Из дивизионной газеты 1943 года

Алла Жарикова
 В действующую армию мой отец, Жариков Андрей Дмитриевич, прибыл в сентябре 1941 года из Тамбовского  Артиллерийского  Технического Училища девятнадцатилетним лейтенантом. Это был ускоренный выпуск. Он воевал на Ленинградском, Волховском, Степном, Втором и  Первом Украинском фронтах. Был ранен, контужен. В минуты затишья сочинял стихи и посылал их своей юной жене, Кате. Они учились в одном классе и ещё в школе полюбили друг друга. Некоторые стихи были напечатаны в дивизионной газете. Но поэзия не была его призванием.  Отец стал писателем прозаиком. Он писал в основном для юных читателей. Более трёх десятков книг вышло из-под его пера. Отец был членом Союза Писателей СССР, Союза Журналистов. Его не стало в 2005 году, а мамы в 2015-м. Родители прожили вместе 65 трудных, но счастливых лет. Разбирая их архивы, я нашла эти три стихотворения, написанные на сложенных треугольником ветхих листках. Листки рассыпались под моими пальцами, но мне удалось переписать стихи. Пусть они не совершенны, но это память о военных суровых годах, о тех, кто делал Победу.


Кате

Я в землянке сырой не один
Не один я, и ты не одна.
Догорает у ног из жестянки «камин»,
А в бойницу смотрит луна.

Я на плечи, накинув шинель,
Жду в траншее дневного рассвета.
Тишину разорвала чужая шрапнель,
Темноту осветила чужая ракета.

Ты в тылу, далеко до тебя.
Не обнять твои тёплые плечи,
Ну а рядом, кусты теребя,
Смерть – чернуха крадётся для встречи.

Я её не страшусь, расквитаюсь сполна,
Ты  со мной, в моём сердце, в груди.
Не один я, и ты не одна,
Ну а встреча у нас – впереди!


Повар Мотя

На опушке, сзади пушек
Возле чистого пруда
Кухня от врагов укрыта,
На два метра в землю врыта.
На два метра – это да!

Если нет лихого боя,
То с подъёма до отбоя
Там стоят за кашей
Все солдаты наши.

Я не вру, её Богу, сам
Командира встретил там.

Здесь военной тайны нет,
Я открою вам секрет –
Повар наш, ефрейтор Мотя,
Прехорошенькая тётя.


   После удачного использования в боях реактивных снарядов «Катюша» был создан более мощный снаряд. Его назвали «Андрюша» Вот такое совпадение – моих родителей зовут Екатерина и Андрей, Катюша и Андрюша.


Про  Катюшу  и  Андрюшу

Не даёт врагу пощады,
Очень милая, простая,
Мало требует снарядов,
Да к тому же холостая.
                Внешне очень интересна,
                Имя модное – Катюша
                От её весёлой «песни»
  У фашистов глохнут уши.
- Много ты побила фрицев,-
Командир сказал шутя.
- А теперь, как говорится,
Надо замуж бы тебя…
         И Катюша ждала это.
         - Я согласна, но скорей.
         Я влюбилась прошлым летом,
         А зовут его Андрей.
Парень крепкий, интересный
И поёт отлично он.
От его могучей песни
Сразу гибнет батальон.
          В тот же вечер на лужайке
          Стали свадьбу им справлять.
          Наш «Максим» на балалайке
                Взялся «Русскую» играть.
Кружатся огнём танкетки.
Ай да Катя и Андрей!
А бойцы желают: «Деток
 Народите поскорей!»
           Где «Катюша» и «Андрюша»
           Грянут  песенку свою,
           Там солдатам много лучше
           В наступательном бою.

Действующая Армия, 849 артполк.  Капитан А.Жариков.  1943 год.