Еще не вечер

Александр Андриевский
                Ещё не вечер.
               
                ( отрывок из повести "Пред именем твоим).

Ноябрьские сумерки тихо, и незаметно опустились на небольшой сибирский город ***. В многочисленных окнах, жилых благоустроенных домов, загорается электрический свет.               
Белым, жёлтым, и оранжевым светом  светят уличные фонари, стоящие, по краям автомобильных дорог. Белый пушистый снег падает на дома, на деревья, что находятся возле них, и, в небольших, лесных массивах . Его крупные хлопья, в вечерних сумерках, сливаются, и похожи на струи белого дождя. Порывистый ветер играет ими. От его резких порывов, они раскачиваются в холодном воздухе в стороны, словно танцуют.
   
Жёлтым, электрическим светом, светят окна трёхэтажной средней городской школы. Вечер. Учащиеся во вторую смену ученики, после окончания занятий в классах, начинают расходиться по домам.
Гаснут на этажах школы, в классных кабинетах, электрические лампочки, но на третьем этаже, в одном из кабинетов, по-прежнему светло. На этом этаже, в  кабинете  третьего класса "б", классным руководителем которого является Светлова Анна Ивановна, сегодня состоится школьный вечер.
Ученики её третьего класса "б", в недавно прошедшей  Олимпиаде по математике и русскому языку, среди городских школ, заняли несколько первых мест, но не только подведению итогов прошедшей Олимпиады, будет посвящён вечер, который должен состояться в кабинете класса; на  школьном вечере,  Анна Ивановна хочет поговорить с родителями своих учеников, о дальнейшем воспитании их детей. Как бы это странно, и страшно не казалось, ей хочется поговорить о наркомании и наркомафии, которые яростно рвутся с улицы, за стены, в школу.
 
В обществе, после распада Советского Союза, упали нравы, в городе давно гуляет спид. О компьютерных играх, губительно действующих на детскую психологию, нужно поговорить. Следует поговорить и о боевиках, идущих на экранах отечественного телевидения.
Многое, из негативного, того, что есть в современной российской действительности, не запретишь, но об опасности, что исходит от выше перечисленного, нужно говорить во весь голос и бить тревогу.
 
О многом, если быть честными перед собой, можно было бы говорить в процессе учебного года, но всё дело в том, что после проведения школьного вечера, Анна Ивановна уезжает из города ***, в город Новосибирск, в котором будет жить с мужем и сыном.

Её рабочий стол, как всегда, стоит на своём прежнем месте, возле окна. Она сидит за ним, на стуле. Посредине стола лежат: классный журнал и раскрытая общая тетрадь, в клеточку. В большой, красной кожаной сумке, что стоит под  ним, лежат, недавно купленные ею художественные книги, - её подарки  ученикам третьего класса "б".   
В классе, вместе со своими детьми, сидят за партами, несколько взрослых людей. Они - родители учеников.

На присутствующих в кабинете класса учеников, и их родителей, Анна Ивановна, не смотрит. Боковым зрением она хорошо видит, что не все ученики её класса сидят за партами с родителями, а потому,  не спешит начинать в нём школьный вечер.

В раскрытой общей тетради, лежащей перед ней на столе - план подведения итогов прошедшей Олимпиады, среди школ города: по математике, и русскому языку. В ней, она делает пометки, ставит галочки.
Пока есть время, листает её и находит  нужную тему : « Словообразование в Русском Языке». Здесь же, внизу пометка: «  Слова - сорняки».

«Нужно поговорить с учениками о том, как в Русском Языке появляются подобные слова», - думает она.- Поговорить с ними о том, как этими словами унижается достоинство страны и людей, живущих в ней".
После этих мыслей, обводит галочку кружком, смотрит на учеников класса, и их родителей, пришедших в кабинет класса, на школьный вечер.
« Как же они выступят перед родителями?»- задаёт себе вопрос. Сердце её бьётся в какой-то непонятной  тревоге. После этого возникает  состояние, такое, как если б миллионы невидимых игл вонзились в него со всех сторон.

« Смогу ли я сегодня, как всегда, провести  в классе школьный вечер?» На этот очень трудный вопрос, у неё ответа нет. В голове шум от внутреннего напряжения, в  висках пульсирует кровь. Непонятно, то ли в висках, то ли в средине головы,  высоким дискантом словно звучит неведомая металлическая нота.

Непроизвольно, коснувшись, головы двумя руками, смотрит на наручные часы, что надеты на левой руке. : « Ещё рано!»- она облегчённо вздыхает.

Лёгкий шум, который слышит в классе, не отвлекает её от тяжёлых дум. Он, кажется ей шумом от собственных мыслей: так воспринимает она разговоры учеников с  родителями.

Взглядом, тёмных, коричневых глаз, провожает родителей учеников, которые  приходят в кабинет класса, на сегодняшний вечер.

Всё, что происходит в кабинете класса, мне хорошо видно. Вот уже как тридцать минут,  сижу с Ваней на первом ряду, за его партой. Иногда, я смотрю на Анну Ивановну и стараюсь представить в своём воображении всё, о чём она может думать, в настоящий момент. Зрительной памятью, пытаюсь нарисовать в нём,  внешний её портрет. 
Все мои попытки сделать это, терпят сокрушительное поражение. Когда  смотрю в окно, моя зрительная память рисует её лицо светлым. Я поворачиваюсь в её сторону и вижу, что оно смуглое.
Осознавать такое противоречие, мне очень непривычно: для меня, оно- очередная загадка.
После этого, в воображении своём, вижу картину знаменитого художника Эпохи Возрождения - Рафаэля, названную им : «Сикстинская Мадонна».
Красивая, молодая женщина, изображённая на ней, бережно держит в руках младенца. Она несёт его к людям. Её лицо, «светится» светом Любви и Добра. Перед  нею, по  бокам, стоят на коленях люди.

Наверно, тем же светом Любви и Добра, которое освещает её душу, похожа Анна Ивановна на рафаэлевскую мадонну! Подобно ей, передающей своего младенца людям, походит  на неё, потому что, сегодня, на школьном вечере, она передаст судьбы своих учеников, в руки нового классного руководителя, которая придет на школьный вечер, в кабинет третьего класса "б".
 
Далеко не безоблачными были для неё два прошедших года. Жизнь разделила в 90-ых годах людей, живущих в России, на два противоположных «полюса».   
В первом классе было противостояние родителей между собой и классным руководителем. Некоторых из них, не устраивало обстоятельство того, как она планировала проводить все школьные мероприятия.   
Самые  обеспеченные,  предлагали такие требования, что большинство всех родителей её учеников, буквально  восстали  против них.

Под  натиском завышенных требований некоторых родителей, Анна Ивановна, не сломалась, но решительно заявила им о том, что учить своих учеников она будет, согласно, установленных норм, и правил. Выполняя, все правила и нормы, установленные Министерством Образования, работала честно и  добросовестно. 

В человеческой жизни бывают такие минуты, или мгновения, когда произошедшие,  и происходящие события, заставляют людей по-новому посмотреть на то, что происходит в мире, пересмотреть своё отношение к ней.

Сегодняшний школьный вечер, который, скоро состоится в кабинете третьего класса "б" - это и есть такое событие, не только для учеников, но и для их родителей.В числе этих людей, нахожусь  и я. Как отец ученика, учащегося в этом классе,  думаю о довольно сложной жизни: "Часто ли мы, современные люди, живущие в век атомных, и компьютерных технологий, вошедших в нашу жизнь, задумываемся, над  такими простыми словами, как человек- странник на земле?   
Заботы, окружающего нас мира, его суета, и, наконец- житейские страсти, одолевают нас со всех сторон. Все мы, земные люди, суетимся в борьбе за жизнь, порою, даже за простое, физическое выживание в ней. Нет ничего вечного в этом  подлунном мире.
Однажды, приходит время, когда простые слова: «человек- странник на земле», перестают  быть простыми словами. Глубокий, философский смысл, вложенный в них изначально, перестаёт быть, простым философским понятием или образом, но становится жестокой жизненной реальностью!
Тяжёлым бременем, порою, непомерно-тяжёлым грузом, ложится на человеческую душу эта реальность. И тогда, вся жизнь, прожитая человеком, и, ещё не прожитая, предстаёт перед ним во всей своей полноте, значимости, требует от него не только  ответа, но так же ставит  ему свою оценку.
Нельзя, и просто невозможно, человеку убежать от самого себя, в такие минуты, и мгновения своей жизни! Суд собственной совести - беспощаден! В такие мгновения жизни,  человек не может сделать себе снисхождение, чтобы  оправдать себя! Мне почему-то кажется, что взрослые люди, родители учеников  третьего класса "б ", задумались о своей жизни, точно так же как и я. Для этого есть не только повод и причина, но прежде всего событие, что скоро произойдёт. Событие, никого не оставит  равнодушным, кто будет присутствовать на сегодняшнем, школьном вечере! Это событие - предстоящий отъезд  из нашего города школьного учителя,- классного руководителя  третьего класса "б".

Дети, они ещё острее и больнее, чем взрослые люди, переживают предстоящее расставание со своим классным руководителем. В разговорах между собой, они давно назвали сегодняшний вечер «прощальным». Быть может, только сегодня,  некоторые из них, впервые в своей жизни, задумались о несправедливом, а иногда об очень жестоком устройстве, окружающего их, со всех сторон мира.

«Повезёт же тому, кого будет учить наша Анна Ивановна! Она, никого и никогда не обидит даже словом! Когда мы вели себя неправильно, плохо, даже тогда, она, не сказала: - Ванька, Мишка или Машка! От неё мы слышим: - Ваня, Миша или Маша.
«А что будет, если у нас, после неё будет злая учительница?»- такой разговор  слышал однажды, когда приходил в школу.

Может быть, поэтому, мне так понятно  сегодняшнее настроение детей? Их «сегодняшние» глаза, говорят мне о многом.

Вот сейчас, когда смотрю на них, и вижу их серьёзные глаза, грустные лица, то  мне передаётся их настроение. Мне становится очень грустно. Вот, например, сидит на третьем ряду парт, со своей бабушкой, пришедшей на школьный вечер, Ванин одноклассник - Миша Петров. Его голова опирается на руки, локти которых широко раздвинуты по сторонам, разрез глаз на его скуластом лице из-за этого стал каким-то азиатским. Глядя на него, я думаю: «Где же находится сейчас Мишка? Где, в каких неведомых краях, ходит-бродит, его детская душа?  Может быть, сейчас, она бродит в просторах бесконечного космоса?" Может быть, гуляет по улицам города Новосибирска, куда вскоре уедет руководитель третьего класса "б" - Светлова Анна Ивановна?»

Маша Петрякова, Ванина одноклассница, со своей мамой, сидит на второй парте, второго ряда. Иногда, она смотрит в нашу сторону. Сначала, «бросит» любопытный взгляд на меня, затем, смотрит на Ваню. Я улыбаюсь, вспомнив о том, как порой  слышу её певучий голос в трубке телефона. Частенько она звонит ему и спрашивает  его о школьных заданиях, которые забыла записать в дневник или в тетрадь.
Случается такое, что его в это время дома не бывает, а поэтому, вместо него, разговариваю с ней, и слышу в трубке телефона её  певучий голос: «А Ваня дома?»
 
Всё, что вижу сегодня, что переживаю душой, заставляет меня снова смотреть на Анну Ивановну, сидящую, за своим рабочим столом. Наверно, не только для своих учеников она является учителем, но и для нас - их родителей! Даже для меня, взрослого человека, она стала учителем, когда ненавязчиво, тактично, заставила  изменить взгляд, на меняющийся мир. Её слова «Как бы не было вам тяжело в этой жизни, но человеку, находящемуся рядом с вами,- улыбнитесь! В солнечный день,  сумейте порадоваться солнечному лучику!». Эти бесхитростные слова, помогли и  помогают мне  переживать жизненные трудности.

Много хороших и добрых слов скажут сегодня в её адрес не только её ученики, но и все взрослые люди, кто пришёл, и, кто придет на вечер. Без всякого сомнения - это будут слова любви к ней, слова искренней признательности  и  уважения!

Но всегда ли, самые «высокие» из них, передают точно наши чувства? Нет! Они не смогут их передать. Слова стихотворения Николая Алексеевича Некрасова,посвящённое им своему другу и учителю Ивану Панаеву, хорошо передают мои сегодняшние мысли, и настроение.
На сегодняшнем, школьном вечере, мне, как одному из родителей  ученика третьего класса "б", представят слово для приветствия ученикам, и их классному руководителю. После стихотворения Н. А. Некрасова, посвящённого учителю, я скажу всем взрослым и детям, кто будет присутствовать на вечере: - Мне бесконечно жаль, что от нас всех уходит то хорошее, к чему мы так и не успели привыкнуть!   
Друзья! Будем всегда в жизни такими людьми, какими мы бывали на школьных вечерах, которые проводила Анна Ивановна! Навсегда запомним, и сохраним впамяти всё хорошее, что есть в нас.
Время, бессильно перед человеческой памятью,  хранящей, нравственные, и духовные ценности, которые нам дала школа!
Нам с вами, не следует грустить! Будем же радоваться тому, что у нас есть школа! Значит, в наших сердцах и душах, будет жить любовь, и уважение друг к другу, любовь к нашей Великой Родине - России!
Сегодня, мы пришли на школьный вечер. Много хороших и светлых минут предстоит нам всем пережить. Порадуемся  тому хорошему, что ожидает сегодня нас.  Улыбнёмся друг другу и скажем: «Ещё не вечер, друзья! Ещё не вечер!»