Жизнь сталкивала меня раньше со многими неожиданными людьми, особенно в те времена, когда я была одержима фотографией и была полностью поглощена созданием портретов.
Просто, в силу обстоятельств, моделями моими по большей части были тогда актеры. Но они не были самоцелью, - ведь я просто искала визуальные образы. Среди актёров были очень известные, но ненавидевшие фотографироваться, потому что статика фотокадра не позволяла им фонтанировать. Они возмущённо говорили:
- Я не знаю, что мне делать перед фотоаппаратом!
Талантливых, между прочим, это не касалось: шестое или иное чувство всегда точно подсказывало им, что ‘делать’ ничего не нужно. Они могли быть безмолвны и неподвижны, но приковывали к себе взгляд энергетикой.
Такой была и Светлана Копылова, которую меня попросили снять для кино-издания. Среди актерской братии она выделялась не только природной красотой и органичностью, но и непредсказуемостью в лучшем ее проявлении.
Профессиональна та, ещё незнакомая мне, Светлана оказалась исключительно. Она не только заботилась о форме, но и предлагала один сюжет съёмки за другим. В этом мы совпали абсолютно.
Первой моей задачей было выявить в фотографиях ее красоту, пластичность. Светлана в каких-то ракурсах соперничала с Катрин Денев: точеное лицо, роскошные некрашеные волосы природной блондинки, тонкая кость, изящные жесты. Меня удивило то, что в кино не оказались востребованными эти привлекательные стороны.
Очередной раз я внутренне сокрушалась о неумении российских режиссёров запечатлеть женскую красоту на экране так, как это сделал Голливуд, французы и итальянцы.
...Моей модели была близка также характерность, что дало ей возможность создать прекрасные роли в кино, но мне кажется, экран раскрыл лишь некоторые ее грани, не заметив большого потенциала. Оттого эта сильная творческая натура, не став прозябать в ожидании ролей, ушла в авторскую песню и в качестве поэта и композитора подарила впоследствии немало произведений звёздам эстрады...
Но то был ещё кинематографический период ее биографии. Хрупкость Светланы подсказала мне снять ее в пуантах и пачке - она чутко и интересно отыгрывала любой предложенный сюжет. Съемка вышла удачно, и один из цветных снимков «балерины» был опубликован в календаре Киноцентра за следующий год. Никто тогда ещё не подозревал, что индустрия советского кино вскоре пойдет на дно, и далеко не у всех моих моделей сложится актёрская или иная карьера.
Из поколения молодых и ещё не знаменитых актрис, чьи портреты я снимала в то время, в своей профессии прославились лишь Елена Яковлева и Ингеборга Дапкунайте. Проявила характер на телевидении, став знаменитостью, но осталась актрисой одной роли Лариса Гузеева. Мелькают на площадках ток-шоу и страницах светской хроники моя великолепная модель Ирина Цывина, красавица Вера Сотникова, снявшаяся в главной роли сериала о Людмиле Зыкиной. Украшает питерскую арт-элиту эстетка и авангардистка Ирэна Куксенайте, иногда снимаясь в эпизодах. Классическая красавица Елена Караджова, блеснувшая в образе Натальи Гончаровой, была моей любимой моделью, с которой мы снимали массу портретов, сюжетов и сделали три музыкальных видео-клипа. К сожалению, пик ее формы пришёлся на кризис кино.
В моем фотоархиве живут всегда молодые Татьяна Друбич и Ирина Алфёрова, Елена Яковлева и Александр Филиппенко, Марина Зудина, Родион Нахапетов и Константин Кинчев, Юрий Беляев и Отар Иоселиани. Золотым бликом в сумерках выдает себя Оскар на крышке рояля в элегическом портрете композитора Вячеслава Овчинникова. А еще - десятки маленьких звёздочек и ушедшие незабываемые звезды кино, оставшиеся живыми в памяти, - в своих работах и на портретах, которые я перебираю, погружаясь в Золотой век: Александр Абдулов, Игорь Старыгин, Андрей Болтнев, Донатас Банионис, Александр Пороховщиков, Вера Глаголева, Валерий Приемыхов, Ирина Метлицкая,Эльдар Рязанов...
Но вернусь к фотосъемкам со Светланой Копыловой. Мы снимали несколько раз и сделали непохожие сюжеты: просто официальный коммерческий - в бирюзовом, имевший успех (шикарным туалетом в нем стал хитро задрапированный шелковый шарф, имитирующий вечернее платье).
А ещё - элегантный черно-белый портрет в костюме балерины: на общем и крупном планах, из которых я никогда так и не смогла выбрать лучшего. На общем Светлана была талантлива своей пластикой, а на крупном - портрете - в центре было наполненное внутренней жизнью лицо.
Ещё мы сделали снимки, которые мало кого могли заинтересовать, кроме нас. Из ее текущего спектакля - в костюме абстрактной средневековой монахини. Я надеялась извлечь из этого сюжета внутреннее наполнение, но мягкого плоского освещения для этих целей видно было недостаточно, а пойти на строительство световой драмы я не решилась. Дело в том, что чёрная и белая ткань, полностью окутывавшие голову и фигуру, оставляли мало пространства для выразительности: треугольник лица и кисти рук. В качестве бегства от аскетизма кадра и нерешённой психологической и эстетической задачи я сделала нехитрый концептуальный вариант: черно-белая монахиня, закованная в крупную алую цепь. Хотелось, чтобы вспышки цвета: алые сполохи фона над головой и красная цепь, рассказали о подавленных чувствах. Композиция не ожила. Это было моей неудачей.
Но Светлана была надежным союзником по съемкам: неутомимая, горящая и богатая идеями. В журнале «Советский экран» был разрешён специальный молодёжный выпуск, подготовленный новым поколением и рассказывающий о нем. Молодежная редакция была охвачена стремлением раздвигать рамки дозволенного. Мне заказали обложку ню, - но в строгих рамках приличия. Я делала различные варианты, но ни один из них не устроил редакцию. Опубликован был совсем иной жанр.
А в то время, когда поиски ещё только шли, во время фото-сессии Светлана напомнила мне знаменитый кадр с Клаудией Кардинале из фильма Феллини, Она предложила повторить его композицию. Это была оригинальная идея:
- Ты помнишь, как она сидела, обхватив руками колени? Если я сяду так же, будет впечатление, что я обнаженная, но ничего, кроме рук и ног, не будет видно!
Мы начали выстраивать кадр. В фильме Кардинале сидела на ступеньках римского палаццо. Мы снимали в моей четырнадцатиметровой комнате. Оглядевшись, я поняла, что ступеньки мне заменят толстые кирпичи словарей. Соорудив помост, я удостоверилась, что актриса приняла условия и включилась в действо. Оставалось лишь выхватить светом нужное и отсечь лишнее...
Тот целомудренный и лаконичный кадр ню испугал редакторов кино изданий, так и не опубликовавших его (кроме, если не ошибаюсь, вильнюсского «Кинас»). Но повинуясь причудливым извивам судьбы, он был увековечен в одном из последних больших советских художественных альбомов «Элегия», куда попали два моих фото.
Светлана Копылова оставила у меня впечатление натуры яркой, сильной, одаренной и деятельной, во многом не похожей на своих собратьев по цеху. Самодостаточная, никого не копировавшая сибирячка (которую я какое-то время считала белоруской). Это - человек, способный создать свой мир, наполнить его музыкой и гармонично жить с открытым сердцем, соединяя небесное с земным.
Послесловие:
другие фото Светланы уже нельзя увидеть на моей странице Инстаграма -
Galinakorevykh - потому что ее заблокировала администрация, не ответив почему.
Все фото я уже начала выкладывать на своей странице ВКонтакте - ссылка внизу,
на заглавной странице.
Второе послесловие:
А вот и пришло извещение с небрежным извинением на английском языке о том, что
моя страница в Инстаграме разблокирована и «следует посещать ее». Боюсь, обманутого доверия уже не вернуть. Останусь ВКонтакте.
Фото: Г.Коревых