Кипрский вопрос. Вся надежда на матань

Наташа Лазарева
За день до вылета у меня начался мандраж. Я так и не поменяла паспорт. И не сделала визу. Так бывает, будто мешает что-то.
Визу хотела сделать в прошлом сентябре. И снова улететь на Сицилию. Наша огромадная коммуналка меня достала, особенно невыносимо в ней находиться после итальянской, почти вольготной, и весьма комфортной, жизни.
Мы с мамой живём в одной комнате. Между нашими «уголками» - икеевкий стеллаж. Маме, как любому 90-летнему (уже 91-летнему) человеку, хочется много говорить. Она приходит ко мне, садится и начинает вещать «левитановским» голосом, на тему «Былое и думы». Беруши скоро врастутся в мои уши, станут частью организма.
К прошлой осени мама вдруг согласилась, что можно продать нашу комнату и купить отдельную квартиру. Вопрос был в цене. Мы договорились, что я снова поеду нелегалить. На полгодика. Пока сезон не дачный, мои дети за бабушкой присмотрят. Я сфотографировалась на визу и собралась идти её делать. Получения фотокарточек решила подкрасить волосы. В результате из блондинки превратилась в жгучую брюнетку. Нужно было делать новые фотографии. И тут началась какая-то катавасия. То мама приболела, то я простыла. Приходящие с просмотром комнаты риэлторы привели маму в бешенство. Она категорически отказалась от затеи с продажей-куплей и запретила мне куда-либо ехать.
Кое-кто даёт советы: делать всё, как мне надо, а маму не слушать. Советовать, не находясь в подобной ситуации, и не имея моего опыта, бессмысленно. Для меня важнее всего – мамино хорошее самочувствие. Если она перенервничает и сляжет – я не смогу за ней ухаживать, как ухаживала за отцом и сыном. Поэтому, самочувствие моей старушки для меня лично – важнее всего. Где-то я её понимаю: в коммуналке ей есть с кем пообщаться. Да, кто-то из соседей умер, кто-то уехал, но есть и такие, кто живёт здесь эти сорок с лишним лет, и они для мамы определяют какой-то прядок и стабильность.  Что ждёт её в новой квартирке? Теснота, одиночество (я же не буду 24 часа в сутки сидеть рядом), ограниченность в передвижениях (на улицу она не выходит, боится заблудиться на знакомых улицах, один раз это случилось, ей хватило), никого знакомого рядом.

Так время подкатило к Новому году. Я решила делать визу весной. Но дочка предложила провести каникулы в Казани, а виза тоже денег стоит, и я отложила поход в визовый центр на попозже. Попозже надо было вывезти маму на дачу, потом наводить на даче порядок. А потом я загремела в больницу, со своей многострадальной спиной. После выписки пришлось делать дополнительные обследования, ходить на процедуры и новые уколы. Так пролетели два летних месяца. Когда дочка спросила, буду ли я третьей в отдыхе на Кипре, я согласилась. И вот, за сутки до самолёта вдруг испугалась: вдруг нет выпустят? Хоть Кипр и не попадает в шенгенскую зону, однако, в Евросоюз входит.

Девушка на паспортном контроле в Пулково долго смотрела то на меня, то на два последних штампа о выезде-въезде. Разница составляла почти два года. Кипрская виза в турагентстве была получена, но я уже начиталась в интернете, что по разным причинам могут не выпустить за границу в аэропорту. Я с невинной улыбкой отсвечивала за стеклом и мысленно уговаривала контролёршу: «Ну, что тебе надо? Ты же видишь, депорта не было, штрафных санкций ни одна сторона ко мне не применила. Может, так надо, чтобы нарушение – и без последствий, и я же не в шенген лечу!»
Через пару минут девушка приняла правильное решение, поставила новый штамп и подала мне паспорт. Путь на Кипр был открыт, ура! Я, кстати, очень надеялась, что проблем не возникнет. Куда бы ни ехала, вожу с собой матань, которых затем оставляю в дальней стороне, на удачу хозяевам. В этот раз тоже сделала двух. Одна была в чемодане, вторая в рюкзаке. Я заметила, что когда матани едут со мной – мне везёт в дороге. Не зря наши предки считали, что эти куколки наделены особой силой.
Был же случай в Карловых Варах, когда служанка в пенсионе меня невзлюбила, но узнав, что матани, украшающие столовую, сделаны мной, сменила раздражение на восхищение. Оказалось, что ей так нравились куклы, что она выпросила одну у хозяйки для себя.
Да и на Сицилии, едва из-под моих рук выходила и усаживалась на стол матаня, хозяева начинали улыбаться и расспрашивать, что это и зачем.
Так что, и на этот раз матани меня не подвели.

Продолжение: http://www.proza.ru/2018/08/21/1514