Про ментов и колдунов ч. 1

Николай Валентинов
Прозвище он придумал и прилепил к себе сам. Дизель! Внушительное и звучное. Для брутального мужика,  каким он себя считал – самое то. По деревням фамилии зачастую одинаковые. Имен тоже не слишком велик выбор. Как людей идентифицировать, если добрая половина поселка (ну если не половина, то четверть точно) носит твою фамилию, а десятка полтора еще и по имени совпадают. Прилепят прозвище – даже и не сомневайся. И не факт, что будет тебе нравится. Поселково-деревенская статистика утверждает, что только один из десяти удовлетворен своим прозвищем. Дизель (еще когда Дизелем не был), решил не пускать дело на самотек. Как только решил обосноваться в поселке, так сразу громкогласно, прилюдно и неоднократно объявил,  что кликуха его – Дизель! Так и приклеилось. Шумной, габаритный. Лицо – как топором вырубленное. Никаких скруглений. Ну и выпить любитель. В пьяном виде шумной и шебутной. Но при этом не конфликтный, не скандальный, добродушный и как то даже стеснительно-вежливый. Такое сочетание не редкость среди простых работяг. С лупоглазым актером по имени Вин Дизель ничего общего.

Я – участковый с десятилетним стажем. Достаточный опыт и умения на уровне. Нет предела совершенству. Специфика сельского участкового такова, что обслуживать приходится огромные территории с небольшим количеством населения. Причем население убывает, а площади прибывает… В ведении моем уже добрая половина района (по площади), а населения – чуть больше трех тысяч человек. Причем четверть этого населения в деревнях и поселках только прописаны. Кто то на вахте по нескольку месяцев, а кто то насовсем в городе обосновался. Рабочих мест – раз, два и обчелся. Почти всех знаю лично. Ну а меня и тем более все знают. На поселках и в деревнях мелькаю часто. Протяженность моего участка… А как считать? Если по кратчайшему расстоянию (по карте) от моего кабинета в сельской администрации – около 50 км. до самого отдаленного населенного пункта. Если по дорогам – порядка 170 километров. Если по автобусным маршрутам, как обычно участковый добирается до места происшествия  – больше 300 получается.

От райотдела милиции до моего кабинета 120 километров грунтовой дороги. Точнее сказать бездорожья. Если погодные условия благоприятствуют, т.е. сухо и дорога почищена, часа три с половиной ехать. Если не благоприятствуют, если дожди заливные и все размокло, или метели метут, что чистить не успевают – от четырех часов до… Можно и вовсе не доехать.

Вышестоящее руководство редко посещает меня. Если поругать и наказать – проще в отдел вызвать, на ковер в кабинет Начальника. Виноват участковый всегда и везде. Мало преступлений на участке – участковый не работает, не выявляет преступлений. А может и вовсе укрывает преступления? Наказать! Если много преступлений – куда участковый смотрит? Почему не проводится профилактическая работа? Увеличение на 5% с АППГ (аналогичный период прошлого года) – наказать! В общем всегда и кругом виноватый. В отделе бываю по два раза на неделе. Слава Богу, что не всегда " на ковер". Чаще с материалами – требуют сдавать их лично, а не "SMS-ками" (в пакете на имя Старшего Участкового). Либо проездом. Прямого автобусного маршрута от сельсовета до всех деревень и поселков нет. Приходится с пересадкой, через райцентр. Денег на автобусы расходуется немало. Особенно когда убрали бесплатный проезд на общественном транспорте для сотрудников милиции. 

Хорошо еще, что Владимир Владимирович Путин подмогнул. Помните, как он одно время был Председателем Правительства?  Не у Ельцина, а после первого (или второго?) своего президентского срока. Решил пошерстить милицию. Зашел без предупреждения в один отдел – там бардак. Зашел в другой – то же самое. Зашел в участковый пункт милиции – а там работа кипит. Участковые пишут, печатают, "колют" и "шьют". Все в мыле, все при деле. Все в форме при нашивках и трезвые. Стал расспрашивать, а ребята то отвечают по делу и грамотно. Чувствуется, что работать умеют и работают. Участковый - универсальный солдат. Все умеет, за все службы могЁт.
- А что у вас с раскрываемостью? А какой это процент от раскрываемости всего отдела? Сколько? Да это вы, ребята, заливаете… Кто сказал " Зуб даю?". Вы еще скажите: " – Век воли не видать…". А зарплата у вас сколько? Сколько-сколько? Немного…

Проверил Владимир Владимирович, что ему участковые "по ушам тёрли". Оказалось, что правду говорили. Больше 50% преступлений раскрываются участковыми. Остальные участковские раскрытия  делят между собой другие службы, но все таки галочки участия участковых ставят. И возникло у него ощущение, что если всю милицию сократить наполовину, а участковых (и оперов – про них ВВП и так все знает) оставить в прежнем количестве, то показатели не снизятся.
И выдал Путин участковым приз: за пять лет работы в должности – полтора оклада, за десять лет работы – два. Получаю две зарплаты. Ни или почти две... Денежное довольствие - штука сложная, не сразу разберешься.

За все время работы проверяющих с уровня "выше отдела" у себя в кабинете я видел всего один раз.  Все инспекции и проверяющие ограничивались зданием отдела милиции и участковыми пунктами близлежащих и асфальтоводоступных участков. Там и документация в порядке и лишние бумаги из столов убраны. Там сотрудники потеют и краснеют, отбиваясь от назойливо-активных проверяющих. Ну а главный принцип любой проверки: "Если нарушений не нашли, значит не работали".

Что то отклонился от личности самого Дизеля, главного героя повествования и наших с ним отношений в то конкретное лето.

На фото: СОГ (следственно-оперативная группа) следак, опер и участковые.

Продолжение: http://www.proza.ru/2018/08/21/118