О христианской совести

Валерий Стрельцов
Совесть - глаз Божий в душе человека. Это то, что позволяет человеку, имеющему совесть, отделить добро от зла, истину от лжи и фальши. И чем сильнее вера человека в Бога тем этот глаз зорче смотрит из души человека, и тем яснее и правильнее видит и оценивает он себя и окружающее.. Очень точная христианская  формула определения совести. Люди сейчас довольно часто говорят о ней - ни стыда у тебя, ни совести.... Также часто мы вспоминаем всуе имя Господа… Сам долгие годы повторял это слово, не понимая его смысла...

Появление у верующих этого духовного органа связано со страданием Христа на Голгофе и имеет колоссальное значения для человечества, во всяком случае для 33 процентов жителей Земли, считающих себя христианами.  То, что произошло после этого события стало определяющим для нравственной эволюции людей и для всей культуры: в духовной литературе это событие называют Мистерией Христа, а то, что Христос своей смертью и воскресением подарил человечеству - Импульсом Христа. В этих словах огромный мистический и  реальный смысл, познанию которого многие посвятили свою жизнь, в том числе и Арсений-Устин-Амвросий-Лавр из романа  Е. Водолазкина. Это та самая метафизика, которая делает историю и нашу жизнь полноценной и привлекательной для исследователей и наблюдателей.

Не могу с благодарностью не упомянуть здесь одного из советских исследователей античности - Г.К. Вагнер говорит о нём как о гении -  профессора Алексея Федоровича Лосева, титанически трудолюбивого ученого, очень мужественного и смелого человека, принявшего с женой уже в советское время тайное монашество и прожившего в таком качестве всю свою жизнь. Правда, лагеря  ему, как и многим его собратьям-филологам миновать не удалось – его идеи вызвали неприятие у официальных идеологов и его в 1930 году  отправили на «трудовое перевоспитание» на строительство Беломоро-Балтийского канала - но  через три года оттуда  его вызволили   М.И. Ульянова и Е.П. Пешкова - сестра  В.И. Ленина и жена  Максима Горького. Поклон им за это низкий - спасли для России великого человека. Однако, работая на лесосплаве, он навсегда нарушил  зрение, а в старости совсем ослеп. Можно было бы и остановиться на этой печальной констатации и рассказывать дальше, но здесь, чтобы попытаться передать чувства этих великих интеллектуалов там на лесосплавах или в других  столь же «гостеприимных» местах, хочется привести стихотворение поэта и историка искусства Виктора Василенко - друга Даниила Андреева и коллеги А.Ф. Лосева - он тоже тосковал-перевоспитывался в заношенной телогрейке в подобном месте, на Печоре. Думаю, вы тоже почувствуете, какой поэтический талант  был у Василенко - он сам его ставил перед всем остальным в своей профессии:

Мне открылись угодья Печоры:
Ветер в небе, подобный орлу, и леса,
и чуть видные горы,
уходившие в серую мглу.

Я был в старой одежде нескладной;
как я зябнул, как телом дрожал!
Свет струился, мерцал беспощадно,
кто-то с ближних холмов призывал.

И удар обжигающий ветра
мне сказал, что это не .сон.
Ветер брызгами смутного света
затуманенный скрыл небосклон.

И плыла, не встречая причала,
в небе плавно качаясь луна,
Хрипло странная птица кричала,
словно в тундре искала меня.

На снега и на камень закатный,
из просторов погасшего дня,
плыл печорский сон необъятный,
завораживая, леденя.
 
На всех фото Лосев в черной шапочке - это монашеский головной убор. Монашескую шапочку на голове всю жизнь носил -  думали, что оригинальничает профессор...  Захотелось здесь поклониться не только Марии Ильинишне и Екатерине Павловне, но и самому Лосеву, за то, что, занимаясь своими исследованиями и размышляя, почувствовал плечо этого гения, великого интеллектуала-мыслителя.  Он тоже помог мне разобраться о в связях и глубоких духовных отличиях античных и христианских  времен... Сам бы эту тему не осилил-не поднял  - Алексей Федорович более 30 лет трудился над «Историей античной эстетики», последний восьмой том которой закончил за несколько месяцев до смерти. Какие великие люди - титаны, какие духи готовы придти нам на помощь, если мы на правильном пути!… Первая редакция рукописи «Истории» погибла в разрушенном бомбой доме в августе 1941 года. Но мысль и дух гения не успокаиваются: первый том этой книги выходит в 70-летие автора, последний в 94-й год Так бывает:  высшие силы дают человеку возможность закончить труд его жизни, и только после этого отпускают.
 
Вот эта мысль, которая помогла мне не заблудиться в этой огромной теме (позволю себе несколько  философских терминов для ясности восприятия идеи опустить): «Христианство ...основано  на примате не чувственно-материальной вещи, … а на примате чистого духа, что целиком отсутствовало в античности».  Отсутствие духа у античных деятелей мы и почувствовали с моим учеником-крестником, когда занимались Историей древнего мира - мальчика  это ввело в смущение, а меня заставило задуматься… Этими размышлениями здесь и пытаюсь поделиться с вами…

То состояние, в котором пребывала Древняя Римская империя на закате своего существования,  А.Ф. Лосев называет «духовной пустыней», чувственно-материальное восприятие окружающего мира изжило себя, на Землю пришёл Христос произошла Мистерия Христа, в Риме городе-владыке мира, «граде гордыни, злодеяний, разврата и насилия» появились проповедники  христианства. Последователей Христа, несмотря на гонения, становилось всё больше и больше,... Лосев даёт  философское обоснование  гибели Римской империи - не буду их здесь приводить, но «печальный и трагический конец» (по словам А.Ф. Лосева) был закономерен. В 395 году Империя разделилась на две части, у каждой из которых был свой путь в истории. Под ударами германских племён западная часть распалась и на возникших развалинах воцарилось Папство, в Восточной Римской  империи христианство стало государственной религией и вдохнуло в неё новые духовные силы, после чего она просуществовало ещё более тысячи лет до 1543 года, когда Константинополь был захвачен турками-османами.
 
Христианство потому стало так быстро  распространяться    на Ближнем Востоке, и в Древней Римской империи, что человеческие души устали от бесчеловечности, бесконечного произвола и насилия, бывшего нормой во времена язычества. Многие из римских правителей и их окружение показывали до каких пределов падения может опуститься не обремененная нравственностью человеческая натура. Сейчас каждый день в ленте Яндекс-новостей  публикуют такие «клубнички», поднося таким образом публике историю Древнего Рима.  Но их  жуткими деяниями, действительно,  переполнены анналы истории.  Трудно в школе преподавателям истории древнего мира рассказывать об их «подвигах» детям. Сам это испытал, пытаясь объяснить, что двигало Нероном и его матушкой Агриппиной, когда они творили свои злодеяния… Языческий период Древней Руси тоже богат такими подвигами-примерами.  Христианство, по словам А.Ф. Лосева, было в те времена единственной силой, способной вывеси людей из «пустыни» язычества.

Для понимания феномена быстрого   распространения христианства важно  понимать  как состояние людей, подсознательно веками ожидавших Спасителя, так и силу Импульса Христа, для страждущих народов.   Определённая в Нагорной проповеди в заповедях Христа почти недостижимая возможность стать «идеальным» христианином, тем не менее вселила в души людей веру в Спасение,  и сила этой веры была такова, что сделала христианство мировой религией. Это было самое настоящее Чудо… Людей, которым удавалось приблизиться к этому идеалу Церковь провозглашала праведниками и канонизировала как святых. Путь водолазкинского Арсения-Устина-Амвросия-Лавра показал людям реальность такого перевоплощения. Но этот Путь  труден для обыкновенного человека… очень труден. Перечитайте «Лавра»… особенно его трагический финал. Уверен, он потрясет вас.

Призыв возлюбить ближнего проник в сердца людей, потому что Христос своей смертью на кресте и братской любовью к людям просветлил души его последователей и дал им способности и силы нести это учение и распространять среди уверовавших. Жизнеописания Учителя, данные  Апостолами в Евангелиях,  представили  людям недостижимый эталон высочайшего нравственного совершенства. Отвернувшийся от христианства Гёте говорил: «Выше величия и нравственной культуры, что сияет и светит в  Евангелиях, человеческий дух не поднимается». Нравственная ценность христианства осознавалась постепенно.  Под этим влиянием у народов, принимавших христианство стали просыпаться человеколюбие и гуманизм. Это трудно увидеть, находясь в рамках одной жизни, эти процессы происходят невыносимо медленно, но тем не менее результаты можно ощутить, изучая историю и  внимательно вглядываясь в настоящее...
 
Г.К. Вагнер в своей - очень во время попавшей мне в руки книжке «Тысячелетние корни» - показывает, как проходило нравственное совершенствование человечества и формирование «нового человека» христианского типа, сравнивая ветхозаветные требования к нравственности с нормами Нового Завета по Евангелию от Матфея (там Нагорная проповедь Христа изложена максимально полно). В этом Евангелии в заповедях блаженства определено  каким должен быть христианин, чтобы приближаться к Богу и святости и обрести «вечное спасение и блаженство». Приведу их здесь, чтобы вы  увидели, насколько близки к ним были лучшие представители русских христиан - староверы-старообрядцы:

Блаженны нищие духом ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие  (скорбящие), ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды (праведности), ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Блаженны миротворцы (в ранних славянских текстах - смиряющиеся), ибо они будут наречены сынами Божьими.
Блаженны изгнанные за правду (букв. «подвергшиеся преследованиям из-за праведности»), ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Из первой заповеди можно понять, каким образом блаженными становились юродивые, и как они обретали Царство Небесное. И насколько чисты они были сердцем… А большинству они представлялись дурачками.

С появлением христианства планка богоугодной жизни поднимается - нравственные нормы в Новом  Завете сильно ужесточаются. Г.К. Вагнер  пишет: «Вместо суда над убийцей - суд уже над «гневающимся на брата своего напрасно». Вместо греха прелюбодеяния - греховность одного только «взора с вожделением» (а также женитьба на разведенной).  Вместо греховности нарушения клятвы - полное запрещение её.  Вместо «око за око» и «зуб за зуб» - подставь ударившему по щеке вторую щёку. Вместо ненависти к врагу -  «любите врагов ваших». И т.п.» Нормы Нового завета - это тоже конечно «идеал», к которому должны стремиться христиане, но это идеал не придуманный государственными идеологами, а полученный людьми для их спасения из уст  Сына Божьего. Но государство тоже было заинтересовано в подданных, исповедующих такие нравственные принципы. Поэтому христианство после  размышлений и сравнений Владимира Красное солнышко  и было принято в языческой Киевской Руси.
 
Но до этого величайшего  события славяне язычники в течение пяти веков воюя и торгуя с Византией приглядывались и оценивали преимущества христианского вероисповедования и в семейном укладе и общественных отношениях. Импульс Христа работал, распространялся, и всё более и более, исподволь  завоёвывал сознание людей.  Если в IX веке на Руси после смерти мужа умерщвляли жен и хоронили их вместе, то после крещения Руси этот обычай прекратил действовать, князь Владимир распустил свой гарем, а убийство в начале  XI века Святополком своих братьев Бориса и Глеба, по словам Г.К. Вагнера, «вызвало национальное проклятие».  Вот так работает христианская совесть, так под её влиянием изменялись люди, формировался новый человек с христианским сознанием. Постепенно эти изменения отражались и закреплялись в законодательных актах, что нашло своё отражение в древнейшем памятнике русского права - «Русской правде».

Насколько продвинулись люди в нравственном отношении за пять столетий существования христианства на Руси можно отдалённо представить по картине русской средневековой жизни, нарисованной в романе «Лавр». Если говорить об общей массе, то эта картина довольно мрачная с преобладанием тёмных красок. Если бы не Великие Светочи… Наверное,  всегда так было и будет так - по вершинам приходится судить о нравственности народа… Тяжелые условия жизни и необходимость каждодневного тяжелейшего труда опускали людей практически на животный уровень существования. Тяжело трудившиеся люди сами признавали, что быть истинными христианами им «некогда».
 
Но молитва, Бог и православная церковь присутствовали в их жизни  и направляли её - вспомните хотя бы отношения Христофора со своим духовным отцом, старцем Никандром. Христофор постоянно обращался к нему в трудные минуты жизни и следовал его советам.  Кроме Церкви и церковнослужителей, нравственное состояние народа поддерживали монастыри, монахи  и такие специфичные служители веры, как юродивые. Юродивых на Руси было много — они восполняли духовные пустоты, возникавшие в официальном церковном православии. Они показывали до каких мистических вершин богопознания и духовности может дойти человек, отказываясь или ограничивая телесные потребности, заземляющие большинство людей. Василий Блаженный - один из наших святых явил людям при своей жизни и после смерти много чудес. Храм Василия Блаженного в Москве на Красной площади - это народный памятник этому русскому феномену. Царь Федор Иоаннович, по прозвищу Федор Блаженный - великий «постик и молчальник» (по определению отца Ивана Грозного) и народная молва сделали Храм Покрова Святой Богородицы храмом Василия Блаженного...  В самом центре Москвы - столицы России стоит. Великий символ! Много мистических загадок таит история и Русская земля...

Евгений Водолазкин показал картину нравственной жизни народа средневековой Руси с теми её вершинными представителями, которые поднимались над общей массой и несли людям откровения Христа, пытались указать им путь к спасению. Трудная это была работа, результаты её были почти незаметны для глаз беспросветно трудившихся людей.  Но они были: монах в пещере молится, а люди в селениях живут мирно… Жили в ожидании чуда, молились, просили помощи у праведников. И они иногда случались,, поднимая людей над обыденностью и вселяя в души людей надежду. Судьба и жизнь Арсения-Устина-Амвросия-Лавра хорошая этому иллюстрация.


Но из этой неоднородной многослойной массы христиан в последующие века   после раскола  Русской Православной Церкви по уровню религиозной одарённости и христианской нравственности из общей массы народа выделилась наиболее  духовно активная её часть - приверженцы древлеправославной веры староверы-старобрядцы. Если бы они во главе с Аввакумом - Великим русским светочем не воспротивились и не пострадали за чистоту православия, антихрист бы нас всех в 1917 году поглотил...
 
Для старообрядцев Церковь и христианство были сущностью и смыслом их жизни. В допетровской Руси - Святой Руси для православных христиан того времени, ставших после церковной реформы раскольниками, было характерно духовное целомудрие. Церковь и церковность исчерпывали все содержание их жизни, весь быт и мировоззрение. Православие того времени было средоточием, органической тканью жизни русских людей, нравственным законом и правилом их жизни во всех ее проявлениях. И этот свой обычай и  обряды менять не хотели, тем более, что они чувствовали-видели, что эти изменения принесли им окатоличенные греки, за которыми маячили иезуиты...

О том, что они были духовно чистыми и совестливыми людьми,  говорит мужество и сила духа, с которой старообрядцы переносили страдания и шли на мучения и смерть во времена гонений. Великие и многотерпеливые страдальцы - русские православные христиане - явили миру необычайную силу духа в  ужасное время гонений. Сила духа - это сила истинной веры, сила совести… Многие из них отступили от истинной веры, разумеется, неискренне, не выдержав жестоких пыток и бесчеловечных мучений. Зато многие пошли на смерть смело, безбоязненно и даже радостно. Бывали случаи, что даже дети шли в пламя огненное бестрепетно и спокойно.
 
Вот потрясающий факт, заставляющий задуматься о силе их веры и откуда бралась эта сила, из Летописи их мучений и подвигов во имя Христа. «Привели однажды к осмоленному срубу на казнь 14 человек мужчин и женщин. Среди них была и девятилетняя девочка, сидевшая в тюрьме вместе со старшими. Всем стало жаль ее, и архиерейские приставы, распоряжавшиеся казнью, велели задержать ребенка. Сруб уже пылал. Девочка рвалась к своим, не обращая внимания ни на ласки, ни на уговоры окружающих. "Мы возьмем тебя вместо дочери", - утешали ее зрители. Но она все же рвалась к своим, горевшим в срубе. Тогда, желая напугать, державшие и уговаривавшие пустили ее, сказав: "А, ты не слушаешься, ну так ступай в огонь, только смотри, глаза не закрывай". Девочка, перекрестившись три раза, бросилась в огонь и сгорела».
 
И все эти безмерные страдания староверы принимали со смирением, не бунтовали против властей. Пытались их на свою сторону революционеры перетащить, но они не пошли за ними… Надо сказать, что революционеры и крестьян не смогли увлечь своими идеями и разочаровались в них - с пролетариями стали работать… Аукнулось это потом крестьянам: большевики, придя к власти, обещанную землю крестьянам не дали, жестоко подавляли крестьянские восстания, раскулачивали наиболее сильных и зажиточных, а потом в колхозах их  «перевоспитывали» пока не свели эту самую жизненную, плодотворную и сильную часть народа на нет...

Памятник работы скульптора В.М. Клыкова протопопу Аввакуму - несгибаемому духовному вождю староверов, знаю, поставлен в месте его рождения  в селе Григорове  летом 1991 года, Обратите внимание на год установки памятника - он неслучаен. Памятник установлен в год распада СССР и всех последовавших за этим очередных испытаний для нашего народа - Аввакум со своими сторонниками опять пришли на помощь своему народу.... На этом памятнике он стоит с поднятой рукой, пальцы которой сложены в  двуперстии -  «Вот будете этим крестом молиться, вовеки не погибнете". Так он и сгорел в срубе… Картина В. Сурикова «Боярыня Морозова» - тоже такой памятник...Но памятников староверам-старообрядцам  должно быть много больше - во всех местах, где они страдали и горели…

Протопоп Аввакум - ярчайшая фигура истории православия в России, величие и значение которой ещё до конца не осознано… Абсолютно бескомпромиссный человек:   чем его только не соблазняли, каких приятных предложений не делали. Отказывался и стоял на своём - его христианская совесть говорила ему, что содеянное Никоном и Алексей Михайловичем - Зло… Переступить через это он не мог!  Борьба с реформаторами Церкви, ссылка с семьей в Сибирь, всю дорогу туда он прошел пешком, по дороге потерял двух младших сыновей. Это «путешествие» Аввакума в Сибирь отражено в творчестве художников, писателей и поэтов. Вот строчки из стихотворения «Протопоп Аввакум» уже упоминавшегося В. Василенко  - поэты как никто могут передавать чувства и настроения людей, даже в такие трагические моменты их жизни, тем более, что В. Василенко сам испытывал подобное на Печоре (помните - «как я зябнул, как я дрожал»):

Как река сибирская угрюма!
Камень судну стал наперерез!
Боль сжигает сердце Аввакума,
и тревога охватила думы:
грозен край, где скалы топь и лес!

В первый раз он видит дебри эти!
Господи, куда же ты завлек?!
На плечах горят ожогом плети.
Жизнь его сплошное лихолетье,
колеи неведомых дорог!

В земляной тюрьме его держали.
Издевались: встань и поклонись
книжеце никонианской, звали
дураком да в бороду плевали,
выдирали волосы,  дрались!

Ветер исхлестал худое тело
и дощаник покрывал водой.
На ногах цепь ржавая гремела.
Облако скользило тенью белой,
и за ним катился вал седой.

Слуги царские его встречали:
воеводы, дьяки и псари
Били и бросали на мочале,
и гноили в ямах, подымали
в долгий путь задолго до зари.

Хоть и тяжко, но огромной силой,
как братина мёдом, полон дух!
Как больное сердце защемило!
На холмах тайга шумит постыло,
чуждой речью оглашая слух.

…….

Стихотворение не кончается, но дальше не могу: невыносимо трудно об этом читать и писать… Не стерпеть, наверно, этой муки! - пишет поэт, но Аввакум стерпел. Потом царь позвал его обратно  в Москву, три года возвращался...    Алексей Михайлович предложил покаяться и отказаться от сопротивления или хотя не критиковать содеянное и стать его духовником. НЕ принял  почетную  должность и был сослан с соратниками теперь уже на север, в Заполярье в Пустозерск. !4 лет просидел в земляной тюрьме в Пустозерске на хлебе и воде. В Пустозерске появилась его главная книга «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Замечательное произведение древнерусской литературы. Обличений реформы и царя в разоблачительных письмах и там, сидя в яме, не прекращал, поэтому и был сожжен по приказу севшего на престол сына царя Алексея Михайловича. Правда, Фёдор III Алексеевич умер после этого деяния через год после восшествия, в 20 лет… Возроптали на него старообрядцы за убийство их лидера...
 
По словам Н. Бердяева страдания, пытки и истязания, которые вынес Аввакум, превосходили человеческие силы.    Протопоп Аввакум верил в свое избранничество и обладание особой благодатью Духа Святого,  считал себя святым, целителем. Он говорил: «Небо мое и земля моя, свет мой и вся тварь - Бог мне дал». Думаю, без силы дарованной ему Святым Духом выдержать такие мучения человек не способен.  Не единственный он пример… Он и писателем был и проповедником, владел живым огненным словом, кроме Жития еще несколько десятков произведений написал, и считается основоположником русской прозы. Чтобы воспеть  Гения такой силы Духа человеческих талантов мало, Ангелов надо призывать...

Здесь только отмечу, что староверы  в то время (раскол произошел в середине XVII века после идеологической диверсии патриарха Никона и царя Алексея Михайловича)  пытались сохранить в чистоте древнее православие не искаженное заезжими греческими реформаторами униатского толка и жертвовали за это своими жизнями. От древнего православия, по которому верующие жили шесть столетий, они не отказались, сохранили в себе нравственную чистоту и сейчас  берегут её для нас. Они не были сектантами, прячущимися в глухих местах от официальной Церкви, хотя и таких общин было достаточно много, иначе бы они не сохранили себя.
 
Раскол и последовавшие за ним события показали, дораскольная религиозность и является изначальной, исконной православной верой в её чистоте и духовной глубине. Это признавали даже чиновники царского МВД, производившие изучение распространения старообрядчества (есть официальный отчет подготовленный ими  после завершения их работы):  «Распространено и утверждено в простом народе повсеместно сильное предубеждение, что раскольничья вера – святая, настоящая христианская, что в одной только этой вере и можно спастись и что вера Православная или по народному названию вера по церкви, есть вера мирская, в которой невозможно спастись среди трудов и сует житейских». И что интересно верующие по церкви сами себя христианами не считали: «Христиане те, что по старой вере; они молятся не по-нашему, а нам некогда». Чиновники назвали то, что увидели предубеждением - служба обязывала - но это было убеждение, ясное понимание истины. Официальное признание факта и миссии староверов, что тут ещё можно добавить - надо жить с этим. Но только мирская вера вела к духовной деградации большинства народа, результат которого мы увидели в 1917 году.

После 1905 года и принятия Николаем II указа о веротерпимости они стали представлять самую жизненную и активную часть общества.  В то время старообрядческие предприниматели и банкиры контролировали две трети всех финансов Российской империи!
 
И сегодня они мне  представляются, несмотря на весь трагизм пережитых ими гонений, лучом света в темном царстве российской истории. Они взяли на себя тяжкую ношу - жить по заповедям блаженства и  хранить духовное целомудрие, и до сих пор её несут - староверы стали носителями русского национального самосознания, носителями русского духа…  Это факт, признанный многими мыслителями и богословами: и Н, Бердяевым, и Ф.. Достоевским, и  советским А. Солженицыным, и др.. И они признавали также, что раскол стал поворотным моментом в духовной эволюции нашего народа. Похоже, что это было и объективно необходимо, для того чтобы выявить и отделить от прочих  духовно здоровую часть народа, способную сохранить эту способность и нести её в будущее… Трудно это было сделать,  но староверы донесли этот факел до нас.
После этого рубежа официальная Церковь пошла по пути духовной деградации, соглашательства и стала придатком государства, с задачей нравственного совершенствования народа она не справилась. Раскол и разлом прошли по всей жизни российского общества (Н.А.Бердяев).   Л.Н. Толстой резко осуждал равнодушие духовенства к нравственному состоянию народа, русские пышные церковные службы, пышные облачения и присущие духовенству значительное властолюбие и корыстолюбие. «К чему все это, когда вы не научили русский народ даже воздерживаться от водки». Духовенство сумело приучить весь русский народ до одного человека к строжайшему соблюдению постов, но оно не малейше не приучило, а следовательно и не старалось приучить русских темных людей к исполнительности и аккуратности в работе, к исполнению семейных и общественных обязанностей, к добросовестности в денежных расчетах, к правдивости со старшими и сильными, к трезвости. Вообще не научило народ деревни и села, упорядоченной и трудолюбивой, трезвой жизни. И Н. Бердяев  об этом говорит: «Официальная церковь жила в замкнутом мире, сила инерции была в ней огромна. Это тоже было одно из проявлений разрыва и раскола, проходившего через всю русскую жизнь». Всё это закончилось революцией 1917 года,.. После революции религия стала опиумом, Союз безбожников появился, начались гонения на священнослужителей, продолжавшиеся долгие годы и, похоже многие из них в это время искупили свои грехи - а они безусловно были - перед русским народом…  Да, я и не думаю, что Лев Николаевич был прав в полной мере… Нельзя одной оценкой, даже очень талантливому писателю-философу, охарактеризовать целое сословие… Интеллектуалы любят играть словами - греховное это занятие.
 
А староверы тем не менее при общей духовной деградации основной массы дореволюционных христиан в России несли  свою ношу в ожидании других времен… Несли и несут - староверы до сих пор выполняют свою миссию. Даже не задумываясь об этом - как дышат: трудятся много, не курят, не пьют, не ругаются, сами чистые, красивые -здоровые, детей здоровыми растят, о разводах не ведают...  Вот свидетельство А.И. Солженицына советских времён: «Нашу самую древнюю ветвь я наблюдал в богослужениях и беседах - и я свидетельствую вам о её поразительной стойкости в вере и о таком сохранении русского облика, речи и духа, какого уже и сыскать нельзя нигде больше…» «Этих оставшихся старообрядцев надо видеть - их крепость, их убеждённость, их самоотверженные ночные моления (нам уже непосильные), их жизненное мужество и решимость <…>. Видеть, как сохранился их национальный облик, народный нрав, и слышать их сохранённую исконную русскую речь».
 
Вот это духовное целомудрие и черты характера, о которых писал А.И. Солженицын - а они и сегодня такие - и есть идеальные черты нашего народа - «народа Христа», а их образ жизни проявление постоянно действующей христианской совести. Их черты - это черты нашего национального характера, не искаженные идеологическими потугами создать «нового человека», какой-либо формации.   Если бы их не было, я не знал бы,  что сказать вам и чем закончить этот очерк.  Поезжайте посмотрите, как красивы люди, живущие по совести, и как крепки они духом… Как они здоровы, как радостны, какие у них замечательные дети, и как их много.. Последнее меня особенно радует!

Общины старообрядцев, разбросанные сегодня по всему миру, показывают каким мог бы стать русский народ, если бы не жгли скиты староверов вместе с их обитателями, не было бы последующих гонений на них по всей России, иммиграции старообрядческих общин в другие страны. Внутренний нравственный облик старообрядцев наложил свой отпечаток на их быт, потому что не бытие определяет сознание, как нас учили в институтах, а наоборот. Высокая нравственность, трудолюбие, трезвость и тихий миролюбивый нрав - вот основные черты русских-старообрядцев, их почти не слышно в тех краях, где они обретаются, но нет лучших работников в местах их жительства. Старообрядческие общины и сегодня являются хранителями русского духа и благочестия. Их поселения представляют сегодня своеобразные заповедники русской народной жизни и требуют к себе чрезвычайно бережного отношения.
 
По общему признанию философов, историков и писателей раскол Русской Православной Церкви в XVII веке привел к революционным событиям 1917 года и появлению большевистского антихриста. В старообрядческой России такого произойти не могло…. Много об этом сказано и написано и авторитетами и такими, как я («причины и последствия раскола назывались в статье «Слово о староверах»).
 
Чтобы  оценить значение личности Аввакума в нашей истории и проявление Импульса Христа в русском народе надо проникнуться его  пророческим непостижимым упорством и признать, что Аввакум и его приверженцы чувствовали -  их совесть им об этом говорила-вопила - что совершается Великое Зло для России и русского народа. Их обостренная христианская совесть не позволяла принять «никонианские книжицы» и всё, что за ними стояло,, и они ценой своей жизни хотели спасти себя и русский народ   от этой напасти.
 
Иначе невозможно объяснить их стойкость и готовность к самопожертвованию, невозможно объяснить бескомпромиссность самого Аввакума и жертвенность  его последователей. Только они практиковали протестное самосожжение - «второе крещение огнём». Такого в истории христианства не было… Когда стало ясно, что их голоса  не слышат, а гонения на них достигли невиданного размаха и жестокости, им ничего не оставалось, как уйти со своим сокровенным в глушь, в леса, в тайгу и там хранить свои откровения для будущих поколений. Они сохранили, а нам нужно бережно принять их…
 
Многих назвал, говоривших и характеризовавших староверов, только популярного юмориста, самодеятельного исследователя истории Древней Руси,   русофила Михаила Задорнова не упомянул, а он ездил к ним в тайгу, когда работал корреспондентом «Юности», часто говорил о них в своих выступлениях: Староверы - самые нравственные, самые добропорядочные люди на Земле!

После революции началось отлучение народа от Церкви и нескончаемые попытки изменения природы несовершенного человека, доставшегося в наследие большевикам на основе новой коммунистической «лжерелигии» (Н.А. Бердяев) созданной новой интеллектуальной  элитой. Писал об этом в предыдущем разделе. Мучили душу народную , водили её в темноте. Всё закончилось  Моральным кодексом строителя коммунизма, списанным с Нагорной проповеди Христа.  Но искоренить веру в народе было невозможно… Потом  перестройка - очередные страдания и ещё одна возможность очищения от накопившихся грехов.  Похоже, скоро наш народ засияет в первозданной духовной чистоте… «Жаль только жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе»..
.
Спросите - а где же «новый человек»,  сколько народу перепортили, чтобы вывести русский народ на свет Божий - и цари и большевики.  А «новый человек» - это  потерянный нами старый - последователь Христа и православия,, с нравственными устоями и образом жизни милых моему сердцу староверов-старообрядцев… А как принять от них эстафету, использовать их духовный потенциал,  вернуть в наше общество, использовать их опыт общинной жизни и включить в современную жизнь - это дело  совести каждого из нас. И государство здесь не должно стоять в стороне. У дореволюционных знаменитых староверов братьев Рябушинских, Морозова, Солдатенкова и других это получалось, хорошо они умели  совмещать хозяйственную деятельность в миру и свои убеждения…
 
Сейчас появляется  много  бородатых молодых людей и семей, которые с гордостью  себя  крестьянами называют и на земле работают: рожь-пшеницу выращивают и хлеб пекут, коров пасут, молоко чистое вкусное деревенское производят, колбасы, сыры варят, с пчелами занимаются,  посуду деревянную вытачивают-вырезают... На мой взгляд это и есть «новые люди»  Новой долгожданной России. Агрохолдинги своё дело делают, а они своё - не менее важное.
 
Потерпеть ещё надо, посмотреть и помочь им кто чем может, кто - словом, кто - делом, добрым отношением и молитвою… Торопиться только не надо, - время работает на нас - и без того уже много дров наломали...