Дежавю по-Чеховски на Спас

Дежавю по-Чеховски на Спас

или

Спас в Святогорской Лавре

рассказ  из жизни

ПРЕДИСЛОВИЕ

Да, уважаемый мой Читатель.

Прошлый мой рассказ из жизни на пяти литсайтах России о начале моих новых Христианских странствиях, несколько неудачных, увы, в обсуждении его с моими друзьями, писателями и поэтами Серегой и Марией закончились так:

Сергей Лебедев, Винница
16.08.2018 12:34:

- Агела-хранителя тебе, Юра, в странствия!

Да поможет Господь тебе во всех благих начинаниях!...

И

Мария Левина, Красноярск   
16.08.2018 08:39:

- ... Отчего-то мне кажется, что не надо Вам ограничиваться перепиской только с нами.

Пусть и другие имеют возможность прочесть. Может быть, кому-то отчаявшемуся Ваши рассказы помогут поверить в людей хороших.

Так что, с нетерпением жду Ваших репортажей. А если доведётся к тому же ещё и свидеться, так это будет чудом, хотя, если честно, почему-то страшновато.
Путешествуйте, странствуйте, и, пожалуйста, берегите себя.

И пусть Бог хранит Вас и Ваших близких.

 
            ***

Поэтому, этот мой новый рассказ из жизни о событиях моего странничества на Спас этого, 2018, даю в виде двух своих писем моим друзьям в их рецензии на начало моих странствий, где они это говорили.

Которые пишу им со смартфона, едя на электричке из Изюма Харьковщины в Харьков.

В виде шутки, в ходе рассказа перехожу иногда к речи от имени Чехова в свете того, повторю, что у меня, на удивление, буквально все 1 к 1 с Антоном Чеховым совпадает.

Почему, как мой Читатель уже знает, иногда пишу я юмористические рассказы и фантазии от имени воскресшего Чехова

С этим рассказом из жизни на одно этих совпадений стало еще больше.

Нравится мне рассказывать эти рассказы из жизни друзьям, понимающим меня, в виде писем им, в эпистолярном жанре, так сказать.

Наши беседы после этого рассказа на "Прозе ру" могут родить и ПОСЛЕСЛОВИЕ к этому рассказу из жизни.

КОНЕЦ ПРЕДИСЛОВИЯ

        ***

Дежавю по-Чеховски на Спас

или

Спас в Святогорской Лавре

рассказ  из жизни


Юрий Адамович   
19.08.2018 16:29:   

   
- Здравствуйте, милая Мария и дружище Серега.

С праздником Спаса Вас обоих!

К сожалению, почти все простые Христиане думают, что в этот праздник священники в Храмах яблоки освящают, и их можно есть после Спаса.

А, на самом деле, этот праздник великий Христианский соответствует чуть ли не самому главному моменту земной жизни Иисуса Христа.

Когда на горе в присутствии трех учеников произошло Преображение Иисуса, Он превратился в Лучезарную Личность с белоснежными одеждами, явились из Вечного Мира Бога пророки Илья и Моисей, и беседовали с Ним.

А Сам Бог, Творец, Господь Неба и земли, Отец наш Небесный, после этого голосом с неба из облака определил статус Иисуса как Божьего Сына, Христа, и Прямого Слова Бога к людям:

 "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое Благовеление, Его слушайте".

Что абсолютно одинаково описано во всех трех синоптических Евангелиях от Матфея, Марка и Луки, поэтому даже земной суд должен признать это Правдой.

Да, еду я сейчас в Харьков на электричке из Святогорской Лавры Донеччины.

Один день съездил я в паломничество на Донеччину, пожил сутки примерно в гостинице там для паломников.

Будете оба смеяться, но когда ехал на электричке туда, решил я в нете узнать побольше об этом Православном монастыре на Донеччине.

Оказался он очень древним, более полу тысяч лет, и уважаемым в Православии нашем.

Почему в 27 лет туда, как и я на одни сутки, ездил в паломничество 6 мая 1887 года угадайте с одного раза КТО?!

Ну, понятно, что Антон Павлович Чехов, написав об этой однодневной поездке рассказ из жизни "Перекати-поле".

Прочел его я как раз при подъезде к Святогорску на электричке.

Рассказик так себе получился у Чехова, не из его самых известных, поэтому мало кто его знает, не читал его и я раньше.

Сам был в шоке, что и в этом у меня с Чеховом все повторилось, как и во всем, практически, остальном.

Хоть бери сейчас и пиши новый рассказ из жизни, типа:

 "Дежавю по-Чеховски на Спас".

Да, рассказ тот Чехова "Перекати-поле" о событиях начала мая 1887 года опубликован в журнале "Новое время" на Спас того 1887 года.

Пишу

 Дежавю по-Чеховски на Спас

 рассказ из жизни

 Да, как и 131 год тому назад, когда я Чеховым ездил в однодневное паломничество на Святые горы Донеччины, и в эту поездку погода было солнечной и теплой.

Как и тогда, и сейчас Святогорский монастырь дает кров и пропитание всем паломникам, приезжающим в него на паломничество даром на три дня.

Чехову тогда повезло, и дали ему в гостиничном корпусе номер на двоих, почему и рассказал он о соседе по номеру, еврее-Иудее, крестившегося в Православную веру Христову.

Мне не очень повезло, поселили меня в комнату восьмиместную с бомжами, увы, преимущественно, да и говорить с ними сейчас времени особо не было.

И это при том, что тогда, на праздник Николая Чудотворца, наехало туда паломников более 10 тысяч, катастрофически для них мест в гостинничных корпусах монастыря не хватало.

А сейчас, на праздник Спаса, всех паломников тут я, уже Мельником, насчитал не более тысячи на ужине в Трапезной для паломников.

Да, заметно чище тут стало за прошедшие 131 год.

Тогда, помню, Чеховым было неимоверное количество у монастыря лошадей, волов, повозок, бричек и т.п.

Многие, у кого денег на них не было, шли в паломничество пешком и из моей Харьковщины, и из уездного тогда Белгорода, губернских Курска, Орла, Воронежа и других мест Руси.

Потому что ж/д до Святогорска в 1887 году не было совсем.

Распадлючился народ сейчас.

Вот я, сел на Леваде в Харькове вчера, 18 августа 2018 года, на электричку на Изюм в 10-52, и уже на вечерней Церковной службе присутствовал, в качестве паломника, поселенного в восьмиместный номер паломнической гостинницы.

Изюм - это еще Харьковщина, в Изюме пересел я уже на Донецкую ж/д и поехал до Святогорска, который встретил меня баннером на ж/д: "Индустриальный Донбасс приветствует вас".

Там уже ждал меня и других пассажиров электрички маршрутный автобус до Лавры.

Да, часов шесть, меньше доллара денег на проезд, и так мало паломников на Спас в Святогорской Лавре собралось, что даже в моей, 301-й комнате два свободных лежака-топчана оказалось.

А в коридоре гостинницы такие лежаки все пустыми были.

Ну, друзья мои, если интересно, то подробнее расскажу я Вам обоим об этом "дежавю по-Чеховски на Спас".

А пока ставлю точку, подъезжая на электричке к своему Харькову родному.

Сутки здесь не был, а уже успел соскучиться за родным Харьковом моим.

Нет, не зря пророк Руси Григорий Сковорода не любил надолго покидать Харьковщину, считая Ее Духовной Столицей всей Руси.

И за природу райскую, где в сухих гаях и рощах птички поют как в Раю.

И потому что Харьковчане, в основной своей массе - народ добрый, искренний, гостеприимный.

Ну, со времен Сковороды за два века и Харьковчане многие, к сожалению, испаганились.

Но не все, слава Богу.

Ладно, пора из электрички выходить, дома уже допишу.

            ***

Юрий Адамович   
19.08.2018 17:34:

- Хотя, друзья, ошибся я с электричкой этой, еще выходить из нее рано, на этой ветке раньше не ездил, еще больше часа ехать.

 Поэтому, хотя бы коротко расскажу вчерашний и сегодняшний день моего паломничества этого, по следам Чехова.

Приехав вчера вечером, примерно в пять вечера туда, как сказал, был определен я в восьмиместный номер, преимущественно людей бомжовской наружности.

Один только интеллигентный паломник оказался в моей комнате, как и я- Харьковчанин, тоже, как я, с Холодный горы Харькова.

На мое недоумение утром сегодня, 19 августа, почему наши соседи по комнате не поднимаются на звонок дежурного и не отправляются на Церковную службу, как тут от паломников требуется делать, а продолжают спать, Земляк сегодня утром сказал мне, что типа, я не вижу, что ли, что это - обычные бомжи, которым переночевать негде.

Да, вчера я честно выстоял вечернюю Службу здесь очень долгую аж до начала десятого вечера, после чего все паломники организованной толпой пошли в трапезную для паломников кушать, помолившись все вместе Богу перед едой.

Кормят здесь очень даже не плохо- первое, второе, третье, причем первого можно себе не одну тарелку самому налить ополоником с кастрюли на каждом столе.

Да и кампота с трехлитровой банки на каждом столе тоже можешь пить сколько хочешь.

Я аж четыре чашки выпил с удовольствием.

Ну, про ночь среди бомжей преимущественно особо описывать не буду, проснулся в два часа ночи от сильного храпа вокруг, и немного несвежего воздуха от соседей по топчанам, но уже выспался, пошел в коридоре полежать на топчанах пустых на более свежем воздухе.

А вот, умывшись, на утреннюю службу я не пошел, вспомнив что я на следующий день после сна Чеховым тут делал 131 года тому назад, то есть вспомнив его рассказ из жизни об этом "Перекати поле""

Ну, чем Чехов после сна здесь занимался тогда, можно у него в рассказе и прочесть:

 "Когда я проснулся, моего (соседа по номеру) уже не было в номере.

Было солнечно, и за окном шумел народ.

Выйдя, я узнал, что обедня уже кончилась, и крестный ход давно уже отправился в скит.

Народ толпами бродил по берегу и, чувствуя себя праздным, не знал, чем занять себя; есть и пить было нельзя, так как в скиту еще не кончилась поздняя обедня; монастырские лавки, где богомольцы так любят толкаться и прицениваться, были еще заперты.

Многие, несмотря на утомление, от скуки брели в скит.

Тропинка от монастыря до скита, куда я отправился, змеей вилась по высокому крутому берегу то вверх, то вниз, огибая дубы и сосны.

Внизу блестел Донец и отражал в себе солнце, вверху белел меловой скалистый берег и ярко зеленела на нем молодая зелень дубов и сосен, которые, нависая друг над другом, как-то ухитряются расти почти на отвесной скале и не падать. По тропинке гуськом тянулись богомольцы.

Всего больше было хохлов из соседних уездов, но было много и дальних, пришедших пешком из Курской и Орловской губерний; в пестрой веренице попадались и мариупольские греки-хуторяне, сильные, степенные и ласковые люди, далеко не похожие на тех своих хилых и вырождающихся единоплеменников, которые наполняют наши южные приморские города; были тут и донцы с красными лампасами, и тавричане, выселенцы из Таврической губернии.

Было здесь много богомольцев и неопределенного типа, вроде моего Александра Иваныча: что они за люди и откуда, нельзя было понять ни по лицам, ни по одежде, ни по речам.

Тропинка оканчивалась у маленького плота, от которого, прорезывая гору, шло влево к скиту неширокое шоссе. У плота стояли две большие, тяжелые лодки, угрюмого вида, вроде тех новозеландских пирог, которые можно видеть в книгах Жюля Верна. Одна лодка, с коврами на скамьях, предназначалась для духовенства и певчих, другая, без ковров — для публики.

Когда крестный ход плыл обратно в монастырь, я находился в числе избранных, сумевших протискаться во вторую.

Избранных набралось так много, что лодка еле двигалась, и всю дорогу приходилось стоять, не шевелиться и спасать свою шляпу от ломки. Путь казался прекрасным. Оба берега — один высокий, крутой, белый с нависшими соснами и дубами, с народом, спешившим обратно по тропинке, и другой — отлогий, с зелеными лугами и дубовой рощей, — залитые светом, имели такой счастливый и восторженный вид, как будто только им одним было обязано майское утро своею прелестью. Отражение солнца в быстро текущем Донце дрожало, расползалось во все стороны, и его длинные лучи играли на ризах духовенства, на хоругвях, в брызгах, бросаемых веслами. Пение пасхального канона, колокольный звон, удары весел по воде, крик птиц — всё это мешалось в воздухе в нечто гармоническое и нежное. Лодка с духовенством и хоругвями плыла впереди. На ее корме неподвижно, как статуя, стоял черный послушник...
Источник: http://chehov.niv.ru/chehov/text/perekati-pole.htm

 ***

Да, теперь Мельником.

Услышал я там при монастыре вечером, что сегодня, на Спас, 19 августа, будет крестный ход.

 Выйдя утром из гостиницы для паломников, уточнил я у местного, до скита всех святых на вершине самой горы крестный ход будет, как Чехов описывал в своём здесь паломничестве?

Местный сказал, что до Скита на самый верх горы крестного хода сегодня не будет, тяжело туда ходить, сейчас почти не ходят, просто вокруг монастыря походят монахи с молитвами.

Ну, тогда я утром пошёл не на утреннюю службу, а в крестный ход до Скита всех Святых, добрался до него, но он закрытый оказался, дошел до верхних Храмов, посмотрев все вокруг сверху.

Прекрасная природа не поменялась, поэтому не буду повторяться, что 131 год тому назад Чеховым сказал.

Да, спустившись вниз, как подумал я, что еще это одну ночь придется ночевать среди бомжей храпящих сильно и не очень хорошо пахнущих, решил сделать, как 131 год тому назад сделал Чеховым- ограничиться одной ночевкой при Святогорском монастыре.

Конец дежавю по-Чеховски на Спас 2018 года


С неизменным душевным теплом и любовью к Вам, мои друзья, и пожеланием всех благ от Бога.

Пусть хранит Бог Вас и Ваших близких.

Ваш друг Юрий Мельник

 


Рецензии
Интересный репортаж твой, Юра, но немного в нём подробностей, впечатлений от общения с людьми. Хотелось бы со временем увидеть расширенный вариант. Да и так ты молодец, если со смартфона сделал такой репортаж.
С пожеланием добра, Сергей.

Сергей Кувалда   20.08.2018 07:51     Заявить о нарушении
Привет, Серега, спасибо за то, что зашел ты ко мне с рецензией на мой этот рассказик из жизни.

Мария, надеюсь, к нашему разговору присоединится.

Так ведь репортаж этот не закончен еще, как я сказал в материале.

Еще будет ПОСЛЕСЛОВИЕ к нему - наши беседы в рецензии этой твоей.

Вставлю редактированием в этот материал на пяти литсайтах.

Серега, этот материал- лишь два мои письма Вам с Марией, которые я написал в электричке "Изюм- Харьков".

Там мы с тобой в личке "Прозы ру" посекретничали немного, где я тебе одному рассказал, чем дальше заниматься буду в своём новом Христианском странничестве.

Концовку моего письма к тебе в личке "Прозы ру" могу и всем рассказать:

Юрий Адамович
20 августа 2018 года в 09:27:

-... Вот, и вчера, на Спас я продублировал новый рассказ из жизни "Дежавю по-Чеховски на Спас" на пяти литсайтах России.

...
Сейчас гляну здесь, не сказали ли Вы с Марией мне чего-то на новый рассказ из жизни этот.

Святогорская Лавра, честно говоря, на меня сильного впечатления не произвела, увы.

Да и не понимаю я этих очень долгих церковных служб: до обеда непрерывно с пол шестого до 12, и вечерняя- с пол пятого вечера до начала десятого вечера.

Божий Сын Иисус Христос говорил не быть многословным в своих молитвах к Богу, потому что знает Отец наш Небесный в чем мы все имеем нужду прежде нашего прошения у Него чего-то.

Сказав молиться Богу молитвой "Отче наш" и "Господи, помилуй меня грешного", почему сердцем всех Православных Христианских служб являются эти две молитвы к Богу, данные людям Лично Божьим Сыном Иисусом Христом, Спасителем нашим.

Да и осуждая гордых фарисеев, говорил Иисус Христос о лицемерно долгом их молении в Храмах.

Мне больше нравятся Православные церковные службы, умеренные по длительности,- не больше часа-двух.

Нет, сильное, конечно, впечатление, когда службу отправляют десятки монахов, но мне хор певчих женскими голосами, как на Сортировке Харькова, более пение Ангельское напоминает, чем жестковатое мужское пение монахов в Святогорске.

Да, а крестный ход на Спас к Скиту всех Святых там не я, оказывается, один делал.

Там, несколько мужчин и женщин постоянно у входа в ворота монастыря набирали группы для экскурсий туда, не боящихся физических нагрузок подняться пешком на самую верхушку Святой горы.

Понятное дело, что так просто денюшки зарабатывали на экскурсантах, проведя их по серпантинной дороге на верх, рассказывая про Лавру.

Ко мне тоже обратились они с этим предложением, подарив визитку с деревянным скитом Всех Святых на вершине горы, зовя туда на экскурсию, типа- крестный ход туда совершить, если монахи ленятся сегодня на Спас туда крестным ходом сходить.

Когда я стоял в ожидании автобуса на ж/д Святогорска ехать обратно в Харьков.

Визитку с фото деревянного Скита всех Святых я у этих людей взял, но сказал им то, что сегодня самый первый я уже был у Скита того на вершине Святой горы еще в шесть часов утра.

Стучал, стучал я там в ворота Скита всех святых, но он закрытый оказался, никого там нет совсем.

- Что вы!- удивился на мои слова экскурсовод этот частный,- Скит всех святых тот лишь два раза в год открывается.

Ну, Серега, интересный этот деревянный Скит, окруженный высоким частоколом заостренных вверху бревен- забора, внутри которого видны строения чисто деревянные.

Как попадаешь в докаменную Русь прямо.

Но все закрыто, ни души вокруг, только много арбузов спелых лежит на поле рядом.

И табличка стоит на краю поля: "На поле не заходить".

Хотя, могли бы повесить: "Если ты странник, то можешь арбузиком угоститься".

Ну, так как не висит такая, то я эти арбузы в огромном количестве лежащие на поле том возле Скита и не трогал совсем.

Хм, можно было концовку этого моего тебе, Серега, письма в личку "Прозы ру" и всем сказать на Ваших с Марией рецензиях "Дежавю по-Чеховски на Спас".

А когда там паломнику с кем-то общаться, если от паломника требуется в пол шестого утра идти на утреннюю службу, которая сразу переходит в обеднюю до 12.

Потом обед, и надо на вечернюю идти до начала десятого вечера.

Поэтому все мое общение с людьми в Славяногорске было общение с братом Андреем, который меня в гостинице для паломников определил в номер 301 на третьем этаже, дав чистое белье за 5 гривен, сказал мне брат Андрей, мужичок с бородой богатырской наружности, прочесть устав для паломников.

Да и с единственным интеллигентного вида паломником из моего Харькова в моем номере гостинницы для паломников перемолвился я пред сном несколькими фразами.

Сказав, что как и Чехов являюсь я всемирно известным писателем, поэтому, как и Чехов рассказал о своём паломничестве здесь в рассказе из жизни "Перекати-поле", я тоже рассказ из жизни о своём паломничесте на Святых горах Донеччины здесь расскажу тоже всему миру в рассказе из жизни.

Вот, и рассказал, Серега.

Да, о моем разговоре с этим Земляком-Харьковчаниным утром по поводу того, что наши соседи по номеру гостинницы не хотят вставать утром с постели на звонок в колокольчик о подъёме брата Андрея я уже рассказывал.

Ну, еще пообщался я перед самым отъездом домой в Харьков с женщиной в столовой для паломников, попросив ее дать мне воды, потому что моя баклажка для воды уже пустая.

- Конечно, конечно,- наберите у нас воды,- ответила она мне по-доброму...

Юрий Адамович   20.08.2018 10:48   Заявить о нарушении
ПОСЛЕСЛОВИЕ

Да, Серёга, нашёл я сейчас в нете фото Скита всех Святых Руси в Святогорске на вершине Святой горы.

О походе куда ранним утром на Спас, 19 августа 2018 года, я рассказываю в своём этом рассказике из жизни.

К воротам которого, перед которыми большой крест состоит, этим подошел я, и не обнаружил там никого.

Кроме большого количества спелых арбузов на большом поле справа от Скита.

Поэтому, сейчас опубликую я новый материал о своей поездке в Святогорск с этим фото материала.

Впрочем, этот материал уже готов- твоя рецензия на мой рассказ из жизни "Дежавю по-Чеховски на Спас 2018 года" является его ПРЕДИСЛОВИЕМ, а мой тебе ответ на нее с продолжением этого рассказа - основной частью материала продолжения рассказа из жизни.

Назовем его: "Скит всех Святых в Святогорске".

Да, Серёга, глядя на то довальство монахов местных, с которым они протягивают свои руки для целования их простыми прихожанами, у меня сложилось такое впечатление, что из-за этого они сами забыли, чем является Христианский праздник Спаса, Богоявления, 19 августа каждого года, какому моменту жизни Божьего Сына Иисуса Христа он посвящён.

Если решили они на Спас не идти крестным ходом на вершину Святой своей горы к Скиту всех Святых Руси.

КОНЕЦ ПОСЛЕСЛОВИЯ ПРОДОЛЖЕНИЯ РАССКАЗА ИЗ ЖИЗНИ

Юрий Адамович   20.08.2018 13:40   Заявить о нарушении