Мои переложения. Николай Шемякин. Тетеревиный ток

Виктор Балдоржиев
Тетеревиный ток

О том, как токуют тетерева, мне рассказывали взрослые охотники. Но они все были на фронте. Ещё ни разу я не был на току. Как-то весной я добывал уток недалеко от посёлка. Подойдя к лесу, за сверкающей под солнцем речной излукой я вдруг услышал далёкие и частые звуки: «Бу-бу-бу… Чишь-чувишь…бу-бу» и хлопанье крыльев. Неужели токуют тетерева?
Решив отыскать тетеревиный ток, я двинулся на звук по закрайке леса. Без устали я прошёл не одну сотню метров. Звуки то приближались, то отдалялись. Вскоре я увидел лиственничный колок, оттуда и слышались манившие меня звуки. Я осторожно начал приближаться к тому, но звуки стали затихать.
Вдруг из колка шумно вылетели краснобровые тетерева. Они не видели меня, вероятно, летели на кормёжку. Интересно, что они сейчас, ранней весной, едят? Из рассказов охотников я знал, что обычно тетерева токуют на вечерней и утренней заре, и теперь был уверен, что непременно увижу ритуал токования и добуду тетеревов.
Токовище я нашёл быстро, это была небольшая поляна с редкими деревьями. На прошлогодней хвое и мху попадались тетеревиные перья. А на закрайке кола я нашёл полусгнившую сидьбу. Это был добротный маленький срубик, замаскированный ветками и сухостоем. Наверное, хозяин сидьбы был на фронте. Я подправил сидьбу и отправился домой, надеясь, что приду сюда с ночёвкой.
Случай вышел, и я снова пришёл на старую сидьбу. В сумерках осторожно обошёл колок и полянку, потом до темноты просидел в сидьбе, наблюдая. За вечер прилетело несколько тетеревов, но они почти не токовали. Надо было дождаться утренней зари, и я отправился разводить костёр и готовить ночлег.
Перед рассветом я снова был в сидьбе и наблюдал в самодельную амбразуру за поляной, окутанной густым синеватым сумраком. Было холодно, но опьяняюще пахло талой землёй, водой и прошлогодней прелой хвоей. Мне казалось, что по поляне передвигаются тёмные пятна.
Небо только окрасили малиновые рассветные полосы, как началось токование. Первыми начали тетерева, прилетевшие с вечера и ночевавшие поблизости от токовища. Об этом невозможно рассказать или написать. Это надо видеть и слышать!
Тёмные пятна оказались расфуфыренными тетеревами. Они важно расхаживали или разбегались по сумеречной поляне, просвеченной полосами первых солнечных лучей. Издавая призывные звуки: «Бу-бу-бу…», они подпрыгивали, как чёрные принцы или мушкетёры, и выдыхали «Чу-чувишь…Чиш!» Они танцевали, плясали, раскланивались, канкировали, сражались, гонялись друг за другом, а то и расхаживали в гордом одиночестве.
Это было какое-то потустороннее королевство со своими ритуалами, принцем, дворецким, мушкетёром и кавалером одновременно! Тут был свой приём посольств, своя музыка, своё понимание ритма и такта. Всё это сборище пополнялось новыми и новыми участниками тетеревиного карнавала.
Это было прекрасное и волшебное торжество инстинкта!
Руководимый невидимым дирижёром, ток стал ритмично набирать темп. Я замер в сидьбе, очарованный зрелищем таёжного карнавала, но мой инстинкт добытчика и охотника подсказывал, что надо стрелять. Ранее я слышал от взрослых охотников, что тетеревам нужно дать растоковаться, после чего можно сделать не один выстрел. Я чувствовал, что так и надо делать, и терпеливо продолжал наблюдать. Несколько раз я вскидывал ружьё, но каждый раз опускал ствол, наслаждаясь зрелищем и выжидая неизвестно что.
Недалеко от токовища беспокойно порхали тетёрки, как бы напоминая расходившимся и упивающимся самими собой кавалерам, что весь этот карнавал затеян только и только ради них. Но кавалеры забывались…
Неожиданно я решил, что великолепный карнавал не будет длиться бесконечно и, прицелившись, выстрелил в одиноко топтавшегося тетерева, чтобы не вспугнуть дробью остальных. На мгновенье ток замер, но стоило забубнить одному, как всё началось сначала… Всё же некоторые тетерева повели себя настороженно. Тогда, недолго думая, я взял на спарку выяснявших отношения двух тетеревов. Снова прогремел и раскатился, прозвенев, выстрел. На этот раз весь ток вспорхнул и разлетелся в разные стороны, теряя перья.
Стало тихо. Я подобрал трёх краснобровых, ощутимо тяжёлых тетеревов и отправился домой. Какой прекрасный карнавал я видел и… нарушил! Конечно, после моих выстрелов тетерева недолго будут осторожными. Каждую весну, до распускания почек на деревьях, будет повторяться это роскошное зрелище!
Дома в зобу убитых птиц я обнаружил подснежники, которые в Забайкалье называются ургуйками или вергульками. Оказывается, ранней весной не только косули и изюбри, но и птицы поедают подснежники, набираясь сил после зимы…

.................................
© Н. Е. Шемякин. Сюжет, 2000
© В. Б. Балдоржиев. Литературное переложение, 2000







_____________________________________________________