласы – служба вечерняя идёт.

Все пошли на помазывание елеем, и хлебушек там раздавали после полиелея. А я на лавочке снова, мёрзну, ноги не слушаются, и понимаю, что мне ничего не достанется.

И снова появилась Наталья Михайловна, по высоким ступенькам протащила меня чудом каким-то, и попала я в толпу, которая несёт к батюшке с чашей, где святое масло, и помазал он крестообразно мой лоб кисточкой. А на выходе паломница Людмила сунула в руку хлебушек святой. Спаси всех Господи!!!

После ужина собралась толпа убогих, хромых, поехали мы на двух такси до гостиницы.

Господи, какое же счастье. После купания, еды, тянет в сон, а кровати прекрасные, с выглаженными простынями! Представляете? Провалилась в сон, и слышала как сквозь пелену, что неутомимая Наталья Михайловна в соседней комнате читала паломницам Последование ко Причастию…

Причаститься хотелось, очень, но понимала, что надо рассчитывать силы. Завтра Преображение, будут толпы и толпы народа. А может не сил мне не хватило, а решимости? Ведь пропустили бы…

Проснулась – все уже ушли. Бабушка над спящей внучкой вздыхает: тоже хочет причаститься, а ребёнка поднимать не решается. Та вчера умоталась. Говорит мне:
– Останетесь с Лизочкой? А я пойду? Приедете на обед в десять тридцать?

Я согласилась. В гостинице тихо. Пришла старшая послушница, строгая, выговор сделала, что кто-то у крыльца окурков набросал.

А потом мы с нею разговорились, и слово за слово рассказала я ей про себя, и даже то, что никому не расскажешь… И словно со стороны увидела жизнь свою запутанную и увидела милость Божию ко мне, грешной… Таких драгоценных собеседниц в миру днём с огнём не сыщешь. И каялась я, и винилась, а она всё понимала, всё… Расстались, как родные.

Проснулась Лизочка и капризничает.
– Никуда не пойду, там цветочки.
У Лизы аллергия, которая никак не поддаётся лечению. Я уговаривала-уговаривала её ехать, и без толку. А послушница только сказала ей:
– Собирайся! – и она вмиг оделась.

Приехали, нашли Лизину бабушку, заглянула на площадь, помолилась на кресты соборов, и позвали всех на обед. Спутницы мои после причастия, светятся. А я шла к такси и думала – встретился бы батюшка, благословил бы на обратный путь...

В гостинице собрались, попрощались с радушными хозяйками и – в путь. Приехали на Серафимовские источники в Цыгановке.

Там вода гораздо холоднее. Два раза окунулась с головой, и грудь так сжало – не могу продышаться. Перекрестилась, крикнула : «Отче Серафиме, исцели меня!», и ещё раз… Вытянула меня за руку Людмила, паломница наша, и я стою, плачу навзрыд. Такая вот реакция была… Это потом радость невероятная пришла.

Переоделась в домике и побрела к автобусу. Батюшка незнакомый навстречу, на груди крест горит золотом. А я сама как золотое солнце сияю от счастья.
- Батюшка, благословите на поездку?
- Куда?
- В Дмитров! А Вас как зовут?
- Отец Алексий, и Ирина со приходом.
Понял, что помолиться благодарно хочу. Слава Богу за всё!!!

… Ехали назад легко. Хотелось молчать и перебирать в памяти всё, что произошло… В автобусе было тепло и уютно…
Дома оказалось, что я очень даже загорела за эти два дня. Дивеевское солнышко. Но то Солнышко, что живёт в душе после общения с батюшкой Серафимом – не сойдёт, как загар. Останется навсегда.