16. История Трои

Юрий Козиоров
     1. ИАСИОН И ДАРДАН. Официальной женой Зевса была его сестра Гера. Другую свою сестру, богиню плодородия Деметру, Зевс тоже считал своей женщиной и впал в неописуемый гнев, когда узнал, что Деметра изменила ему и не с кем-нибудь, а с его же собственным отпрыском. Отпрыска звали Иасионом. Его вместе с братом-близнецом Дарданом родила Зевсу Плеяда Электра. Расскажем, как все случилось.
     У древних греков был довольно любопытный способ получать хороший урожай. Перед посевом озимых местный царь и жрица зерна сходились прямо на вспаханном поле. Сейчас этот способ за неимением царей и жриц неприменим, но в те времена он действовал безотказно. Деметра, влюбилась в Иасиона, познакомившись с ним на свадьбе царя Кадма и Гармонии, которая была дочерью Ареса и Афродиты, поэтому на свадьбе в качестве ближайших родственников присутствовали все олимпийцы. Когда осенью поля Кадма распахали под озимые, Деметра предложила себя на роль этой самой жрицы, при условии, что царя заменит Иасион. Кадм немедленно согласился, ибо что может быть лучше, если плодородие его полей обеспечит сама богиня плодородия.
     В результате Деметра родила Плутоса, бога богатства и изобилия, а Иасиона Зевс в гневе испепелил молнией. Дардан же, опечаленный смертью брата, переправился на противоположный материк в страну, которой правил Тевкр, сын реки Скамандра и нимфы Идеи, по его имени жители этой страны называли себя тевкрами. Радушно принятый им Дардан получил часть его страны и дочь Батию в жены. Он основал там город Дардан, а всю эту землю назвал Дарданией.
     Деметра же устроила Зевсу великий скандал. «У Геры четверо, – кричала она, – от Фетиды у тебя три дочери, от Мнемозины – девять, а я, богиня плодородия, имею по твоей милости только одну Персефону. Это называется – ни себе, ни людям!» Зевс знал уже, чем это может кончиться: когда Плутон похитил Персефону, Деметра в гневе все растения лишила плодов, и Зевсу тогда стоило больших трудов уладить это дело. Поэтому он пошел на попятную: повелел Плутону раз в год выпускать Иасиона из Аида в очередь с Персефоной. Самому же Зевсу Деметра дала отставку, о чем он не сильно жалел – дам у него хватало.
     У Дардана и Батии родились сыновья Ил и Эрихтоний. Ил умер бездетным, и царская власть перешла к Эрихтонию. Женившись на Астиохе, дочери реки Симоента*, он породил Троя. Трой унаследовал царскую власть своего деда и назвал страну по своему имени Троадой. Он женился на Каллирое, дочери Скамандра, и у него родились дочь Клеопатра и сыновья Ил, Ассарак и Ганимед. Последнего за его красоту похитил Зевс, преобразившись в орла, и сделал на небе виночерпием на пирах богов.
_________________________
    * Симоент – приток Скамандра. Напомним, что всякая река у древних греков считалась богом, поэтому «река» и «речной бог» означают одно и то же.


     2. АНХИЗ И АФРОДИТА. От Ассарака и Гиеромнемы, дочери Симоента, родился Капис, а от последнего и Темисты, дочери того Ила, который был сыном Троя, родился Анхиз. Когда он вырос, то стал таким красавцем, что в него влюбилась Афродита, которая сошлась с ним, придя к нему в виде фригийской пастушки. После этого она открылась ему и предупредила, что если он хочет, чтобы она пришла к нему снова, то никому и никогда не должен рассказывать об этом. Но однажды, когда Анхиз выпил слишком много вина со своими приятелями, те стали говорить с ним об одной девушке, достоинства которой, по их мнению, не уступали достоинствам самой Афродиты, а он беспечно ответил: «Я сходился и с той, и с другой, так что кому как не мне судить об этом». Зевс, услышав такую похвальбу по поводу своей снохи и тетки, метнул в него молнию, но Афродита отклонила ее своим поясом и молния упала в землю рядом с Анхизом, у которого от страха на всю жизнь отнялись ноги. Афродита же родила ему Энея и после этого его оставила. Когда греки ворвались в Трою, Эней вынес престарелого отца на своих плечах из горящего города, но этого второго потрясения Анхиз уже не перенес. Он умер по дороге в Италию и был похоронен в Сицилии.

     3. ОСНОВАНИЕ ТРОИ. Ил, сын Троя, придя во Фригию, застал там учрежденные царем состязания: приняв в них участие, он вышел победителем в борьбе и получил в качестве награды пятьдесят юношей и пятьдесят девушек. Царь также дал ему, следуя указанию оракула, пеструю корову, сказав, чтобы Ил основал город в том месте, где эта корова приляжет отдохнуть. Ил последовал за этой коровой, и та, придя к тому холму Фригии, который называется Ата, прилегла. Ил основал здесь город, который назвал Илионом, и взмолился Зевсу, чтобы тот явил ему какое-то знамение. На следующий день он увидел перед палаткой Палладий, который упал с неба. Этот Палладий величиной с три локтя представлял собой фигуру, стоящую на сомкнутых ногах. В правой руке фигура держала копье, а в левой – прялку и веретено. Рассказывают, что Афина после ее рождения воспитывалась у речного бога Тритона*, у которого была дочь Паллада. Так как обе они занимались воинскими упражнениями, они однажды вступили в состязание друг с другом. Когда Паллада собиралась нанести удар, Зевс, испугавшись за свою дочь, протянул перед ней эгиду**. Паллада стала с опаской ее разглядывать и в это время пала жертвой удара, нанесенного ей Афиной. Афина чрезвычайно огорчилась этим, изготовила статую, похожую на Палладу, и надела статуе на грудь ту самую эгиду, которой та испугалась. Эту статую Афина поставила рядом со статуей Зевса и оказывала ей почитание. Позднее Зевс захотел снова сойтись с Электрой, но та после гибели Иасиона не желала иметь с ним ничего общего и прибегла к защите этого Палладия, поэтому Зевс и низверг Палладий на землю Илиона. Афина из-за этого очень сердилась на Зевса и успокоилась лишь тогда, когда Ил воздвиг для Палладия храм и стал его почитать.
     Ил женился на Эвридике, дочери Адраста, и породил Темисту и Лаомедонта. Последний женился на Стримо, дочери Скамандра, и породил Титона, Лампа, Клития, Гикетаона, Подарка и дочь Гесиону.
     Титона похитила влюбившаяся в него богиня Эос и перенесла в Эфиопию. Сойдясь там с ним, она родила сыновей Эматиона и Мемнона. По просьбе Эос Зевс сделал Титона бессмертным, но Эос забыла испросить для него вечную молодость и, когда он стал дряхлым стариком, разлюбила его. Тогда Зевс превратил его в цикаду.
______________________
   * Тритон – мифическая река, про которую вначале думали, что она течет на крайнем западе, а позже оказалось, что она находится в Ливии.
  ** Эгида – козья шкура, также назывался и щит, обтянутый козьей шкурой.


     4. ЛАОМЕДОНТ. Когда Лаомедонт царствовал в Илионе, который при нем стал называться Троей, у него в услужении оказались два бога – Аполлон и Посейдон. Получилось это так. Зевс как-то похвастал, что в состязании по перетягиванию цепи, он один перетянет всех остальных богов. Аполлон и Посейдон сильно засомневались в этом, считая, что если Зевс и сильнее каждого другого бога, то вовсе не всех, вместе взятых. Подстрекаемые богиней Герой, они для проверки связали спящего Зевса сыромятными ремнями со множеством узлов. Проснувшийся Зевс, как оказалось, не мог даже пошевелиться. Его выручила Фетида, приведя на помощь сторукого Бриарея, который, действуя сразу всеми руками, мигом развязал все узлы. Разгневанный Зевс в наказание отдал Посейдона и Аполлона на год в рабство царю Лаомедонту, а тот заставил их окружать стенами цитадель Трои.
     После того как Аполлон и Посейдон закончили свою работу и отбыли срок, они потребовали от Лаомедонта плату. Не то чтобы боги нуждались в деньгах, но хотели уязвить жадного Лаомедонта за то, что он весь год держался с ними весьма высокомерно. Лаомедонт, разумеется, отказался платить, выразив свой отказ фигурой из пальцев одной руки, означавшей в глубокой древности то же самое, что и в наше время. Боги в долгу не остались: Аполлон наслал на Трою чуму, а Посейдон – морское чудовище, приносимое приливом и похищавшее всех встречавшихся на равнине людей. Оракул сообщил, что избавление от бедствий наступит, лишь тогда, когда Лаомедонт отдаст свою дочь Гесиону на съедение чудовищу. Он привязал дочь к прибрежным скалам, но на ее счастье в Трою после завершения одного из своих двенадцати подвигов заехал Геракл, так как Троя оказалась на его пути по дороге домой. Увидев девицу выставленной на съедение, он заявил, что спасет ее, если Лаомедонт отдаст ему бессмертных коней, которые были получены от Зевса дедом Лаомедонта Троем в качестве выкупа за Ганимеда. Лаомедонт пообещал, но, когда Геракл убил чудовище и спас Гесиону, ему стало жалко коней и он стал говорить, что, поскольку Геракл находится в данный момент в рабстве у царя Эврисфея, то условия оплаты ему нужно обсудить именно с этим царем. Геракл, торопясь домой, пригрозил Лаомедонту войной и отплыл из-под Трои.
     Совершив все свои подвиги и закончив службу у Эврисфея, Геракл отплыл на шести кораблях к Трое вместе со своим другом Теламоном и другими, согласившимися отправиться с ним в поход. Ворвавшись с ними в Трою, он перестрелял из лука Лаомедонта и его сыновей, кроме Подарка, потому что тот единственный из всех уговаривал отца отдать Гераклу бессмертных коней. Теламон в качестве почетного дара получил Гесиону, которой Геракл разрешил освободить кого она захочет из пленников. Она выбрала брата Подарка, но Геракл сказал, что прежде Подарк должен стать рабом и только после этого, если она что-либо даст взамен, она может его взять. Тогда Гесиона сняла с головы покрывало и отдала его в уплату. По этой причине Подарка стали назван Приамом, потому что это имя означает «купленый».

     5. ПРИАМ. Когда Приам царствовал в Трое, город стал быстро расти и богатеть. Троя находилась около пролива, который греки называли Геллеспонтом, т. е. морем Геллы, а троянцы – Дарданеллами в честь Дардана, основателя племени дарданцев и еще потому, что на его берегу находился город Дардан. Этот пролив троянцы и дарданцы считали своей собственностью и брали дань со всех проходящих по нему торговых кораблей.
     Приам был очень популярен среди своих подданных, а особенно среди представительниц женского пола. Его первой женой была дочь местного прорицателя Меропа. Она вскоре умерла, оставив Приаму сына Эсака, который, пройдя курс обучения у своего деда Меропа, приобрел специальность толкователя снов и всю свою жизнь проработал по этой специальности. Второй раз Приам женился на Гекабе, дочери местного речного бога. Первым у Гекабы родился Гектор, а когда должен был родиться второй ребенок, ей представилось во сне, что она родила пылающий факел, который затем сжег весь город. Эсак растолковал этот сон так, что дитя, которое должно появиться на свет, принесет гибель Трое. Поэтому, когда родился Парис, Приам отдал его своему рабу Агелаю, чтобы тот отнес его в лес и там оставил. После этого Гекаба родила еще Креусу, Лаодику, Поликсену, Деифоба, Троила и близнецов Кассандру и Гелена. От других женщин Приам имел такое множество детей, что перечислить их нет никакой возможности.
     Как-то Агелай пришел к тому месту, где оставил Париса, и увидел, что тот жив и здоров и его кормит своим молоком медведица. Дождавшись, когда она ушла, Агелай, забрал младенца к себе домой, назвал Александром и стал воспитывать как своего сына. Обо всем этом Киплинг написал книжку, а чтоб никто не догадался, откуда сюжет, дал мальчику имя Маугли, медведицу переделал на волчицу, а Агелая – на медведя Балу.
     Когда Парис – он же Александр, он же Маугли – вырос, то стал пасти овец и коз, а поскольку отличался силой и проворством, то ни волки, ни воры не могли к его стаду и близко подойти. К тому же парень был довольно красив и поэтому пользовался благосклонностью женского пола не меньше, чем царь Приам. Получив кое-какие уроки любви у местных нимф, он женился на одной из них – нимфе Эноне – и благополучно прожил с ней до того момента, когда на горе Ида, где он пас свое стадо, встретился с тремя весьма интересными дамами.

     6. КОНКУРС КРАСОТЫ НА ГОРЕ ИДА И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ. Когда шла речь о Пелее, мы рассказали, как на его свадьбе с Фетидой богиня Эрида, а по-нашему Ссора, подбросила на пиршественный стол яблоко с надписью «прекраснейшей». На это яблоко стали претендовать три богини Гера, Афина и Афродита, каждая из которых была уверена, что яблоко адресовано ей и которые так громко спорили, что Зевс прогнал их со свадьбы, а яблоко отдал Гермесу, чтобы он рассудил этих богинь. Гермес полетел с ними в окрестности Трои и, увидев симпатичного пастушка, пасшего коз и овец на горе Ида, предложил ему стать судьей в первом конкурсе красоты. Пастушком этим оказался Парис.
     Ошеломленный такими небесными красотами, Парис перебегал глазами с одной богини на другую и ничего не мог решить. Тогда Гермес предложил богиням отойти за ближайший баобаб и подходить к судье по одной, при этом не упустил случая приколоться, потребовав, чтобы богини сняли там с себя все одежды, т. к. судья должен оценивать не только лицо, но и фигуру.
     Первой перед Парисом предстала Гера и объявила ему, что если яблоко будет присуждено ей, то она сделает судью царем самого большого в мире государства. Парис, уже успевший прийти в себя, сообразил, что управлять таким государством – дело хлопотное, да и жить придется в столице, а он привык к деревенской жизни. Поэтому, полюбовавшись прелестями богини, он сказал, что подумает над ее предложением, и пригласил следующую.
     Следующей оказалась Афина, которая объявила судье, что если окажется первой на этом конкурсе, то он одержит победу в любой войне, в которой будет участвовать. Но Парис меньше всего хотел воевать и, сказав Афине то же, что и Гере, пригласил Афродиту.
     Афродита была такой хорошенькой, что Парис пожелал немедленно отдать яблоко ей, рассчитывая на известное вознаграждение. Она же, вполне его поняв, сказала, что у нее очень ревнивый муж, но если он присудит яблоко ей, то она берется устроить ему жену, лишь немного уступающую ей по красоте. Сотворив из воздуха пару буклетов, в которых Елена изображалась совершенно без ничего и в разных позах, Афродита продемонстрировала их Парису, который, увидев эти картинки сразу забыл, что одна жена уже ждет его дома. В результате яблоко досталось Афродите, а Афина и Гера пообещали ей это припомнить, что Афродиту, однако, только рассмешило.
     После этого Афина с Герой и Гермесом улетели, а Афродита велела Парису идти в Трою к своему отцу Приаму и просить у него корабль для туристической поездки в Элладу. Парис, которому Агелай перед смертью рассказал об обстоятельствах его рождения, засомневался, признает ли его отец, но Афродита заверила, что он так похож на своего папочку, что проблем с этим не будет. Парис послушался, явился в Трою, встретил там Приама, совершавшего вечерний моцион, и объявил ему, что он его сын. Тот поглядел на него, привел во дворец и поставил рядом с портретом, писанным с Приама во времена его молодости. Сходство было полное. Обрадованный царь позвал жену, которая тоже обрадовалась обретению сына, но вместе с ней пришла их дочь Кассандра, которая совсем не обрадовалась и предрекла, что этот ее братец угробит их вместе со всей Троей. Но Кассандра считалась не вполне нормальной и к ней не прислушались.
     Париса вымыли, нарядили, потом закатили пир на целую неделю, после чего он сел на корабль и прибыл в Спарту, причем в самое подходящее время, когда Елена скучала одна без мужа: царь Менелай хоронил на Крите своего деда по матери Катрея. Тут же наготове оказался подосланный Афродитой Эрот со своими луком и стрелами, что и предрешило результат: Елена без памяти влюбилась в Париса. Забрав свою одежду и драгоценности Елена ночью ушла с Парисом на его корабль, и тот увез ее на остров Краная, где они провели медовый месяц, рассчитывая, что в случае погони их там искать не будут. После этого они прибыли в Трою. Если у Приама и оставались какие-то сомнения, относительно того, что Парис – его сын, то они должны были сразу рассеяться, как только он увидел, какую красавицу тот сумел соблазнить. Опять пировали, поздравляя новобрачных. Лишь одна Кассандра была недовольна и что-то бурчала себе под нос, но к этому все уже привыкли и не обращали внимания.
     Как мы увидим дальше, все это дело кончилось плохо. Произошла Троянская война, в результате которой Троя была разрушена и сожжена, а Приам и все его сыновья, кроме Гелена, убиты.