3. Наиболее известные барды к нам не приедут

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Фототелеграмма о согласии приехать на фестиваль бардов «Песня-68». Согласие подписано Дуловым, Галичем, Кимом, Колесниковым, Райской, Егоровым, Хмельницким, Чесноковым и ещё одним бардом, подпись которого я не разобрал (возможно, Туриянским).


Фестиваль, ожидался, как крупное событие в жизни клуба «Под интегралом» и как значительное событие в жизни Академгородка.

К тому времени мы уже знали и любили творчество Булата Окуджавы, Юлия Кима, Михаила Анчарова, Юрия Визбора, Юрия Кукина, Евгения Клячкина, Владимира Высоцкого, Александра Городницкого Ады Якушевой, Новеллы Матвеевой. Из них на фестиваль приехал только Кукин.

Валерий Меньщиков рассказывает:

«Фестиваль мы первоначально планировали на ноябрь 1967 года. Ну, конечно, были идиотами, т.к. это была дата 50-летия переворота 17-го. Готовясь к фестивалю, мы рассылали приглашения всем известным уже тогда бардам».

Сергей Чесноков знает о приглашении на фестиваль известных бардов не понаслышке. Вот, что он писал об этом в одном из писем, Юрию Векслеру, готовившему передачу на радио «Свобода» к 45-летию фестиваля бардов:

                ЮЛИЙ КИМ

«Юлик был на конференции в Костерево под Петушками на берегу Клязьмы 27-29 (или 25-27?) мая, вместе с Галичем и другими бардами. Там была высказана идея фестиваля, когда все участники собрались на солнечной поляне рядом с Клязьмой.

Так что Юлик знал о фестивале. Среди приглашённых он был одним из первых.

Но в ходе идеологической свистопляски, связанной с 50-летием советской власти, усилились гонения на тех, кто подписал письма в защиту Даниэля и Синявского.

Юлик был среди них. Ему уже было запрещено публично выступать.

В то же время на 8 марта (т.е. на то самое время, когда в Академгородке должен был состояться фестиваль, в Политехническом в Москве была договорённость о концерте Юлика.

Это было важно для него и стало причиной его отсутствия на фестивале. Так у меня осталось в памяти.

Валерий Меньщиков в письме ко мне рассказывает, что Юлия Кима он приглашал лично:

С Юликом Кимом я разговаривал сам, будучи в командировке в Москве. Он ответил, что как только ступит на трап самолёта в Новосибирск, будет немедленно уволен из школы-интерната при МГУ.

Я думаю, что его ждали не только эти неприятности. О деталях стоит спросить самого Юлика».

Игорь Каримов, тогдашний председатель Московского клуба песни, в своей книге «История Московского КСП» с подзаголовком «Люди, события, факты, субъективный взгляд на объективную реальность», вышедшей в 2004, пишет об этом на стр. 81 кратко, но, по-моему, реальная обстановка в связи с неучастием Юлика передана точно:

«Среди московских авторов, поехавших на фестиваль, не было Юлия Кима.

Почему не поехал в Новосибирск Юлий Ким? А дело в том, что он вместе с другими представителями творческой интеллигенции подписал письмо в ЦК КПСС в защиту Юлия Даниэля и Андрея Синявского и к тому времени был уже «под колпаком» у КГБ.

И даже его концерт, заявленный на 8 марта в Политехническом, был под угрозой запрета.

… Концерт прошёл успешно, но это был последний концерт Юлия Кима. Потом его выгнали из математической школы МГУ, и он остался без работы, потом стал Юлием Михайловым и с концертами не выступал.

Только спустя 10 лет, в 1977 году мы сумели сделать его концерт в ДК «Москворечье», замаскировав под концерт выпускников МГПИ».

Есть и другое объяснение трудностей, которые воспрепятствовали поездке Юлия Кима:

«У Кима, – как говорит руководитель свердловской делегации на фестивале бардов Евгений Горонков , – были неприятности в связи с его поездкой в Свердловск и исполнением там «крамольных» песен, которые были записаны осведомителями и переданы в КГБ».

                ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ

Приглашать его, – продолжает Сергей Чесноков, теперь уже о Высоцком, – я ходил с Наташей Халатянц, которая вместе с Женей Райской и Ларисой Завалишиной участвовала в организации фестиваля.

Был февраль 1968, недели за две до фестиваля.

Мы пришли в театр на Таганке днём. Владимира нашли в его гримёрной, у старой сцены.

Он спешил. Мы в двух словах рассказали о фестивале. И, в частности, что Галич дал согласие.

Он выслушал внимательно и сказал, что не сможет приехать. Запланированы концерты, занят в театре. И выпустил на нас улыбку чеширского кота.

Почему-то именно это очень запомнилось.

Было такое ощущение, что он не поверил, что это что-то серьёзное. Туристы-гитаристы. И ему туда же предлагают.

Нам было жаль. Улыбка прямо врезалась в нас. Мы попрощались и ушли.

                ЕВГЕНИЙ КЛЯЧКИН

По поводу отсутствия Клячкина я спросил у Фрумкина и Меньщикова. Они причину его отсутствия не помнили, но какое-то объяснение я нашёл у Валерия Хенкина, министра танцев «Элита», он в этот период времени был премьер-министром «Интеграла».

Хенкин написал в своей книге воспоминаний «Охота на насекомых» , что причиной мог стать концерт Клячкина в Академгородке в 1967 году:

«Ожиданий моих концерт Клячкина не обманул. Но, странное дело. Многие были недовольны.

Евгений поделил зал на про- и контра-. Римский император, наверное, счёл бы это за свой большой успех, а Евгений наоборот такую полярную реакцию публики воспринял как свою большую неудачу и с тех пор обходил Академгородок стороной».

Так что, Хенкин считает, что Евгений Клячкин не приехал по личным причинам.

                РИЙ ВИЗБОР

– Визбор отказался. Деталей не помню, – пишет Сергей Чесноков.

                БУЛАТ ОКУДЖАВА

У Окуджавы были гастроли в Австралии. А ведь его прочили в президенты фестиваля.
 
                АЛЕКСАНДР ГОРОДНИЦКИЙ

Городницкий уехал в экспедицию.

                МИХАИЛ АНЧАРОВ

По какой причине на фестиваль не приехал Михаил Анчаров, мне установить не удалось.

                С АЛЕКСАНДРОМ ГАЛИЧЕМ всё было по-другому

С Галичем всё было по-другому. Сергей Чесноков рассказывает:

 «С Галичем я говорил после конференции в Петушках. Задолго до фестиваля, кажется, осенью 67-го. Он дал принципиальное согласие, дата фестиваля тогда ещё не была известна точно.

Всеми деталями его приезда на фестиваль (вплоть до билетов на самолёт) занималась Женя Райская.

Она вообще очень много сделала чёрной работы в период с июня 67 по февраль 68, чтобы фестиваль состоялся.

Её вклад в это событие незаслуженно забыт. Сейчас она (с конца 80-х, не помню точно), живёт в Германии».

О Евгении Райской (участнице фестиваля) и её семье я расскажу немного позже.

Она, приехав в Академгородок, вошла в оргкомитет фестиваля как полноправный член, и её деятельность высоко оценил Владимир Меньщиков, фактический председатель оргкомитета.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2018/08/18/121