37. Урок 33

Сергей Михальчук 5
Уроки богопознания
Часть 1. Критика «страстного познания»
Первый цикл (Уроки с 1-го по 50-ый)

Урок 33

Мне необходимо «нравственное виденье» мира.

Упр. 1. «Идея» этого урока - попытка активизации «совести». Процесс введения её в своё «видение» окружающего мира. Как в его «внутреннем», так и во «внешнем» аспекте. Этот процесс отцы аскеты называют по-разному: «памятованием о Боге», «хождением в Правде Божией», «стоянием пред Лицом Божиим». Но чаще всего, духовные писатели связывают его с покаянием, называя: «даром слёз», «слезами покаяния», «покаянным чувством». Современная психология признаёт важность и необходимость присутствия в человеческой психике этого чувства - чувства «покаяния». [1]

[1] Признавая, в теории, необходимость и важность этого чувства, светская научная психология предлагает видеть источник этого чувства внутри самой человеческой психики. В то время как христианство утверждает истину о том, что психика человека не вооружённая евангельской верой, не имеет в себе этого источника – источника «воды живой»!

Все эти обстоятельства подчёркивают ещё раз тот факт, что «совесть» играет определяющую роль в отражении «разумом» окружающего мира. И что наше
«внутреннее» состояние является тем камертоном, который задаёт тон нашему
«внешнему» виденью и, что ещё более важно, - поведению.
Пять минут утром и вечером, следует посвятить работе с данной «идеей». Выполняя упражнения, тебе необходимо, как можно внимательнее, следить за тем, чтобы не забывать о нравственной оценке своих «мыслей». Наблюдай за тем, как ты
«относишься» к тому, что вспоминается тебе. И за тем, что ты «думаешь» о том, что «видишь» вокруг себя. Не только глазами «тела», но и «оком разума».
Избегай искусственного регулирования этого процесса. Пусть воспоминания и созерцание окружающего, в твоём «разуме» свободно переплетаются друг с другом.
Длинные упражнения с «идеей» урока, как и в предыдущих уроках, дополняются краткими упражнениями. Эти краткие, до 1-2 минут, упражнения, должны повторяться, по возможности, каждые 30-60 минут.
Если это помогает тебе и позволяют обстоятельства, выполняй упражнения с закрытыми глазами.

Комментарий 1. «Созерцая» окружающий мир, ты всё ещё «воспринимаешь» его как «внешний». А не как продолжение своего «внутреннего» мира. [2]

[2] Хотя внешний мир, с древнейших времён, воспринимался мыслителями как «край тела». – Его продолжение, и та «сцена», или среда, на которой и в которой, человек действует своим «телом». Например, у ветхозаветных иудеев, внешний мир связывали с «крайней плотью». Её обрезали, как символ введения ребёнка под власть и защиту Закона Божия, требующего от человека воздержанного поведения во внешнем мире. Ещё можно привести слова прп. отца Антония Великого: - «Всё, что делаете с помощью тела, делайте со Страхом Божьим, и будет вам в молитву!»

Попробуй, закрыв глаза, последить за своими «мыслями». Они всегда сопровождают тебя, реагируя на то, что видят твои глаза. Состояние «безмыслия», в нравственной чистоте, пока ещё не достижимо для нас. Иногда оно охватывает нас, но только в своём страстном варианте. Когда какое-либо событие или «мысль», настолько возбуждает нашу эмоциональность, что чувственное переживание вытесняет из «разума» все остальные «мысли». И даже «растворяет» в себе ту
«мысль» или событие, которая породила само это страстное переживание. Человек, придя в себя, обнаруживает пробел в своей памяти. И находит себя в таком месте или положении, в котором он неизвестно как оказался. Психология называет это состоянием аффекта.
Итак, наша задача на сегодня, - попробовать ответить, найти ответы, на следующие вопросы:
- Объективны ли твои «мысли»?!
- Насколько они соответствуют реальности?!!
- Как ты «видишь», не «физически», а «нравственно»?!!!
Необходимо выяснить, вернее, прояснить для себя, чем «физическое видение» отличается от «умозрения». И в чём отличие «умозрения» от «нравственного виденья».
Постарайся, оставаясь беспристрастным, заметить, есть ли связь между внешним и внутренним «миром» в тебе. И какого она рода, если она есть.

Комментарий 2. Если ты сталкиваешься с «искушением», рождающим в тебе какое-либо переживание, безотносительно того положительное оно или отрицательное, нужно  непременно сказать себе:
- «С точки зрения Евангелия, это можно увидеть по-иному!»
И в этом превознесении «нравственности», то есть, «совести»», над «эго», обрести себе утешение и/или смирение.

Комментарий 3. Не забывай всегда вспоминать об этой «идее», когда будешь испытывать хоть какое-то «смущение». Возможно, тебе понадобится некоторое время, минута, две или более, для того, чтобы вспомнить об этой «идее». Не переживай о задержке и спокойно, как только позволят внешние обстоятельства и твоё внутреннее состояние, приложи её к ситуации, произошедшей с тобой. – Переделай свою бессовестную мысль или чувство, несмотря на то, что уже, вроде бы, поздно. Позаботься, прежде всего, о том, чтобы твоя бессовестность не вылилась в слова или поступок. Переделать их будет гораздо сложнее.