мамин альбом

Маргарита Школьниксон-Смишко
Моя мама в 1939 году успешно закончила лечебно-профилактический факультет Bторого Ленинградского медицинского института и вместе с дипломом получила на память замечательный альбом. Он пережил блокаду, а ведь мама тогда заболела и её эвакуировали из города. Альбом остался на несколько лет без присмотра в маминой квартире. Слава Богу, его не использовали для растопки печки. В детстве иногда мы вместе рассмартивали этот альбом, мама рассказывала о преподавателях и некоторых студентах, но у нас был и семейный альбом, в котором тоже находились фотографии мамы студенческих лет, так что этот солидный альбом не так сильно привлекал моё внимание. В конце жизни мама завещала его своему внуку — моему сыну. Но у него сейчас много других забот, а вот у меня появилось время неторопясь рассмотреть страницу за страницей (толстых, картонных) этот примечательный документ  времени.

Открывается он фотографиями великих учёных: Д.И. Менделеева, Н.И. Пирогова, Р. Коха, И.П. Павлова, Л. Пастера, С.П. Боткина - основателя первой инфекционной больницы Петербурга (в которой мне в детстве повезло полежать), И. Мечникова и Бехтерева.
Три учёных оказались мне не известны: первый русско-швейцарский гигиенист Ф.Ф. Эрисман, Г.В.  Хлопин - тоже гигиенист и Раухфус - основатель детской больничной  комнаты Петербурга.
 
Каждая следущая страница альбома посвещена одной из кафедр или клиник. На кафедре гистологии и биологии, например, помещена фотография заслуженного деятеля наук профессора Дейнеки. Надо же, думаю, я до сих пор знала только художника с этой фамилией. Посмотрела в интернете, нашла в нём ещё одного тёзку - знаменитого оперного певца и военноначальника. А врача там нет. Вот так, память сохраняет информацию о тех, кто был на виду или командовал полками , а тех, кого заботило здоровье людей, быстро забывает.
Деканом маминого факультета был профессор Г.А. Бакшт. Кажется, это он помог появиться на свет моей сестре. Хотела узнать, как долго он жил, но интернету он незнаком.
Ещё мне было интересно узнать, что возглавлял тогда институт Меерович, а ведь говорят, что евреев зажимали. Зам. директором по научной части был Я. З. Матусевич . На кафедре нормальной анатомии работал тогда проф. Я. Б. Зелькевич. Видно, что преподавателей не отбирали по национальности, а по их профессиональным качествам и заслугам. На кафедре неорганической и органической химии работал проф. Лебединский, там же преподавали и две женщины: проф. Платковская и доцент Архангелова. Ассистентом был Этингер. Кафедру физколлоидной и биологической химии вёл проф. Фишер, ассистентом у него был Вайнтрауб. Мама часто вспоминала профессора Ф.Е.Тура*, который возглавлял кафедру физиологии, а доцентом у него был Ю.М. Уфланд — это м.б. и немецкая фамилия. На кафедре микробиологии и гигиены работали проф. Грибоедов, проф.Эберт, проф. Моисеев, доцент Шапиро и доктор  Георгиевский. Я хочу их всех, ныне забытых, здесь хотя бы перечислить. Кафедра фармокологии: проф. М.И. Громенницкий и проф. Перохонянц. Кафедра патологической физиологии — проф. Перельман.
Кафедра пат. анатомии и судебной медицины: проф. С.С. Вайль, доцент И.А. Крафт (женщина) и доц. Владимирский.
Кафедра оперативной хирургии: проф. А.Ю. Созон-Ярошевич, доц. Б.П. Ливицкий, асс. И.А. Шраер (немецкая  фамилия) и др. В.М. Годиков.
Кафедра детских болезней : проф. Б.Ф. Шаган и проф. Мочан.
последняя кафедра: военных дисциплин: проф. Плеер, др. З.П. Фирсов, доц. Я. П. Вольфензон и др. Пессис .
Переходим к клиникам:   
1. Внутренних болезней: проф. К.И. Котельников, доц. Щукарев, ассит. Н.К. Червяновский
2. факультетской и госпитальной терапии: проф. М.Я. Арьев
3. артопедии и урологии: проф.Н.И. Шапиро, проф. Козловский и асс. И.А.Лейко
4. факультетской и госпитальной хирургии: проф.С.М. Рубашов и проф. А.В.Смирнов
5. нервных болезней: засл.д. наук проф. Гервер (ещё один!) и проф. Раздольский
6. кожно-венерических забролеваний: поф. А.К. Штейн и доц. Ковальский
7. акушерско-гинекологическая : проф. Г.А. Бакшт, доц. А.И. Петченко, асс. Павлова
8. инфекционных болезней: проф. Висковский и др. Н.Л. Пряницкий
9. 9. уха, горла, носа и глазных болезней:проф. К.Л.Хилов и проф. Е.Ж. Тронб, асс.Шкляр
10. психиатрическая: проф. Р. Я. Голант(женщина), др.А.З.Розенберг и др. Генделевич

* В этом же институте на кафедре пропедевтики детских болезней преподавал сын Ф.Е. Тура - А.Ф. Тур. О них можно найти информацию в интернете. Это особые, совершенно неординарные личности.Ф.Е. Тур - выходец из крестьянской семьи, стал потомственным дворянином. А.Ф. Тур - педиатор, др. мед. наук, с 1947 года заслуженный деятель наук РСФСР и с 1952 г. - академик, работал до последнего вздоха (80-ти лет). Вот я теперь и теряюсь, кого из них мама так часто вспоминала.

на фото пример одной из страниц альбома с проф. Бакштом