Хроники массажиста

Анна Анохина
   Все мои клиентки, как и положено живым женщинам, отличаются друг от друга. Отличаются во многом: комплекцией, состоянием здоровья, отношением к себе, отношением к массажу, ожиданиями от процедуры, терпением, готовностью общаться и по другим, как существенным, так и пустячным пунктам...

   С комплекцией, казалось бы, всё должно быть понятно: крупные, полные, очень полные, рыхлые, налитые, дряблые, худые, очень худые, стройные, крепкие, спортивные, грациозные, дылды, миниатюрные, красивые и не очень... Однако, «комплекция» в покое и «комплекция» в движении - часто производят совсем не одинаковое впечатление. В состоянии покоя меня, уже насмотревшуюся, больше интересует пригодность тела для работы с ним. Не слишком ли трудно оно для разогрева и разминания, податливо ли на оказываемую мною помощь, есть ли за что ухватиться и на чём разгуляться или остаётся лишь гладить кожу и скучные кости под ней... Но вот «телу» предложено перевернуться, и вдруг, полное туловище с лёгкой грацией в две секунды занимает нужное положение, а стройное и поджарое - неуклюже сползает на пол, растеряно крутит головой, неуверенно примеряется и мостится (того и гляди, свалится!) на том же месте, но в новой позе. Сразу невольно проникаешься уважением к хозяйке послушного и ловкого, умного и опытного тела. Либо тут же начинаешь недоумевать: как так-то, держишь тело в превосходной форме, правильно кормишь и выгуливаешь, красишь ногти, наряжаешь, а пользоваться - не научилась? И более того, по всему видно, - и не собираешься учиться, не считаешь нужным!

   Состояние здоровья клиенток, в общем и в частностях, тоже существенно разнится. Кожа, без углубления в детали, многое говорит о культуре питания и образе жизни моих пациенток. Жалобы, скованность и страх перед внезапной болью или спокойное ожидание блаженства, способность мгновенно расслабиться или потребность выкладывать одно за другим все свои мытарства (как касающиеся предстоящего массажа, так и вовсе его не касающиеся) - всё свидетельствует об их физическом и психическом здоровье.

   Отношение гостьи к себе самой я делю на сознательно демонстрируемое и истинное, часто скрываемое от окружающих. Одни, едва переступив порог, начинают суетливо оправдывать свой визит: роды, стрессы, вот тут жир, вот здесь целлюлит... Они признают свою вину, но вину по-глупости, нанесение телу вреда по неосторожности... Сразу хочется сказать, что оправдываться не надо, либо смиритесь и успокойтесь, либо действуйте, но без причитаний. Другие сохраняют видимое спокойствие, излучают самодовольство, иногда сдобренное иронией, а иногда - и без всякого юмора. Отношение к себе последних напоминает отношение матери к единственному и долгожданному ребёнку, со всеми соответствующими перегибами. Комизм ситуации как раз в том и состоит, что настолько серьёзно воспринимать человек может другого, ну очень любимого человека, но не самого себя... Эта категория женщин теряет самообладание и самодовольство молниеносно, даже без каких-либо видимых на то причин. И, наконец, последние, самые любимые - ничего не демонстрируют, непосредственны, уравновешенны, довольны (без приставки «само»), порой, вообще не углубляются в самооценку и самоанализ, просто: «Вот и я. Вырвалась на массаж! Класс!»

   Отношение к массажу, в основном, вполне адекватное: приятно, полезно, лучше курсом, но и разовый визит принесёт и удовольствие, и облегчение. Однако некоторые склонны очень переоценивать возможности массажа: если лечиться, то не рука об руку с традиционной медициной, а вместо; если худеть, то без диет и физических нагрузок, навсегда и за три сеанса! Попадаются и совершенные скептики. Они любезно интересуются, мыла ли я руки, нет ли у меня лишая и вшей, где, у кого конкретно и как долго я училась, какими техниками владею, за кого голосовала, как отношусь к сексменшинствам и верю ли в жизнь после смерти, какой состав трав сегодня использовала в баньке, уверена ли в своих силах и, может быть, не надо?..

   Терпение. Оно либо есть, либо вместо него - сумасбродство и капризы. Тем более, что терпеть-то при массаже приходится не часто. Если только сама заказала: «хочу посильнее, да как следует, без пощады и поблажек». А голосить начинает уже заранее, при первых прикосновениях. По моему же глубокому убеждению, претерпеть клиентам нужно только одно - стоимость процедуры или целого курса процедур.

   Общительностью, понятное дело, тоже одарены не все. А кто-то и вовсе не считает нужным заводить беседы с массажистом. И это, кстати, идеальный для массажиста вариант, потому что мне от клиента требуется минимум информации. А о том, каков подлец муж, и чем оправдано существование любовника, как проходил последний отпуск, сколько радостей и сколько печалей приносят дети, я конечно послушаю, и даже, скорее всего, начну перебивать излияния своими пространными комментариями. Но это всё ни к чему. Мне следует работать, думая о том, что и для чего я делаю. Клиенту следует расслабиться и прислушиваться к своим ощущениям, направляя меня по максимально эффективному и минимально болезненному пути. А то порой, получив очередную порцию шокирующих откровений, я с трудом удерживаю себя от того, чтобы дать уже человеку очевидный и необходимый ему совет. Но задача моя вовсе не в этом. И, слава богу Асклепию, я это хорошо понимаю...

   ***

   Есть такие, которые устают лежать...

   Хочется разогнуть спину и воскликнуть: «Да что Вы говорите! Час, это, по-Вашему, многовато? Надоела музыка? Надоели поглаживания, растирания и разминания? Поколачивания и прерывистая вибрация вообще бесят? Заскучали? Может, я недостаточно охотно поддерживала разговор? Мало шутила и хвалила? Скупо делилась опытом? Может советы, как сохранить красоту и здоровье практически не вставая с дивана, слишком тяготят Вас и напоминают ненавистные домашние задания?

   Так вот что я думаю, милочка! Выберите любое из своих проблемных мест и запишитесь на сеанс массажа продолжительностью в полчаса. Не заказывайте подробный массаж всего тела, не просите за один присест тщательно проработать шейно-воротниковую зону, сделать лимфодренаж обеих ног и антицеллюлитный массаж живота! Один приём - одна нога! Не жадничайте. Не распыляйтесь. Будьте последовательны и адекватны в своих желаниях.

   Вы не на уроке музыкальной литературы, и слушание музыки - вовсе не обязательно. Мы можем слушать тишину. Слушать, как парит кедровая бочка. Слушать скрип кушетки, шершавые звуки растирания Вашей кожи, мои переступания с носка на пятку и обратно, соседей, улицу... Мы можем услышать урчание в Вашем животе. Мы можем делать вид, что некоторых звуков вообще не было, или что они просто не имеют отношения к нашему кабинету...

   Если Вас не мучит тактильный голод, не доставляют удовольствия прикосновения, Ваше тело не нуждается в пассивной гимнастике и иной помощи массажиста, то что Вы здесь делаете? Отдаёте дань моде? Используете подаренный сертификат? Ваше право. Но Вы устали, а у меня ломит поясницу, на мне мокрое насквозь бельё и, при этом, ощущение плохо выполненной работы. Так пойдите со своим сертификатом куда-нибудь на груминг, на квиллинг или в йогу!

    По поводу общения, замечу следующее. Если массажист слишком увлекается беседой, то его работа вольно-невольно начинает выполняться автоматически. Приоритеты смещаются. Цели Вашего визита незаметно подменяются на другие, привычные, но менее полезные. Посплетничать и посетовать на жизнь можно в любое другое время, в любом другом месте. А здесь неплохо бы прислушиваться к своему телу и сообщать мне о своих ощущениях. Именно в этом, увы, и должно заключаться общение между массажистом и его клиентом.

   С шутками дела обстоят хуже, чем с беседами на заданную клиентом тему. Шутить нельзя для кого-то, на чей-то вкус, сообразно чужому чувству юмора. Шутка всегда только твоя. Это экспромт, который трудно удержать, и даже придержать на время, пока ты обдумаешь, как она придётся малознакомому человеку. Она рождается для того, чтобы быть тут же высказанной, вместе с теми эмоциями, которые ей сопутствуют. Так что, как говорится, извините, не удержалась...

   Я всегда искренне хвалю своего клиента! Правда, у некоторых дам можно обхвалить всё тело, а некоторых я от всей души превозношу только за то, что нашли время и средства прийти на массаж. Клянусь, я вижу прекрасное в каждой, никогда не преувеличиваю масштаб бедствия, напоминаю, что все мы разные и никому не обязаны отчётом, почему выглядим не так как «следует».

   Насчёт советов. Я не навязчива. Могу быть введена в заблуждение хорошо воспитанным человеком, могу увлечься, могу не удержаться и подвинуть в сторону соображения такта. Но сигналы раздражения или скуки ловлю сразу и незамедлительно замолкаю. Другое дело, если Вы спросили сами...
 
   Так что, милочка, в том, что Вам надоело лежать, виноваты только Вы! Я старалась от души. Поднимайте с кушетки и выводите из моего кабинета своё обновлённое неблагодарное тело. Надеюсь никогда не увидеть Вас вновь. Знайте, Вы недостойны даже наших одноразовых трусов, а не то что моего труда и даром (впрочем, не совсем даром) убитого времени».

   Вот что мне хочется воскликнуть... Но я лишь мило улыбаюсь и отвечаю, что всё  ближайшее время расписано, созвонимся позже, и диктую неправильный номер телефона.