Ваше величество

Влад Жуков
В тот период, который кинорежиссер и актер Станислав Говорухин назвал «прекрасной эпохой», все периодические печатные издания были органами, партийной, советской власти, профсоюза, комсомола, министерств, ведомств и содержались за счет государственного бюджета. Реклама, в основном, частные объявления, давала лишь малую толику прибыли. Это ныне она занимает значительную площадь газет и журналов.
Штат редакций газет, особенно выходящих объемом 2 печатного листа и 5 раз в неделю, был полностью укомплектован, как творческими, так и техническими сотрудниками. В частности, в городской газете, о которой пойдет речь, кроме фотокорреспондента значился художник. Он готовил оригинальные заставки к тематическим страницам,  рубрикам, ретушировал черно-белые снимки, усиливая контрастность и четкость изображения, занимался другими делами, связанными с иллюстрациями.
При нынешней универсальности Интернета, компьютерных, цифровых технологиях острая необходимость в фотокорреспонденте, а тем более в художнике, отпала. Почти каждый журналист вооружен фотоаппаратом или смартфоном с фотокамерой и диктофоном. Редакционные коллективы стали оптимально-компактными. Однако следует отметить, что в больших коллективах с людьми разных характеров и возрастов, жизнь была более интересной и насыщенной, а творческая конкуренция азартнее. Чаще происходили курьезные и забавные истории.
Художники — народ своеобразный, постоянно пребывающий в творческом поиске и часто витающий в облаках и нередко в хмельных объятиях  Бахуса. Повседневная рутина, монотонные функции их угнетают, лишают полета фантазии, вынуждают закладывать за воротник. Поэтому мастера карандаша, кисти и мольберта долго на одном месте не задерживаются.
Однажды возникшую вакансию занял живописец Руслан. Среднего роста, худощавый, немногословный, поразительно похожий на последнего императора из династии Романовых Николая 11.  Поэтому  в шутку некоторые сотрудники стадии к нему обращаться «Ваше величество». Он, не лишенный чувства юмора, воспринимал это с иронией. Во всяком случае, не проявлял недовольства или обиды. Отличался простотой и доброжелательностью в общении. Шарм таинственности магически действовал на молодых сотрудниц. Была ли среди них его Матильда? Почему бы и нет, ведь, как сказал великий Пушкин,  любви все возрасты покорны.
Как то я попросил Руслана нарисовать несколько пейзажей на тему «Времена года». Конечно, не по мотивам классической музыкальной композиции  П. И. Чайковского, а исходя из его восприятия красот природы.
— Для чего, конкретно? — поинтересовался  он.
— Учительница младших классов попросила меня, как родителя первоклассника, помочь в оформлении стен в фойе школы №12, — признался я. — Необходимы эскизы, которые бы я скопировал на стену. Потом старшеклассники их разукрасят.
— Понятно, — усмехнулся он. — Значит, следует на пейзажах изобразить детишек.
— Да, обязательно, это оживит картины.
— Почему не закажут работу живописцу?
— На это не предусмотрены средства, поэтому помогают родители школьников, кто во что горазд? Одним словом, шефы.  Учительница посчитала, что, если я журналист, то универсал, способен и писать, и рисовать. Неловко было ее разочаровывать.
Не ставя никаких условий, Руслан пообещал  помочь и слово свое сдержал. Вскоре под занавес рабочего дня предложил шесть пейзажей, выполненных акварелью.
— То, что надо, замечательно, — сказал я и увидел, что моей оценкой он доволен.  Дабы восполнить энергию и время, затраченные на работу, я  вручил художнику скромный презент — бутылку коньяка «Десна» и коробку шоколадных конфет.
— Пополнишь свою коллекцию, — заметил я.
— Такие напитки не коллекционирую, я использую по прямому назначению, — произнес ваше величество. Он  прошел к входной двери  «греческого зала», так мы с легкой руки комика Аркадия Райкина называли  большое помещение на третьем этаже редакции, где обитал художник. Сначала возникла мысль пригласить на дегустацию Узбека и Калмыка, но вовремя спохватились. Ведь при их закалке потребуется еще бутылка и не одна, если не коньяка, то самогона. А к ним сало, соленый огурец и хамса.
Руслан достал из стола стаканы и мы приняли на грудь  по сто граммов  золотистого напитка. Как подобает интеллигентным людям,а не бичам, ограничились одним тостом. Неизвестно, сколько бы лет, возможно, до пенсии проработал бы Руслан в редакции, если бы не его привычка. Он оказался из категории «сова», а не «жаворонок». Подобно «вождю всех времен и народов», художник  до глубокой ночи задерживался в редакции. Чем он занимался, когда все сотрудники коротали поздние вечера в семьях или  пребывали в объятиях сна, неведомо. Во всяком случае, в порочащих связях с зарубежными спецслужбами и венценосными особами, то есть потомками рода Романовых, уличен не был. Иначе КГБ, известный  в народе, как «контора глубокого бурения», взял бы в крутой оборот.
Одержимый работой, высокой ответственностью за порученное дело, редактор газеты, подобно капитану судна, терпящего крушение, последним оставлял здание редакции. Чтобы никто не оказался запертым, он перед уходом проверял кабинеты. Заглянул в «греческий зал» Темно, тишина. Не включая свет, решил закрыть дверь и вдруг прозвучал хриплый голос:
— Товарищ редактор, я еще тружусь.
— Кто? — опешил Николай Григорьевич.
— Художник Руслан.
— Так не годится, надо вовремя по расписанию приходить на работу и уходить, — попенял он сотрудника. Руслан понял упрек в свой адрес. Из-за того, что он работал допоздна, в первой половине дня его трудно было застать в редакции. В общем работал в режиме стального вождя. Обиделся, ибо нашел подходящее место, но вскоре положил на стол редактора заявление. В нем указал причину: «В связи   с тем, что меня не устраивает распорядок дня, прошу уволить по собственному желанию». Не  знаю, уговаривал ли редактор его забрать заявление, ведь, несмотря на поведение «совы».  Руслан был работником грамотным, покладистым, без амбиций. Многие сотрудники, в том числе и я, были огорчены его  уходом.
Однажды я увидел Руслана в городе. Он переходил дорогу на улице Свердлова.
— Ваше величество! — окликнул я художника. Встретились, обменялись рукопожатием.
— Как живется, чем занимаешься? — поинтересовался я. Не вдаваясь в подробности, он махнул рукой и я понял, что перебивается случайными заработками. Возможно, сожалеет о том, что уволился из-за неудобного режима. Он торопился, поэтому  диалог оборвался. Глядя  вослед, я представил его в мундире полковника царской армии и подумал: «Имея поразительное сходство с императором Николаем 11, он мог быть востребованным в качестве актера. Для этого следовало родиться лет на  двадцать позже. В советский период  императора называли тираном, угнетателем народов России, ведь после расстрела мирной демонстрации в Санкт-Петербурге 9 января 1905 года получил прозвище Кровавый.
Ныне он причислен к лику святых. Его портреты носят на маршах «Бессмертного полка», во время многотысячных крестных ходов и других мероприятий.
Гипотетически можно предположить, что Руслан при соответствующей актерской подготовке идеально подошел бы к  исполнению роли Николая 11 в таких художественных фильмах, как «Агония», «Григорий Распутин» и в нашумевшей  на всю страну «Матильде». Но видно не судьба, время необратимо.
Как теперь поживает ваше величество? Мог бы, приобретя парадный мундир полковника царской армии, корону и другие аксессуары, успешно рекламировать товары и услуги. Либо фотографироваться с горожанами и гостями на набережной, как это делают за определенную плату ушлые артисты на Красной площади, изображая Ленина, Сталина и других вождей.  Впрочем, будучи творческой личностью, Руслан достаточно сообразительный, чтобы обойтись без советов.