Путешествие по Ахтубе 1999

Олег Бочаров 47
Олег Бочаров 47.
  От Ярославля до истока Ахтубы.

 Что такое Ахтуба – это самый большой рукав Волги.  Если  посмотреть на карту  нижней  Волги,  то  можно  увидеть, как  голубая  линия  реки Волги раздваивается, в районе  города Волгограда.  Две реки,  Волга и Ахтуба  текут  параллельно, в одном  направлении, к Каспийскому  морю.  Текут  они  по  зоне  степей.  Что  меня  привлекло в Ахтубе?  Это,  прежде всего рассказы  наших  ленинградских друзей,  про  жару,  про  фрукты и  овощи,  растущие  по  берегам. Про  то, как  приходилось  им  поливать  водой  песок,  от реки  до  палатки,  иначе  по  нему  нельзя  ходить  босиком -  пятки  поджариваются. Всё это экзотика для жителей средней полосы. Главное, что меня привлекло, это то, что  на   Ахтубе  тепло  до  конца сентября, а  у  нас  лето  заканчивается, в среднем, 15 августа.  После  этого  срока, становятся  холодные ночи,  быстро остывает вода,  медленно  сохнет  одежда  и  дрова  после очередного дождя и отправляться в поход становится проблематично.
    Долгое  время  я  не  имел  права  ходить в отпуск  одновременно  со своим  начальником.  А  он  всегда  отгуливает свой  отпуск  в июле.  В июне у нас  погода  неустойчивая,  может быть очень тепло, а  может  быть  весьма  прохладно - даже  с  заморозками  по  ночам.  Вода  в  речках  становится  приятной  для  купания только  после  15  июня.  Для длительного плавания  на  байдарке  это  не комфортные  условия.  Вот  я  и решил  провести  свой  отпуск с  10 августа  на  Ахтубе.  В  городе  Волжском, недалеко  от  Волгограда,  живут  наши родственники, бабушка и дедушка  нашего  внука, Серёжи.  Они, конечно, мечтают,  чтобы к ним привезли  на  побывку  внука.
    Приехать с байдаркой к началу маршрута  просто: сел  на  поезд Москва – Волгоград и через сутки ты  уже  на месте. А  вот  выехать  домой с конечного  пункта гораздо сложнее. Какова  вероятность  сесть  в  поезд с  байдаркой  на  маленькой станции в  конце  августа? Вероятность  близка к нулю. Идти на байдарке от Волгограда до начального пункта  отправления поезда - до Астрахани, нужно 560 км. Это очень  далеко и утомительно.  Я  выяснил,  что  трёхпалубный  теплоход «Комарно», на  пути  из  Астрахани  в  Москву,  делает  остановку  в  городе Ахтубинске двадцать пятого августа 1999 года. Город Ахтубинск в 250 км  от  Волгограда. Это  расстояние  можно  пройти  за десять ходовых  дней. 
     Ещё двадцатого июля  я  посетил  теплоход «Комарно», стоящий  в  Ярославле у  речного  вокзала, и  переговорил  с  капитаном  о  возможности посадки  на  этот  теплоход  в  Ахтубинске 25 августа.  Он  ответил  положительно. Было решено ехать обратно  домой  теплоходом.  Это  дороже, и в пять раз  дольше ехать, но и удобств  тоже  больше. Разобрать  байдарку  можно  у самой пристани, сразу  сесть  на  теплоход,  и  доехать  без  пересадок  и  прочих хлопот  прямо до  Ярославля.
    Мы  выехали втроём с внуком  10  августа, сначала  до  Москвы,  потом до  Волгограда.  Пересадка  в  Москве  была  удобной.  Нужно  просто  перейти  Комсомольскую площадь.  В  Москве  нам предстояло  ждать поезда  6  часов. Жена Ира  осталась  на  Ярославском  вокзале  сторожить  вещи, а  я  пошёл  показывать Серёже  «свою» Москву.  Потом  мы  отпустили погулять  Иру.  Вечером  пошёл  дождь  после  долгой  сухой  жары.  На  поезд  Москва – Волгоград садились под  дождём. В 4  часа  следующего дня  мы  приехали  в  Волгоград.  Нас встречала  бабушка  Валя.  Мы  передали внука  с  рук на руки счастливой бабушке и  пошли  с  тачкой,  нагруженной  байдаркой  и рюкзаками к базару,  чтобы купить  съестные  припасы  для похода. Там же для Иры был куплен  самый  большой  на  всём  базаре  арбуз.  Пусть  полакомится.
     Где  начинается  Ахтуба,  я  представлял  весьма  смутно,  поэтому  пошёл  на  речной  вокзал, чтобы  выяснить,  как  до  неё  доехать.  Капитан  местного  теплоходика  мне  сказал,  что  доехать  до  Ахтубы  можно  только на  пригородном  автобусе.  Но  раз  у  нас своя  байдарка, то  можно  до  неё  доплыть  вверх по течению,  около  7 км.  Меня  это  устроило.  Мы  покатились  с тачкой  на  городской  пляж,  потому что  берег  Волги  везде  забетонирован, и  спустить байдарку  на  воду  невозможно.
     Июль  1999 года у нас в Ярославле  был  жаркий,  35-37 градусов. И  здесь, в  Волгограде такая же жара.  Мы  первым  делом  искупались, и уж  потом начали собирать  байдарку.  На юге  темнеет рано, и  мы  еле-еле успели до темноты. По плану было намечено перегрести на  противоположный  берег  и  там заночевать.  Когда  мы  отошли от  берега,  на  Волгу  легла  полная  темнота.  Как найти  нужный  нам  для ночлега берег?  Мы  ориентировались  по  городскому берегу,  ярко освещённому,  мысленно  ставя  к  нему  перпендикуляр.  С наступлением  темноты  по воде  начали  носиться  моторки.  Чтобы  они нас  не сшибли,  я  включал  мигающий  красный  фонарь.  Авось  водители  заметят  на  своём  пути  красный  свет, и призадумаются,  куда они  едут.
    Я  так  торопился  с  отплытием,  что  не  установил  рулевое  устройство  на  своей  байдарке.  Это  требует  дополнительное  время для  регулировки  взаимодействия  управляющих педалей с рулём.  Наши  друзья  ленинградцы  всегда ходят без руля, и неплохо.   Сейчас  я  пожалел об этом.  Лодка  хотела  всё  время  завернуть  налево,  и мне  приходилось  сильнее  работать  левым веслом,  чтобы  поддерживать заданный  курс.  Это  очень  утомляет.  С  рулём таких проблем нет.  Мы   очень  долго  гребли на противоположную  сторону.  Наконец,  показалось  что-то  тёмное  и  длинное вдоль  берега. Ими были трубы  землесосного  устройства  на понтонах.  Пришлось  их  обплывать,  целый  километр.  Когда  они  кончились,  то  желанный  берег  был  ещё  далеко.  Но вот,  мы и на  берегу.  Два  часа  гребли!  Полная  темнота!  Всё же,  от  огней  ярко  расцвеченного  Волгограда  кое-что  удавалось видеть.  Мы  поставили палатку  прямо  на песке,   метрах в десяти от  воды.  Искупались  под  покровом  тёплой  южной  ночи.  Достали  арбуз  и  поели  его  с  пристрастием, но  весь  не  осилили.   Ночь  прошла  спокойно.
    Утро  было  блаженным,  тёплым.  За  ночь  вода  отошла от нас  почти на 50 метров.  Мы   вышли  в  плавание,  погребли  против  течения. Перед  Волгоградом  Волга делает  зигзаг.  До  поворота мы  дошли спокойно.  А  вот  после  поворота  лодка  вперёд  идти не  хотела.  Течение  было  необыкновенно  быстрым.  Пришлось  перегребать  на  правый берег,  чтобы спрятаться  от  сильнейшего  течения.  Это  заняло  ещё  час.  Солнце  встало  достаточно  высоко и  начало  раскалять  всё  вокруг.  Мы  полезли  купаться.  Какая  же  чистая  здесь  вода!  Даже  не верится,  что  это  Волга.  А  где же  традиционная «зелёнка»?  Её  нет.  Она  осталась  перед  плотиной  гидроузла.   У  правого  берега  течение тоже  есть,  но  значительно меньше.  Можно двигаться  вперёд.  Проплываем  мимо  роскошного  парусного катамарана.  На  его  палубе  стоит белый стол  с фруктами  и  плетёные кресла.  Радио сообщает  сводку  погоды.  Обещают  39 градусов тепла и  грозу  к  вечеру.   Солнце  становится  невыносимо жарким.  Купаемся  каждые  полчаса. 
    Наконец  подходим  к  кургану, на  левом берегу,  мимо  которого,  под  прямым углом  к Волге  течёт  речка,  куда-то.  Я  сравниваю  это место  с  описанием,  которое мне  дал вчера капитан местного теплоходика.  Да!
 Это и есть начало Ахтубы!