19-й в. Николаевская ж. д. 1851. Уистлеры. Бин

Кучин Владимир
Все читатели, безусловно, помнят песенку из фильма «Волга-Волга»: «Америка России подарила пароход…». К этой песенке я вернусь в одной из своих статей, ибо она имеет конкретные исторические корни. А сегодня необходимо напомнить – как Америка – а конкретно талантливый организатор и инженер  Уистлер – «подарила» России железную дорогу  Петербург–Москва.

Джордж Уистлер родился в США в штате Индиана 7 мая 1800 года по русскому стилю.  По профессии Уистлер  военный и железнодорожный инженер.

В 1842 году по поручению императора Николая I американец Джордж Уистлер был приглашён министром Павлом Мельниковым в Россию для консультирования постройки настоящей протяженной (более 600 верст) железной дороги из Петербурга в Москву.

Кстати о первой железной дороге - Царскосельской.

Из книги В.Виргинского «История техники железнодорожного транспорта», М., 1938, можно узнать, что первую небольшую железную дорогу от Петербурга до Царского села построил австриец чешского происхождения фон Герстнер.

Конспективно факты такие:

5 апреля 1838 года была полностью переведена на паровозную тягу Царскосельская дорога. До этого паровоз применялся только по воскресеньям, по будням на дороге применялась конная тяга. Дата 17 апреля 1838 года (5 апреля по русскому стилю) была принята в МПС России как дата начала железнодорожного движения, соответственно, 17 апреля  1938 года в СССР было торжественно отмечено 100-летие российской железной дороги. Построил первую железную дорогу в России 42-летний чешский инженер Франц Антон фон Герстнер.

Вернемся к теме статьи.

В Петербурге Уистлер стал одним из любимцев императора, он был прекрасно воспитан, умел грамотно излагать  свои инженерные предложения, был знатоком  языков и обладал истинным чувством юмора. В 1842-49 годах Уистлер был наиболее популярным американцем в России.

Инженер Уистлер при строительстве железной дороги  широко применял новые американские методы и американское оборудование, но был новатором – именно он предложил для России ширину пути в 5 футов = 1524 мм, т.к. это диктовалось сложным рельефом местности. Ширококолейная железнодорожная сеть Российской империи (фактически колея Уистлера) сохранилась в СССР и России в 20-21 веках.

К слову сказать, в Прибалтике в настоящее время хотят из соображений политических, а не инженерных, внедрить европейскую узкую колею. Если это будет производится, то неминуемо в болотистых местностях Литвы, Латвии, Эстонии надежность дороги в части ее давления на грунт существенно пострадает. Возможно, политики не понимают – что это американское предложение? Кто им подскажет?

Проект Николаевской дороги был завершен в 1843 году, в 1844 году началось ее строительство. Общее инженерное руководство вел инженер Уистлер. В ноябре 1848 года Джордж перенес холеру, к весне 1949 года он, казалось бы, выздоровел и должен был вернуться к работе, но в апреле 1849 года умер от сердечного приступа.

Железная дорога из Петербурга в Москву – детище американца Джорджа Уистлера - была пущена в эксплуатацию в 1851 году. Дорога получила наименование – «Николаевская».

Память об американском инженере Джордже Уистлере в России частично утеряна, единственное место, где она сохранилась в зашифрованном виде – на станции «Санкт-Петербург-главный» два моста носят официальное название «Американские».

И последнее.

Знаменитый американский художник Джеймс Уистлер – это сын строителя железной дороги Петербург-Москва Джорджа Уистлера. Когда его отец умер – Джеймсу было 14 лет. Мальчик проявлял большие художественные способности, поэтому по личному предложению императора Николая I Джеймс Уистлер за казенный счет обучался в Петербургской Академии художеств.

Уистлер младший мало работал непосредственно в Америке, его картины, первоначально встреченные американской критикой очень враждебно, позднее стали лучшими образцами американской живописи 19-го века. Стоимость картин Уистлера сегодня неуклонно растет. Сам художник при этом всю жизнь был не сильно обеспечен, слава и популярность пришли к нему в самом конце творческого пути. К концу 19-го века картины Уистлера так вошли в моду, что американская публика была в курсе малейших деталей его творчества и частной жизни. Умер художник в июле 1903 года в Лондоне.

С лондонским периодом творчества художника Джеймса Уистлера связан сюжет известной комедии «Мистер Бин», 1997, (в гл. роли актер Аткинсон), где главный герой испортил картину «Портрет моей матери». На этом полотне изображена пожилая женщина. Сегодня картина находится в музее Орсе в Париже (на иллюстрации), она считается самой узнаваемой картиной американского художника. Мать художника непосредственно позировала при  ее написании. Следовательно, перед нами - вдова строителя Николаевской железной дороги Джеймса Уистлера.