Переход

                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

                Содержание Библии многопланово и здесь рассматривается лишь его исторический аспект.
                Все, что описано в ней, случилось, но не все, что случилось, описано.
                Нужна, стало быть, историческая реконструкция, восстанавливающая события во всей их полноте.

                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *




О восхождении Бога-Сына к Богу-Отцу известно немногое. Если собрать воедино все фрагменты Нового Завета, описывающие вознесение Иисуса Христа, то «фазовый переход» из профанного пространства в сакральное можно описать следующим образом:
 
        ...За несколько дней до праздника Пятидесятницы Иисус повел учеников из Иерусалима в Вифанию. На
        склоне Елеонской горы Учитель распрощался с ними начал подниматься к вершине. Обернувшись, он
        поднял руки для благословения и стал возноситься. Облако окутало Пастыря и он исчез из виду. Неожиданно
        рядом с апостолами очутились два человека в белых одеждах, которые пояснили, что исчезнувший
        Иисус вознесся на небо и таким же образом спустится с неба на землю.

Вот так просто, почти буднично Сын Божий завершил свое общественное служение и восшел к Отцу. Когда-то великого пророка Илию Бог поднял к себе куда эффектнее:

        «В то время, как Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо, шел Илия с Елисеем из Галгала…
         вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на
         небо. Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его!...
         И схватил он одежды свои и разодрал их на две части» (4 Цар 2:1,11-12)

Но то - пророк, а с Сыном своим Бог почему-то обошелся без колесниц и вихрей, заменив их тихим облаком. Ни тебе изумленных толп и рыданий, ни природных катаклизмов, ни гласа небесного. Скромность…

        Не стоит обольщаться расхожими сентенциями: скромность никогда не входила в число главных добродетелей
        Основателя христианского учения. Он, безусловно, не был груб, заносчив и высокомерен, но слухи
        о его беспредельной кротости сильно преувеличены.

        Да, проповедь Христа пронизана призывами к смирению, покорности и миролюбию. Хрестоматийными стали
        поучения из Нагорной проповеди: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф 5:5), «А Я говорю
        вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф 5:39)»,
        «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь
        за обижающих вас и гонящих вас» (Мф 5 44).
        Да, сам он довольствовался малым, неоднократно просил сохранять в тайне его деяния и ставил дитя в
        пример апостолам...Всё так...
        Но его неприязнь к своей матери и братьям (Ин 2:4, Мк 3:31-34, Мф 10:36), нетерпимость к
        родным и близким учеников (Мф 10:37, Лк 14:26, 9:59-62), идиосинкразия к недужным (Лк 9:41, Мк 3:9-10)
        и иноплеменным (Мф 15:22-26) отнюдь не свидетельствуют о кротости и смирении. 
        Истребление беззащитной смоковницы, размахивание бичом в храме, разжигание огня междоусобиц
        (Мф 10:34-35, Лк 12:49, 12:51-53) и проклятья непокорным городам (Мф 11:20-24 плохо вяжутся с
         декларациями о миролюбии.
         Наконец, потворство раболепию*, стремление к славе (Ин 11:4, 12:23, 17:5) и безудержная
        автодоксология (особенно в последний период жизни) указывают на непомерное тщеславие (Ин
         8:12,23,9:5,10:30, 6:41,11:25... в Евангелии от Иоанна Иисус говорит о себе более 400 раз!).
         Такой зазор между учением и поведением, на мой взгляд, лишний раз подчеркивает   
         ч е л о в е ч е с к у ю   природу этой великой личности.

Не впечатляла и аудитория вознесения: заключительное «вразумление погибших овец дома Израилева» состоялось в узком кругу апостолов без посторонних, хотя в прошлом Иисус практиковал и публичные священнодействия**. На публике - для вящей убедительности - Господь применял ослепительный свет, голос с небес, Святого Духа в виде голубя, сияние лица и одежды, светлое облако на вершине горы и прочее. Отчего же прощание с миром и друзьями прошло столь аскетично? 

Расставаясь навеки со своей паствой, добрый Пастырь был суров и немногословен. Еще раз вкратце напомнил им слова Писания о Мессии, велел дождаться Святого Духа и затем распространять веру в Христа по всему свету. На смену словам любви, которые он так щедро расточал на краю гибели (Ин 15:4,15:9,12-15,17,21:15), пришли жесткие распоряжения: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк 16:15), «не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца» (Деяния 1:4), «не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деяния 1:7).

Уловив холодок отчуждения, апостолы растерялись и сникли. Никто из женщин не простерся у ног Раввуни, любимый ученик не бросился на грудь Учителю, а Петр не поклялся положить за него душу. Прощанье вышло сдержанным и строгим. В отличие от пророка Елисея, оплаковшего Илию, ученики не кричали и не разрывали своих одежд, ибо не сразу осознали происходящее. Вознесение Христа оказалось для них полной неожиданностью. И не мудрено: ведь накануне Учитель ни словом не обмолвился об этом.

Во время скитаний по Палестине он не раз заявлял, что идет к Отцу, но слушатели не понимали его. Мудрено было вчерашним рыбакам и простому люду расшифровывать аллюзии и иносказания Иисуса типа «иду от вас и приду к вам» (Ин 14:28). Привыкнув за несколько месяцев к этим предупреждениям, апостолы перестали воспринимать их буквально. Поэтому в тот роковой час (перед арестом), когда Иисус попытался выразиться яснее («Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу» (Ин 16:28)), ученики откликнулись лишь на    п р о и с х о ж д е н и е    Учителя («Посему веруем, что Ты от Бога исшел» (Ин 16:30)).
А что же это: "Оставляю мир, иду к Отцу"? Должно быть, Наставник имел в виду восхождение на Голгофу, вознесение на крест и попадание в рай после смерти, решили они.

--------------------------------------------------------
    * Возлежавший Иисус благосклонно наблюдал за женщиной, которая на протяжении всей трапезы обливала
      слезами и целовала его ноги. Это поклонение он поставил в пример фарисею Симону, а женщину наградил
      отпущением грехов.
   ** При всем народе Иисус исцелял эпилептика, расслабленного и сухорукого, изгонял бесов из одержимых,
      воскрешал сына вдовы в Наине и Лазаря в Вифании, претворял воду в вино в Кане, насыщал пять тысяч
      голодных пятью хлебами и т.д.
--------------------------------------------------------


Совсем недавно, подходя к Иерусалиму, Иисус в деталях предсказал свою судьбу:

  - его
    СХВАТЯТ первосвященники и книжники,
    ПРИГОВОРЯТ к смерти,
    ОТДАДУТ римлянам для исполнения приговора;
  - те
    ИЗОБЬЮТ, УНИЗЯТ его, а затем
    РАСПНУТ;
  - он
    УМРЕТ, но
    ВОСКРЕСНЕТ из мертвых на третий день после казни (Мф 20:18-19).

Как ни странно, в этом подробном сценарии не упоминается ВОЗНЕСЕНИЕ - долгожданное воссоединение Сына с Богом-Оцом. Впрочем, даже это «усеченное» пророчество апостолы не вспомнили в час испытаний и упорно не верили воскресению Христа. А ведь Иисус так настойчиво предупреждал их о своей победе над смертью! Дабы не обижать апостолов, остается предположить, что они просто запутались. Ну как, скажите на милость, надо понимать слова Наставника на выходе из гробницы: «восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему» (Ин 20:17), если вслед за тем он является апостолам во плоти и с аппетитом ест сотовый мед и печеную рыбу?

Неожиданным оказался и выбор Иисусом места вознесения. После своего воскресения он, должно быть, обитал где-то неподалеку от Иерусалима. Внезапные появления среди учеников означают, что он жил отдельно от них, возможно, - в Вифании.
Сами же апостолы, видимо, поселились в Иерусалиме, поскольку там собирались они на трапезы и туда вернулись с Масличной горы после вознесения Христа. Вряд ли они знали планы и «явки» Иисуса, так как его появление неизменно заставало их врасплох. В «Деяниях апостолов» говорится, что перед Пятидесятницей Он собрал их (Деян 1:4), значит теперь Христос жил    в н е    общины. Он и исчезал, наверное, так же внезапно, как появлялся, поэтому соратников не могло не удивить предложение вместе прогуляться за город.

Провожая его в Вифанию, апостолы предположили, что Наставник по своему обыкновению направляется в дом сестер Марфы и Марии. Однако, на полпути от селения* Он вдруг воздел руки, поднялся в воздух и «облако взяло Его из вида их» (не подняло ввысь, как можно было ожидать, а именно «взяло из вида», то есть    с к р ы л о   ).

Нечто подобное случилось ранее на вершине горы Фавор во время преображения Господня, когда за «облаком светлым» скрылись пришельцы из горней обители – великие пророки Моисей и Илия. Не раз в дыму жертвенного костра возносились и исчезали из виду ангелы...

--------------------------------------------------------
      * Традиционно считается, что Господь вознесся с вершины Елеонской горы. В память об этом событии на
        вершине построены русский собор и монастырь Вознесения Господня ("Стопочка"), где хранится
        камень с отпечатком стопы Господа.
--------------------------------------------------------


Дым, облака, исчезновения...Эти аналогии наводят на мысли о подоплеке христовой левитации. Что, если Иисус намеренно привел апостолов на вершину Елеонской горы, где его ассистенты из «другого стада» заранее подготовили «чудо вознесения»? Вот и они = вездесущие «два мужа в белой одежде» подоспели как раз вовремя, чтобы подсказать апостолам «правильное» объяснение увиденного* (уж не они ли изображали Моисея и Илию на Фаворе, а потом ангелов в гробнице?). К тому же, настойчивая забота «мужей» выглядит неуместной и подозрительной.

В самом деле, зрители и сами видели, что Равви вознесся, поэтому комментарий ангелов был совершенно излишним. По сути, они лишь возвестили, что где-нибудь и когда-нибудь Сын Божий вновь сойдет с облака на землю. Вряд ли ради этого Всевышний командировал на землю сразу двух своих помощников.

Иначе прочитывается тот же текст, если апостолы были озадачены увиденным, если случившееся показалось им не вознесением, а ИСЧЕЗНОВЕНИЕМ. Тогда экстренное вмешательство «ангелов» действительно необходимо: они вовремя поворачивают мысли учеников в нужном направлении – Он не исчез, а ВОЗНЕССЯ, Он теперь на НЕБЕ и спустится с НЕБА!

Если теперь кратко перечислить странности вознесения, то они сведутся к ряду вопросов:

• Почему пророки не предсказывали никакого вознесения Мессии?
• Почему при входе в Иерусалим Иисус не предупредил учеников о предстоящем 
  вознесении?
• Зачем Иисус говорил, что восходит к Отцу, если в действительности он вознесся
  только через 40 дней?
• Почему Учитель не вознесся сразу после первой встречи с учениками, а выжидал
  почти полтора месяца? Ведь за эти полтора месяца он не сказал апостолам ничего
  нового.
• Почему нельзя было вознестись в Иерусалиме? Зачем надо было уводить учеников
  из Иерусалима на Елеонскую гору?
• Почему, не в пример Илии, Бог-Отец вознес Сына так безыскусно?
• Почему не было независимых свидетелей?
• Зачем явились два мужа?

--------------------------------------------------------
      *«И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде
        и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на
        небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деяния 1 10-11)
--------------------------------------------------------




ЗНАНИЕ - СИЛА

К сожалению, история вознесения Христа содержит слишком много лакун, чтобы уверенно выстраивать гипотезы и сценарии. Частично дефицит фактов мог бы восполнить кропотливый анализ широкого новозаветного и исторического контекста*. Пока же, за отсутствием подобных изысканий, можно сделать лишь несколько   п р е д п о л о ж е н и й. 
   
Скорее всего, исчезновение не входило в планы Христа и его тайных единомышленников, которые были проработаны вплоть до воскресения. Дальнейшие действия заговорщиков были приурочены к очередному великому празднику – Пятидесятнице – и зависели от складывавшейся обстановки. Незадолго до праздника возникли какие-то угрозы, из-за которых пришлось временно вывести Иисуса за пределы страны. Его секту организаторы решили сохранить ради будущих акций. Вознесение представлялось им удачной формой исчезновения, поскольку убедительно объясняло отсутствие Иисуса, укрепляло его авторитет и в подходящий момент позволяло вернуть его обратно в страну (сказано же: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо».( Деяния 1:10-11).

Для вознесения Иисус и Илия использовали доступные им средства. Секрет Илии (и его ученика Елисея) заключался в умении работать с легковоспламеняющимися и взрывоопасными материалами (в частности, с нефтью). Секрет Иисуса (или его подручных-«ангелов») состоял в создании иллюзии с помощью ловкости рук, дыма и рельефа.

Должно быть, чудотворец оставил учеников у подножия горы, а сам стал подниматься по склону к вершине. Немного отойдя, он поднял руки и по этому сигналу ассистенты бросили в костер дымные травы. Клубы белого дыма окутали фигуру Христа, заволокли всю окрестность. В этих клубах Иисус медленно поднялся к вершине – «восшел» - и постепенно исчез из виду**. Под прикрытием той же дымовой завесы 2 мужа спустились вниз и разъяснили озадаченным апостолам, что Господь не просто исчез, но вознесся.

--------------------------------------------------------
     *Для аргументированного ответа необходимо разобраться в политической подоплеке трехлетней деятельности
      Христа, его взаимоотношениях с Иоанном Крестителем, ессеями, зелотами и другими партиями и движениями
      Израиля.
      Необходимо проследить за эволюцией мессианских взглядов Христа и его взаимоотношений с учениками.
   **Не случайно при описании этого чуда употребляются слова «вознесся», «стал отдаляться и возноситься»,
       «поднялся» и «восхождение».
--------------------------------------------------------


(полную версию книги "СЕ - ЧЕЛОВЕК" см. на сайте tomastwin.wix.com/history).


Рецензии
Уважаемый Томас!
Очень интереСно. Я понимаю - надо читать всю вашу книгу, а я не читал.
Но здесь основная тема - "разблачение" чудес. Но рядом с этим - обрывки анализа Христовой проповеди. Разоблачение для меня убедительно (конечно, фокусы, иллюзии).
А проповедь дана слишком фрагментарно.

Спасибо, конечно нравится

ВАш
Юрий (Любарский)

Юлюбарский   17.08.2018 07:43     Заявить о нарушении
Спасибо, уважаемый Юрий Яковлевич. Конечно, Вы правы: никак не удается объять необъятное (и выдержать форму тоже).
Учиться, учиться и учиться!
Мое почтение,

Томас Твин   17.08.2018 11:07   Заявить о нарушении