Воспоминания идиота

Сам-По-Себе
"Воспоминания идиота"

Теперь и самому уже трудно понять, что заставляло меня совершать всяческие нелепые трудовые подвиги в гидробиологической молодости. Ведь практически всегда они явно были следствием отвратительной организации работ. Ох и щедро было тупое, жадное, сволочное и безжалостное начальство на невыполнимые задачи. Теперь-то понимаю, что единственным разумным ответом на них был бы отказ в грубой форме. И пусть бы себе горе-организаторы сами разбирались с заказчиками и возвращали им деньги. Так нет же, по молодости и крайней глупости казалось мне, что работу надо выполнить в любых условиях. Тьфу… что с дурака взять, право слово.

Особенно богат был на такие ситуации непредсказуемый ноябрь. Месяц, когда хрен подгадаешь, что там творится с ледовой обстановкой на далёком водоёме в другой губернии. Как-то, будучи аспирантом, приехал я на базу ГосНИОРХ в Псковской области – брать осенние пробы на озере. Один приехал. По технике безопасности этого делать категорически нельзя. Но кумушки-приживалки заведующей лабораторией гидробиологии больно уж ловки были на всякие отмазы. И я, как правило, ездил один, зато с кучей поручений от старших товарищей – отобрать пробы и им тоже. А чо, заодно, раз уж еду. Ну, молодому же не трудно. Ну, аспирантов же и положено всячески припахивать да гонять. Грузи ослика, пока на ногах держится и т.д.

Рассчитывали мы, что льда там ещё нет. А он уже был! Прозрачный, тонкий, и на лодке в озеро не выйдешь, и пешочком по нему ещё не пойдёшь. А возвращаться с пустыми руками обидно – это два дня дороги только в один конец, база в лесу на отшибе. Так я, дебил, что удумал тогда. Взял на базе лодку-"мыльницу" – мелкую пластиковую плоскодонку. Покидал туда снаряжение, да и вытолкал её на лёд. Руками, значит, за корму держусь, сверху навалившись. И, скрючившись таким манером, шагаю по льду, пихаю лодчонку перед собой. А лёд прозрачный, как стекло. Гнётся, мелкие трещинки по нему идут. Снизу меня окуни рассматривают. Озеро порой тихо так, утробно стонет – морозец ударил, лёд растёт… И как только под ногами треск, лёд ломаться начинает – сразу же ногами резко толкаюсь и, рухнув пузом в свою мыльницу, качусь на ней, как на саночках, прочь от разлома. Потом потихоньку ногами лёд пробую – и дальше так же, враскоряку, малым ходом. Так по озеру и гулял. Ничего, не потоп, целым вернулся. И пробы все взял. А нафига, спрашивается?

Другим ноябрём так же послали нас на далёкое лесное озеро. На сей раз вдвоём с ещё одним таким же деятелем, тоже аспирантом. Тоже обещали открытую воду, а попали мы на толстый уже лёд. Из инструментов на месте удалось раздобыть только топор. Так один олигофрен, стало быть, на носу лодки с топором лежал и канал рубил, а второй при этом лодку шестом удерживал. А озеро большое. А надо на его середину. Так и двигались еле-еле, несколько часов прорубались. Лёжа лёд рубить на морозе в мокром ватнике – так себе радость. Руки дрожат, не слушаются. Я под конец малость не рассчитал, обухом себе в глаз звезданул со всей дури. Напарник же чуть и вовсе из лодки не выпал. Но пробы мы в итоге героицццки взяли. Ну, не идиоты ли?

Ещё до аспирантуры делал я ноябрьскую же бентосную съёмку на озере в Лужском районе. Один, конечно, а как же. Вечереет, снег валит, озеро у берегов льдом схвачено. А мне как раз на мелководье-то пробы и надо брать. Дно там – песок да камни, и дночерпатель никак проб не берёт. Слишком лёгкий он, пробоотборник, для такого грунта. Придавить бы его чем слегка… То поверху скребёт, то камнем заклинивается. Не успеваю я ничего, а уже темнеет. По-нормальному – плюнуть бы да свалить. Но нееет, как можно-с. Раздеваюсь, ломаю пяткой лёд, лезу в холодную воду, встаю на дно, нагибаюсь – руками помогаю ковшу моему закрыться. Матерясь, лезу обратно в лодку, лязгаю зубами, растираюсь мокрым полотенцем, натягиваю промёрзлые мокрые шмотки, гребу дальше. Так по всему озеру съёмку и сделал. Потом водкой да чаем еле отпился.

Да мало ли таких историй было, что ноябрьских, что иных. Ну, и стоило ли так уродоваться? Тогда казалось, что да… А надо было послать начальство подальше с такими задачами – хотите, сами корячьтесь. Нет, всё-таки теперь молодёжь поумнее да попрагматичнее. Не думаю я, чтобы кто-либо сейчас такой хренью заниматься стал.