Олег Бочаров 47.
От Ярославля до истока Ахтубы.
Что такое Ахтуба – это самый большой рукав Волги. Если посмотреть на карту нижней Волги, то можно увидеть, как голубая линия реки Волги раздваивается, в районе города Волгограда. Две реки, Волга и Ахтуба текут параллельно, в одном направлении, к Каспийскому морю. Текут они по зоне степей. Что меня привлекло в Ахтубе? Это, прежде всего рассказы наших ленинградских друзей, про жару, про фрукты и овощи, растущие по берегам. Про то, как приходилось им поливать водой песок, от реки до палатки, иначе по нему нельзя ходить босиком - пятки поджариваются. Всё это экзотика для жителей средней полосы. Главное, что меня привлекло, это то, что на Ахтубе тепло до конца сентября, а у нас лето заканчивается, в среднем, 15 августа. После этого срока, становятся холодные ночи, быстро остывает вода, медленно сохнет одежда и дрова после очередного дождя и отправляться в поход становится проблематично.
Долгое время я не имел права ходить в отпуск одновременно со своим начальником. А он всегда отгуливает свой отпуск в июле. В июне у нас погода неустойчивая, может быть очень тепло, а может быть весьма прохладно - даже с заморозками по ночам. Вода в речках становится приятной для купания только после 15 июня. Для длительного плавания на байдарке это не комфортные условия. Вот я и решил провести свой отпуск с 10 августа на Ахтубе. В городе Волжском, недалеко от Волгограда, живут наши родственники, бабушка и дедушка нашего внука, Серёжи. Они, конечно, мечтают, чтобы к ним привезли на побывку внука.
Приехать с байдаркой к началу маршрута просто: сел на поезд Москва – Волгоград и через сутки ты уже на месте. А вот выехать домой с конечного пункта гораздо сложнее. Какова вероятность сесть в поезд с байдаркой на маленькой станции в конце августа? Вероятность близка к нулю. Идти на байдарке от Волгограда до начального пункта отправления поезда - до Астрахани, нужно 560 км. Это очень далеко и утомительно. Я выяснил, что трёхпалубный теплоход «Комарно», на пути из Астрахани в Москву, делает остановку в городе Ахтубинске двадцать пятого августа 1999 года. Город Ахтубинск в 250 км от Волгограда. Это расстояние можно пройти за десять ходовых дней.
Ещё двадцатого июля я посетил теплоход «Комарно», стоящий в Ярославле у речного вокзала, и переговорил с капитаном о возможности посадки на этот теплоход в Ахтубинске 25 августа. Он ответил положительно. Было решено ехать обратно домой теплоходом. Это дороже, и в пять раз дольше ехать, но и удобств тоже больше. Разобрать байдарку можно у самой пристани, сразу сесть на теплоход, и доехать без пересадок и прочих хлопот прямо до Ярославля.
Мы выехали втроём с внуком 10 августа, сначала до Москвы, потом до Волгограда. Пересадка в Москве была удобной. Нужно просто перейти Комсомольскую площадь. В Москве нам предстояло ждать поезда 6 часов. Жена Ира осталась на Ярославском вокзале сторожить вещи, а я пошёл показывать Серёже «свою» Москву. Потом мы отпустили погулять Иру. Вечером пошёл дождь после долгой сухой жары. На поезд Москва – Волгоград садились под дождём. В 4 часа следующего дня мы приехали в Волгоград. Нас встречала бабушка Валя. Мы передали внука с рук на руки счастливой бабушке и пошли с тачкой, нагруженной байдаркой и рюкзаками к базару, чтобы купить съестные припасы для похода. Там же для Иры был куплен самый большой на всём базаре арбуз. Пусть полакомится.
Где начинается Ахтуба, я представлял весьма смутно, поэтому пошёл на речной вокзал, чтобы выяснить, как до неё доехать. Капитан местного теплоходика мне сказал, что доехать до Ахтубы можно только на пригородном автобусе. Но раз у нас своя байдарка, то можно до неё доплыть вверх по течению, около 7 км. Меня это устроило. Мы покатились с тачкой на городской пляж, потому что берег Волги везде забетонирован, и спустить байдарку на воду невозможно.
Июль 1999 года у нас в Ярославле был жаркий, 35-37 градусов. И здесь, в Волгограде такая же жара. Мы первым делом искупались, и уж потом начали собирать байдарку. На юге темнеет рано, и мы еле-еле успели до темноты. По плану было намечено перегрести на противоположный берег и там заночевать. Когда мы отошли от берега, на Волгу легла полная темнота. Как найти нужный нам для ночлега берег? Мы ориентировались по городскому берегу, ярко освещённому, мысленно ставя к нему перпендикуляр. С наступлением темноты по воде начали носиться моторки. Чтобы они нас не сшибли, я включал мигающий красный фонарь. Авось водители заметят на своём пути красный свет, и призадумаются, куда они едут.
Я так торопился с отплытием, что не установил рулевое устройство на своей байдарке. Это требует дополнительное время для регулировки взаимодействия управляющих педалей с рулём. Наши друзья ленинградцы всегда ходят без руля, и неплохо. Сейчас я пожалел об этом. Лодка хотела всё время завернуть налево, и мне приходилось сильнее работать левым веслом, чтобы поддерживать заданный курс. Это очень утомляет. С рулём таких проблем нет. Мы очень долго гребли на противоположную сторону. Наконец, показалось что-то тёмное и длинное вдоль берега. Ими были трубы землесосного устройства на понтонах. Пришлось их обплывать, целый километр. Когда они кончились, то желанный берег был ещё далеко. Но вот, мы и на берегу. Два часа гребли! Полная темнота! Всё же, от огней ярко расцвеченного Волгограда кое-что удавалось видеть. Мы поставили палатку прямо на песке, метрах в десяти от воды. Искупались под покровом тёплой южной ночи. Достали арбуз и поели его с пристрастием, но весь не осилили. Ночь прошла спокойно.
Утро было блаженным, тёплым. За ночь вода отошла от нас почти на 50 метров. Мы вышли в плавание, погребли против течения. Перед Волгоградом Волга делает зигзаг. До поворота мы дошли спокойно. А вот после поворота лодка вперёд идти не хотела. Течение было необыкновенно быстрым. Пришлось перегребать на правый берег, чтобы спрятаться от сильнейшего течения. Это заняло ещё час. Солнце встало достаточно высоко и начало раскалять всё вокруг. Мы полезли купаться. Какая же чистая здесь вода! Даже не верится, что это Волга. А где же традиционная «зелёнка»? Её нет. Она осталась перед плотиной гидроузла. У правого берега течение тоже есть, но значительно меньше. Можно двигаться вперёд. Проплываем мимо роскошного парусного катамарана. На его палубе стоит белый стол с фруктами и плетёные кресла. Радио сообщает сводку погоды. Обещают 39 градусов тепла и грозу к вечеру. Солнце становится невыносимо жарким. Купаемся каждые полчаса.
Наконец подходим к кургану, на левом берегу, мимо которого, под прямым углом к Волге течёт речка, куда-то. Я сравниваю это место с описанием, которое мне дал вчера капитан местного теплоходика. Да!
Это и есть начало Ахтубы!