Здравствуй, светоч!

Лев Вишня
   Всем известен великий древнегреческий философ Сократ. Он считается наряду с Платоном и Пифагором одним из отцов философии как науки. Мало кому известно, что, будучи человеком богатырского телосложения и довольно пугающей внешности он начал жизнь как простой разбойник, занимавшийся промыслом на дорогах.
   Однако потом в его мировоззрении внезапно произошли перемены, и Сократ подался в науку. Вероятно, этому способствовала поездка в Египет и общение с тамошними мудрецами. Про себя Сократ говорил: «если бы не философия, то я так бы и остался бандитом».
   Но… так как его увлекли не лихие набеги, а мудрость и постижение науки по формуле «я знаю, то что ничего не знаю», то соответственно и образ жизни сменился. Теперь это был ученый окруженный сотнями учеников и ореолом величия к которому сам относился с большим ехидством. Еще меньше людям известны его мелкие пакости, которые он устраивал благородным гражданам Афин. Например, он обожал найти на улице одного такого «благородного гражданина» и задать ему какую-нибудь простенькую задачку или вопрос, например:
- О, великий и благородный мудрец! Я много от, тебе слышал, все в Афинах говорят о твоей мудрости! Скажи мне светоч знаний, будет у тебя некоторое время, чтобы пообщаться с таким червяком как я?
- Да, что, ты, что ты,- отвечает в растерянности представитель белой касты, - конечно есть, а какое дело?
- Ответь мне, пожалуйста, о мудрейший на простой вопрос. Скажи мне что такое «зло»?
«Мудрейший» задумывается и отвечает:
- Я полагаю, что зло это все то, что противоречит духу морали и мешает нам жить.
- О, великий ответ, благороднейшего господина! Но скажи светоч знаний, какие примеры зла ты можешь привести?
- Ну например, меня вчера попытался обмануть один торговец на рынке, потом мой раб не сделал правильно работу и пришлось его стегать кнутом…
- Но подожди, светоч, тут ты не прав… Как может торговец на рынке попытаться тебя обмануть и как может раб сделать неправильно работу, зная, что ты его накажешь? Как могут быть они носителями зла, если в первом случае ты предусмотрел умысел, а во втором даже умысла, скорее всего, не было?
- А почему зло должно быть связано с каким-то умыслом? – отвечает господин.
- Но как же ему быть тогда «злом», если оно совершено против тебя без умысла? Ведь если это зло, то ты должен пострадать, а раз кто-то хочет чтобы ты пострадал, значит должен что-то задумать против тебя. Может быть, тебе просто все это причудилось?
- Это мне не причудилось, - начинает немножко нервничать благородный человек, - это все было на самом деле!
- Ну и тут ты противоречишь сам себе. В первом случае ты предотвратил обман, стало быть, ничего не случилось, а во втором даже замысла никакого не было, ведь не мог же человек умышленно сделать тебе работу плохо, зная, что ты его накажешь, это как оклеветать самого себя!
- Я знаю, что ты по этому поводу думаешь, но это было так.
- А как это могло быть по-другому, о светоч мысли? Может быть, на самом деле ты просто захотел сделать подлость честному торговцу на рынке и умышленно обвинил его в обмане, а во втором случае тебе захотелось показать свою жестокость, и ты намеренно наказал хорошего раба, правильно сделавшего всю работу.
- Что ты такое говоришь, я самый честный человек в городе! Все знают меня, и мое имя не может быть под вопросом. Я никогда не лгу.
- Но только что ты солгал минимум два раза, как такое возможно благороднейший господин? Видимо люди знали о тебе не всё?
- Расскажи это тому поганому торговцу и тому подлому рабу, что пытались меня извести! – бесится патриций.
- А тут ты солгал уже в третий раз, ведь у них не было не только умысла тебя обмануть, то как у них тогда мог возникнуть умысел тебя извести?
- Ты подлая тварь, что ты пристаешь ко мне с этими мерзкими вопросами?
- Тут ты солгал в четвертый раз, потому что мой вопрос был один, а именно что такое «зло». Сдается, ты не знаешь ответа на него? Светоч, как такое может быть?
- Подонок и тварь! Я знаю, этот торговец подкупил тебя, чтобы ты пристал ко мне, а тот раб…
- Прости благородный господин, но я никогда в жизни их не видел, как ты можешь утверждать, что они меня «подкупили», если я узнал о них из твоего рассказа? Это уже пятая твоя ложь с твоей стороны, и сколько раз ты еще солжешь мне?
- Да что ты такое говоришь?!
- Я говорю, что ты лжец и подлец, клевещущий на честных людей и избивающий своих рабов без всякой причины. Как можешь ты утверждать что-то о зле, будучи таким негодяем? Может быть, ты сам есть зло в нашем городе?
   Тут аристократ вероятно попытается приложить руки к приставшему к нему негодяю, но все мы знаем, чем занимался Сократ до того как стал философом. Ничего из этого конечно не выйдет. В итоге опущенный, избитый и полностью подавленный патриций под лютый смех поклонников Сократа бежит домой, а философ, посмотрев на это, мудро заявляет своим ученикам:
- Воистину дети мои, зло это просто не знание добра! Запомните этот пример.

 Теперь вы поняли, за что аристократы судили Сократа?