Трейлер ментального фильма о Времени

Япет Сатурнов
     О чем думаю?
     Да все о времени…
     Существует ли время? Так поставленный вопрос сразу же вызывает недоумение и затруднение с ответом. Кто-то говорит да, кто-то нет. Определиться может помочь уточнение, – существует, как Что?
Время, как слово, существует несомненно. Существует, как понятие, именуемое этим словом.


     Так, что же такое время?
     С точки зрения наблюдателя.Поскольку, только ему одному и доступен мир, только он дарует миру бытие своими описаниями его явлений и рассуждениями о нём.

     Мир без наблюдателя – ничто. Некому его почувствовать, составить представление о его явлениях, именовать его, рассказать о нем... Некому и не для кого, да и не о чем... Его некому даже представить! Полное Ничто такой Мир.

     Сотнями, десятками тысяч, миллионами измеряется количество пытавшихся дать  определение понятию Время?
 
     Люди наблюдают изменения как в окружающем мире, так и в себе самих, поскольку, даже если вокруг не происходит никаких изменений, в самом наблюдателе стучит сердце, бегут мысли, бурлят чувства. Люди пытаются упорядочивать свое житье-бытье распределяя события, хранящиеся в памяти, наблюдаемые в текущем моменте, планирующиеся или клубящиеся в виде предположений, желаний, потребностей и замыслов по их воплощению. Разложить их  по полочкам прошлого, настоящего, будущего.

     Даже если человек совсем один, один одинешенек… он не совсем одинок. У него есть он сам, с которым можно обсуждать в лицах всяко разно. Но и в таком случае возникает необходимость в каких-либо знаках, символах, языке для обозначения, описания вещей и событий, являемых ему окружающим миром.

     Субъективность? В какой-то мере, да! Объективность устанавливается, как предмет общественного сговора субъектов права. Объективность такого события, как периодичность включения таймером освещения в аквариуме, может быть возведена его обитателями в ранг Абсолюта.

     За долгую историю попыток осмысления понятия Время людские мнения разделились на признающие существование времени как некоей субстанции, которую можно измерить. Как объективную  форму бытия в которой всё существует. Иначе — как субъективного условия чувствования.
     И на мнения, отрицающие существование такой субстанции, представляющие время просто удобным для жизни параметром.
 
     Попробуем поискать точки соприкосновения позиций, а желательно, найти общие основания представлений о Времени.

     Что? Где? Когда? Почему? Эти вопросы, как ножки стола, поддерживают плиту человеческого понимания, его мировоззрения.

     В поисках ответов на эти вопросы человек, будем считать, уже определившийся с тем, что он, как «Я», отличается от всего другого, что «не Я», ищет способы определения себя среди того, что «не он».

     Можно предположить, что «загадочное» понятие Время и заключает в себе один из таких способов описания субъектом своих представлений о явлениях мира. Как и другие «загадочные» понятия,–Пространство, Энергия, Сила... Время, как длительность и пространство, как расстояние, оба через дление восходят к категории количества. Но считать, пока что, ничего не будем. Потом, как-нибудь, коли досуг случится. Лучше отправимся к истокам с целью обретения более-менее твёрдой материальной почвы под ногами.

     Основание же появления и существования такого рода, обозначенных выше, способов, можно попробовать поискать в Априории,— приграничной области непосредственного контакта Я с не-Я. Где проявляется фундаментальное свойстве всего живого – раздражимость. Или чувствительность, в применении к человеку. Так благозвучнее. И важно, так как интуитивно  показывает перенос на свои творения определений и именований из словаря описания себя любимых. Чувствительность прибора, например.
 
     Почему из всех свойств, определяющих живое, положением в основание рассуждений выбрана именно раздражимость? Да, хотя бы из тех соображений, что это, прежде всего, способность различать одно от другого. Сытое состояние от голодного, для формирования потребности в пополнении организма энергией. Дабы не помереть с голода. Тогда другими свойствами нечего определять будет. Очевидно, это касается всего биологического живого. Поскольку, в отличии от искусственного, как активно, так и пассивно живущего, биологический организм с прекращением жизни начинает необратимо разрушаться. Чем, по-видимому, и обусловлено существование инстинкта самосохранения, стремления к сохранению жизни.

     В самом деле, самое первое живое, самый первый наблюдатель, отрастивший (лично я не верю в возможность самопроизвольного одномоментного возникновения сложных систем , не имеющих возможностей целеполагания друг в друге, в одном организме... Поэтому, отрастившее… или созданное таким) себе первый орган чувств , сначала, по-видимому, внутренний, чтобы с голоду не сдохнуть, одномоментно обрел память,— Было же сытно! А теперь голодно! — и какой никакой Разум, решающий проблему пропитания. Самому себя жрать, как-то не по себе, хотя аутоканибализм и встречается в природе. Надо искать еду, съедобную, кстати, где-то вне себя. То есть, получается, даже в простейшем виде организму одним каналом чувствования не обойтись. Живой клетки это, по-видимому, тоже касается.

     Рассматривая с функциональной точки зрения живое самого простейшего уровня, можно предположить необходимость обладания им функцией чувствительности к воздействию мира, функцией хранения комфортного состояния и функцией определения отношения текущего сигнала и предыдущего, хранимого в памяти.
Разумеется, принципы организации и реализации этих функций могут принимать самые разнообразные формы на всех уровнях развития всего живого.

     В отношении исследования интересующего нас понятия времени, можно заметить, что прошлое и настоящее обусловлены самим принципом организации процесса чувствования на самом элементарном уровне живого. В необходимости сравнения значения предыдущего с текущим. Причем, текущее становится предыдущим в момент раздражения. Возникает «Стрела времени», так сказать. Самая удачная модель этого процесса- кинопленка. Отснятые кадры /наблюдения — прошлое, фиксирующееся в чувствительном слое текущего кадра/наблюдения — настоящее, еще не отснятые кадры — неопределенное будущее… На простейшем уровне номера кадров/наблюдений не назначаются и количество их не подсчитывается, поскольку Сознание, уровня способности совершать такие операции, о них еще ничего не знает и, неизвестно, узнает ли. Имеет значение только дискретизация стимула мира  органом чувства, выражающаяся в формировании единичного нервного импульса, запоминания предыдущего, становящимся таковым в момент появления нового текущего, и сравнение их.
 
     Существенными признаками происходящей в Априории разумной деятельности могут быть отмечены наличие пороговых уровней раздражения и синаптической пластичности, подготавливающих предмет чувственного опыта, пригодный для осознавания. Именно в Априории возникает, то, что можно назвать элементарным актом наблюдения – факт реакции на стимул. Это еще не опыт.
И там же, по-видимому принимается разумное решение о его игнорировании или необходимости формирования сигнала органа чувства, акта наблюдения следующего уровня. К примеру, пуля, пролетающая мимо глаз, «невидима» сознанию, ракета же, обладающая такой же скоростью, но большей протяжённостью, воспринимается явно.
Конечно, глазу ничто не мешает увидеть летящую пулю,– «смотреть» надо чаще! Это «смотрение чаще», то есть изменение частоты нервных импульсов и может создать ощущение «ускорения» времени. Изменяется не так называемая «скорость времени», а «Частота времени», представленная вполне себе реальными нервными импульсами.

     Каждое элементарное наблюдение, можно сказать – событие, несёт порядковую и содержательную составляющую. И вот эта порядковая часть раньше–позже, и создаёт ощущение потока, хоть событий, хоть наблюдений. Последнее мне нравится больше, поскольку отражает необходимость наблюдателя, то есть, живого. Потому как после смерти последнего биологического живого, окончания зарядки в аккумуляторах технического живого и разрушении последнего знака/символа – пассивной формы жизни, следа, оставленного разумом, события, как таковые (пока мы живы, на основании накопленного опыта мы можем это предполагать ), продолжат происходить, только никому об этом не будет известно...
   
     Таким образом,порядок передачи нервных импульсов, один за одним, а не наперегонки,в канале чувствования,может являться основанием возникновения представлений о таком феномене, как Время.
Реализация вышеупомянутого Способа, основанная на функции чувствительности,заключается в соединении в едином нервном импульсе информации о  порядковой единице( факте самого импульса)с его содержанием( источник импульса), передаче этой информации к нейрону-анализатору, сравнении с предыдущей подобной информацией.
 Текут именно и только — наблюдения; происходит/изменяется что-то именно в наблюдениях...

     Из потока сигналов органов чувств Разум и строит свои представления об окружающем мире, включая собственный организм, в котором он вынужден бытовать.
Интересного в мире много. Как успеть все отнаблюдать? Спать, есть, отдыхать тоже надо. Так, наверное, возник в языках вопрос — Когда?
Понадобилось человеку для облегчения организации своей жизни приспособить что-то неизменное, очевидное для всех и самое главное, доступное счету, названное впоследствии Временем.

     Для начала, оказалось достаточным чередования дней. Чтобы договариваться о совместной охоте или рыбалке такой точности хватало. Но с появлением жен, то есть Женщин, имеющих «право», появилась необходимость успеть сделать что-то тебе совершенно не необходимое, но нужное позарез для семьи. Алчное набивание событиями каждого момента требовало от человечества совершенствования способов организации совместной жизни. Так люди и совершили качественный, доступный только творческому сознанию, переход от использования природных периодических явлений к созданию своего собственного искусственного периодического процесса, поставили себе на службу – Единый Равномерный Ритм.

     Предметов интереса в мире тьма тьмущая, поэтому пришлось абстрагировать наблюдения в безликие единицы Ритма.
Появилась счастливая возможность начинать счет наблюдениям за различными явлениями с момента возникновения интереса к каждому из них, и продолжать их пока необходимо, на этом общем ритме, а также согласовывать события общественной жизни.
Ритмом назначались моменты актов наблюдений интересующего Разум состояния окружающего мира. Единицей времени стал выбранный период следования этих моментов.
Определение длительности интересующего явления превратилось в подсчет количества наблюдений, следующих со стандартной частотой.
Говорим:«на десятой секунде», понимаем,что в десятом по счету наблюдении. Говорим:«Момент времени», понимаем — момент наблюдения.
Говоря:«течет время», понимаем — текут наблюдения.
Упорядочивание рассудком посредством натурального ряда последовательности наблюдений создает ощущаемую направленность течения наблюдений/времени. Обусловленную, как предполагалось выше, механизмом чувствования во глубине организма.

     Часы — устройство для задавания единого равномерного Ритма, а не измерения чего-то текущего... Каждый "тик" может использоваться заинтересованным Разумом как начальный момент наблюдения, а каждый "так" — как конечный. Очень удобно оказалось.
Все! Завел будильник и спи спокойно! Компьютер сам отнаблюдает чего надо и график построит изменения интересующей величины в соответствии с заданной частотой наблюдений, или, как привычно говорят — изменения  чего-то там во времени.
Все усилия человека теперь направлены на повышение точности задавания своего изобретения – ритма-времени. Начав с использования природных ритмов «восход-закат», промаявшись с механикой, не добившись от своего творчества ничего кроме красоты и дороговизны, человек опять взял на службу времени природу, в виде изотопов, обеспечивающих, пока что, необходимую точность задавания Времени.

     Подводя итог попытке определить понятие Время через поток наблюдений субъекта за явлениями мира можно заключить следующее:

1. Основания представлений о темпоральности могут быть заложены в организации чувствительности живого;
2. Представления о направленности "течения времени" могут основываться на существовании функции памяти в органе чувств;
3. Время, именно, задается часами для организации описания событий жизни;
4. Наиболее удобной формой представления времени оказался единый равномерный ритм. Заданное И.Ньютоном абсолютное время.
5. Время берёт основание в порядковой части наблюдения.
6. Самая удачная модель времени – кинопленка. Отснятые кадры – прошлое, фиксирующееся в чувствительном слое текущего кадра – настоящее, еще не отснятые кадры – неопределенное будущее... Где моменты времени/наблюдений представлены номерами кадров, но не их содержанием.
*****
Добавление по итогам дискуссии при обсуждении  рецензии Любомира Павлова.
"Уважаемый Любомир!
В целом Вы меня поняли правильно.
Однако, для пользы дела, сделаю сухую выжимку тезисов в четырёх пунктах.
1. Понятие Время заключает в себе способ описания представлений о явлениях мира.
2. Физический смысл этого понятия, - единый равномерный ритм. Задаваемый любым периодическим процессом, - движением планет, техническим устройством, излучающим веществом и пр.
3. Математический смысл данного понятия,- числовая нумерация единиц ритма и подсчёт их количества при определении длительностей.
4.Сущность Времени, - порядок описания наблюдений. Основанный на фундаментальном свойстве всего живого - чувствительности(раздражимости)и заключающийся в дискретизации стимулов мира, формировании элементарного наблюдения соединением в нём единичности импульса(порядок) с содержанием информации о его источнике(канале чувств.),последовательной передачи потока дискретных данных, анализ последовательных значений, формирование действия реагирования."
****

Подробности, включая список литературы для заинтересовавшихся следуют.