Как я снимала Светлану Копылову

Галина Коревых
     Жизнь сталкивала меня раньше со многими неожиданными людьми, особенно в те времена, когда я была одержима фотографией и была полностью поглощена созданием портретов.
Просто, в силу обстоятельств, моделями моими по большей части были тогда актеры. Но они не были самоцелью, - ведь я просто искала визуальные образы.  Среди актёров  были  очень известные, но ненавидевшие фотографироваться, потому что статика фотокадра не позволяла им фонтанировать.  Они возмущённо говорили:
      
         - Я не знаю, что мне делать перед фотоаппаратом!

    Талантливых, между прочим, это не касалось: шестое или иное чувство всегда точно подсказывало им, что ‘делать’ ничего не нужно.  Они могли быть безмолвны и неподвижны, но приковывали к себе взгляд энергетикой.

     Такой была и Светлана Копылова, которую меня попросили снять для кино-издания.  Среди актерской братии она выделялась не только природной красотой и органичностью, но и непредсказуемостью в лучшем ее проявлении.

     Профессиональна  та,  ещё  незнакомая мне, Светлана оказалась исключительно.   Она не только заботилась о  форме, но и предлагала один сюжет съёмки за другим.  В этом мы совпали абсолютно.   

      Первой моей задачей  было выявить в фотографиях  ее красоту, пластичность.  Светлана в каких-то ракурсах соперничала с Катрин Денев: точеное лицо, роскошные некрашеные волосы природной блондинки, тонкая кость, изящные жесты.   Меня удивило то, что в кино не оказались востребованными эти привлекательные стороны. 
Очередной раз я внутренне сокрушалась о неумении  российских режиссёров  запечатлеть женскую красоту на экране так, как это сделал Голливуд, французы и итальянцы.

       ...Моей модели  была близка  также характерность,  что дало ей возможность создать прекрасные роли в кино, но мне кажется, экран раскрыл лишь некоторые ее грани, не заметив большого потенциала.  Оттого эта сильная творческая натура, не став прозябать в ожидании ролей,  ушла в авторскую песню и в качестве поэта и композитора подарила впоследствии немало произведений звёздам эстрады...

    Но то был ещё кинематографический период ее биографии.  Хрупкость Светланы подсказала мне снять ее в пуантах и пачке - она чутко и интересно отыгрывала любой предложенный сюжет.  Съемка вышла удачно, и один из цветных снимков «балерины» был опубликован в календаре Киноцентра за следующий год.  Никто тогда ещё не подозревал, что индустрия советского кино вскоре пойдет на дно, и далеко не у всех моих моделей  сложится  актёрская или иная карьера. 
 
     Из поколения молодых и ещё не знаменитых актрис, чьи портреты я снимала в то время, в своей профессии прославились лишь Елена Яковлева и  Ингеборга Дапкунайте.  Проявила характер на телевидении, став  знаменитостью,  но  осталась актрисой одной роли Лариса Гузеева.  Мелькают на площадках ток-шоу и страницах светской хроники  моя великолепная модель Ирина Цывина,  красавица Вера Сотникова,  снявшаяся  в главной роли сериала о Людмиле Зыкиной.   Украшает  питерскую арт-элиту  эстетка и авангардистка Ирэна Куксенайте,  иногда снимаясь в эпизодах.   Классическая красавица   Елена Караджова,  блеснувшая  в образе Натальи Гончаровой,   была  моей любимой моделью, с которой мы снимали массу  портретов,  сюжетов  и сделали  три музыкальных видео-клипа.   К сожалению, пик ее формы пришёлся на кризис кино.
 
     В моем фотоархиве  живут  всегда молодые Татьяна Друбич и Ирина Алфёрова,  Елена Яковлева и Александр Филиппенко, Марина Зудина, Родион Нахапетов и Константин Кинчев, Юрий Беляев и Отар Иоселиани. Золотым бликом в сумерках выдает себя Оскар на крышке рояля в элегическом портрете композитора Вячеслава Овчинникова.  А еще - десятки маленьких звёздочек  и ушедшие незабываемые звезды кино, оставшиеся живыми в памяти, - в своих работах и на портретах, которые я перебираю, погружаясь в Золотой век:  Александр Абдулов, Игорь Старыгин, Андрей Болтнев, Донатас Банионис, Александр Пороховщиков, Вера Глаголева, Валерий Приемыхов, Ирина Метлицкая,Эльдар Рязанов... 

    Но вернусь к  фотосъемкам со Светланой Копыловой.   Мы снимали несколько раз и сделали  непохожие сюжеты:  просто официальный коммерческий  - в бирюзовом, имевший успех (шикарным туалетом в нем стал хитро задрапированный шелковый шарф, имитирующий вечернее платье).
А ещё - элегантный  черно-белый портрет в костюме балерины: на общем и крупном планах, из которых я никогда так и не смогла выбрать лучшего. На общем Светлана была талантлива своей пластикой, а на крупном - портрете - в центре было наполненное внутренней жизнью лицо.

     Ещё мы сделали снимки, которые мало кого могли заинтересовать,  кроме нас.  Из ее текущего спектакля  - в костюме абстрактной средневековой монахини.  Я надеялась извлечь из этого сюжета внутреннее наполнение, но мягкого плоского освещения для этих целей видно было недостаточно, а пойти на строительство световой драмы я не решилась.   Дело в том, что чёрная и белая ткань, полностью окутывавшие голову и фигуру, оставляли мало пространства для выразительности:  треугольник лица и кисти рук.   В качестве бегства от аскетизма кадра и нерешённой  психологической и эстетической задачи я сделала нехитрый концептуальный вариант:  черно-белая монахиня, закованная в крупную алую цепь.  Хотелось, чтобы вспышки цвета:  алые сполохи фона над головой и красная цепь, рассказали о  подавленных чувствах.  Композиция не ожила. Это было моей неудачей.

     Но Светлана была надежным союзником по съемкам:  неутомимая, горящая  и богатая идеями.   В журнале «Советский экран»  был разрешён специальный молодёжный выпуск, подготовленный  новым поколением и рассказывающий о нем.  Молодежная редакция была охвачена стремлением раздвигать рамки дозволенного.  Мне заказали обложку ню, - но в строгих рамках приличия.  Я делала различные варианты, но ни один из них не устроил редакцию.  Опубликован был совсем иной жанр.

     А в то время, когда поиски ещё только шли,  во время фото-сессии Светлана  напомнила мне знаменитый кадр с Клаудией  Кардинале из фильма Феллини,  Она предложила повторить его композицию.   Это была оригинальная идея:

     -  Ты помнишь, как она сидела, обхватив руками колени?  Если я сяду так же,  будет впечатление, что я обнаженная, но ничего, кроме рук и ног, не будет видно!

      Мы начали выстраивать кадр.  В фильме Кардинале сидела на ступеньках римского палаццо.  Мы снимали в моей четырнадцатиметровой  комнате.  Оглядевшись, я поняла, что ступеньки мне заменят толстые кирпичи словарей.   Соорудив помост,  я удостоверилась, что актриса приняла условия и включилась в действо.   Оставалось лишь выхватить светом  нужное и отсечь  лишнее...

     Тот целомудренный и лаконичный кадр ню испугал редакторов кино изданий, так и не опубликовавших его (кроме, если не ошибаюсь, вильнюсского «Кинас»).   Но повинуясь причудливым извивам судьбы,  он был увековечен в одном из последних больших советских  художественных альбомов «Элегия»,  куда попали два моих фото.

    Светлана Копылова оставила у меня впечатление натуры яркой, сильной, одаренной и деятельной, во многом не похожей на своих собратьев по цеху.  Самодостаточная, никого не копировавшая  сибирячка (которую я какое-то время считала белоруской).    Это - человек, способный создать свой мир,  наполнить его музыкой  и гармонично жить с открытым сердцем, соединяя  небесное с земным.

Послесловие:
другие фото Светланы уже нельзя  увидеть на моей странице Инстаграма -
Galinakorevykh - потому что ее заблокировала администрация, не ответив почему.
Все фото я уже начала выкладывать на своей странице ВКонтакте - ссылка внизу,
на заглавной странице.

Второе послесловие:
А вот и пришло извещение с небрежным извинением на английском языке о том, что
моя страница в Инстаграме разблокирована и «следует посещать ее». Боюсь, обманутого доверия уже не вернуть. Останусь ВКонтакте.

Фото: Г.Коревых