СССР. Как Тарасов в настольный хоккей играл 1960

Кучин Владимир
Великим хоккейным тренером был Анатолий Тарасов, спору нет.

И армейцы и сборная СССР, которые выступали под руководством тренера Анатолия Тарасова, в основном НА ЛЬДУ громили своих конкурентов.

Но еще лучше умел играть Тарасов в настольный хоккей, вернее в хоккей НА СТОЛЕ. И Тарасову даже не нужен был реквизит – он прекрасно играл в хоккей НА СТОЛЕ и в кабинетах спортивных начальников, и в кабинетах судейского комитета, и в кабинетах партийных функционеров. Там Тарасов играл и очень часто побеждал.

Одна из таких побед НА СТОЛЕ была одержана Тарасовым в далеком 1960-м году.

Тот год складывался для него неудачно – во-первых, фиаско в Америке.

В Скво-Велли с 18 февраля 1960 года по 28 февраля 1960 года прошли Олимпийские игры. Хоккеисты сборной СССР - олимпийские чемпионы Кортина - д - Ампеццо (1956 год), проиграли Канаде 5:8, сыграли вничью с Швецией 2:2, проиграли США 2:3. С трудом, за счет победы чехов над шведами – 3:1, советская команда заняла 3-е место.

Во вторых, Чемпионат СССР по хоккею на льду в 1959/60 годах проводился по кубковой формуле. Победители Московской зоны  хоккеисты ЦСК МО встретились в четвертьфинале с победителями Урало-сибирской зоны торпедовцами из Горького и тут армейцев и Тарасова ожидал сюрприз.

Обе стыковые игры должны были играться в Горьком.

Искусственного льда в Горьком не было, играли весной – и первую игру 19 марта 1960 года армейцы проиграли.

Эпизод неожиданного поражения армейцев в стыковом матче с горьковским «Торпедо» широко не известен, а после него армейцы встали перед реальным шансом вылететь из чемпионата на ранней стадии.

Но тут вступил в игру Чемпион СССР по игре в хоккей НА СТОЛЕ армейский тренер Анатолий Тарасов – судьи в угоду москвичам НАРУШИЛИ РЕГЛАМЕНТ и перенесли вторую игру в Москву.

Предоставим слово знаменитому торпедовскому вратарю Виктору Коноваленко.

В.Коноваленко «Третий период», 1986:

«Впервые «Торпедо» выиграло у семикратного тогда чемпиона страны 19 марта 1960 года. Встреча открывала финальную часть чемпионата страны, который проходил в тот год по несколько необычной формуле – до двух побед. Жребий выбрал нам в партнеры ЦСК МО. Большинство игроков этой команды только что вернулись из Скво-Вэлли после проигранного олимпийского турнира, в их настроении, понятно, особого энтузиазма не было. К тому же всерьез они нас не воспринимали.»
«Добавлю еще, что в Горький тогда не приехал Николай Пучков – лучший вратарь страны: ему тоже дали отдохнуть. Ну а наши ребята летали по льду как на крыльях. Уже к середине третьего периода «Торпедо» выигрывало – 6:3. Правда, под занавес гости провели еще две шайбы, но на этом все и кончилось. Кто знает, каков был бы результат запланированной на следующий же день повторной встречи... Мне кажется, что, окрыленные первым успехом, мы могли посягнуть и на победный дубль. Но случилось то, чего мы больше всего опасались: весеннее солнце растопило наращенный долгой зимой слой льда. Не совсем, конечно, но играть было бы тяжело. Нас это не пугало. Мы рвались в бой. А вот Анатолий Владимирович Тарасов, тренер москвичей, настаивал на отмене матча и переносе его в Москву. Решающее слово оставалось за судьями. Они предложили перенести начало матча на два часа позже, потом еще на два. Но, в конце концов, видно, поддались уговорам Тарасова и отменили матч. Он прошел спустя десять дней в Москве, в Сокольниках. И счет его – 3:1 – никак не говорит об убедительном превосходстве чемпиона. Лишь в третьем, дополнительном матче они выглядели на голову выше – 8:0.»

На иллюстрации фото Тарасова из книги Коноваленко. Ориентировочно это 1961 год - тогда Тарасов пригласил Коноваленко в сборную СССР. В книге подпись под фото гласит: "На всю жизнь усвоил я УРОКИ Анатолия Владимировича Тарасова". Подпись с неким тайным смыслом, не правда-ли?