От казаков днепровских до запорожских ч. 66

Николай Мринский
Гетман И.М. БРЮХОВЕЦКИЙ (На Кубани его именем названа станица Брюховецкая - райцентр).

Иван Выговский был весьма одиозной фигурой. Являлся выходцем из знатного польского рода. Служил в польском войске, после поражения его под Жёлтыми Водами в 1648 г. был пленён татарами. Из неволи у мурзы Тугай-бея его выкупил за арабского жеребца сам Богдан Хмеля. Выговский после этого сумел настолько войти в доверие к гетману, что вскоре занял должность генерального войскового писаря. Положение его ещё более упрочилось после того, как он женил своего брата на одной из дочерей Богдана. Иван Евстафьевич принадлежал к той части казацкой старшины, которая стремилась к отрыву Украины от России и ориентировалась на шляхетскую католическую Речь Посполитую. Свои убеждения он так хорошо скрывал, так ловко и осторожно вёл себя, что никто в Чигирине не смог разоблачить его. В течении двух лет новый гетман проводил курс на усиление крупного феодального землевладения и крепостнических порядков на Украине, что привело к народному восстанию в 1657-1658 гг., жестоко подавленному Выговским с помощью крымских татар. В конце ноября в Переяславле, оставшиеся верными Москве казаками был выбран «параллельный» гетман полковник Иван Беспалый, и в помощь ему было выдвинуто русское войско князя Алексея Никитича Трубецкого. Незадолго до этого, вопреки воле украинцев, Выговский 6 сентября 1658 г. тайно заключил с польским королём Гадячский договор, по которому «Великое княжество Русское» (Украина) включалось в состав Речи Посполитой; запорожское войско должно было снять с себя присягу Москве и снова перейти на службу короне. Украина получала автономию. Католическая и православная церковь на Украине уравнивались в своих правах.

Казацкая старшина получала гарантии на свои земельные владения и другие льготы от короля. Основываясь на т.н. Гадячском трактате Выговский начал военные действия против России и её сторонников на Украине. Были преданы огню Полтава, Лубны, Глухов и ряд других городов. 27-29 июня 1659 г. в сражении под Конотопом войска Выговского и крымчаки нанесли тяжёлое поражение русским войскам. Там погибла лучшая часть дворянской конницы. Всего же в битве было убито и взято в плен (все были казнены) 4769 чел. Остатки Русской армии организованно отошли к Путивлю. 27 июня 1659 г. казаки Выговского воспользовались внезапностью и захватили много лошадей, на которых московские всадники не успели вскочить. Но вскоре конница Трубецкого, используя своё многократное превосходство, прогнала передовые отряды Выговского за Сосновку. На следующий день, 28 июня десятитысячное конное войско во главе с князем Семёном Пожарским, Семёном Львовым и казачьим атаманом Иваном Беспалым погналось за казаками. Выговский умышленно позволил русским построиться в боевой порядок, демонстрируя намерение дать бой московским воеводам. Между тем 5 тыс. запорожских казаков под командой Степана Гуляницкого уже прорыли ров в направлении моста, через который предстояло переправиться московскому войску, и только ждали команды пустить воду на заливной луг. В это время Трубецкой направил на помощь Пожарскому остававшиеся у него конные полки князя Григория Ромодановского, в русском лагере у села Подлипное остались лишь пехота, часть пушкарей и обозная прислуга. Тогда же началась новая атака Выговского, русские встретили казаков плотным огнём.

Гетман приказал своим людям отступать, чтобы притворным бегством побудить противника начать преследование. Пожарский, получивший подкрепление, не удержался и перешёл со своими полками Сосновку. В азарте погони отважный воевода кричал: «Давайте мне ханишку! Давайте калгу! Всех их с войском вырубим и выпленим!» Тем временем казаки С. Гуляницкого захватили мост и, разрушив его, сделали запруду на реке, пустив воду на прибрежный низкий луг. Семён Романович повернул своих всадников против Гуляницкого. Тогда казаки Выговского при поддержке наёмной пехоты, в свою очередь, атаковали царские полки с фронта, а с левого фланга по ним ударила 30-тысячная крымская орда. Пожарский вынужден был отходить, но обратный путь оказался уже отрезанным. Долина р. Сосновки была полностью затоплена. В образовавшемся болоте увязли пушки, лошади не могли сдвинуться с места. Дворянская конница спешилась, но и в таком положении сражаться не могла, отходить было уже некуда. Значительная часть опрометчиво перешедшего Сосновку 30-тысячного русского войска погибла или попала в плен. Попавшие в плен 5 тысяч русских воинов, цвет московского столбового дворянства, были перебиты победителями. Из полка Пожарского к своим смогли пробиться только около 500 чел. Сам Семён Романович, раненый в сражении, бился с врагами до последнего, но был пленён и отведён к хану. Поставленный перед победителем, он плюнул Мухаммед-Гирею в лицо и разъярённый татарский «царь» приказал пленному русскому воеводе немедленно отрубить голову. Кроме Пожарского среди захваченных в плен и казнённых пленников был и Лев Ляпунов, сын предводителя первого ополчения времён Смуты.

Малороссийские сёла подверглись грабежу крымчаками, а большое число жителей угнано в неволю. Со стороны крымцев возникла угроза полномасштабного вторжения. Положение было настолько тревожным, что в Москве срочно начались работы по укреплению города. Царь собирался даже выехать в  Вологду. Однако ситуация вскоре кардинально изменилась - против Ивана Выговского последовали вооружённые выступления крестьянства Правобережной Украины, поддержанные с этой же местности полками реестровых казаков во главе с Иваном Богуном. Значительная часть казаков на левом берегу Днепра также поддержала эти выступления. На помощь повстанцам пришли запорожцы-сичевики во главе с кошевым атаманом Иваном Сирко, а также частью донских казаков. Они нанесли несколько ударов по Крыму и вынудили хана с большей частью орды вернуться назад. Также был разбит отдельный отряд гетмана под командой некоего Тимоша. Весной и летом 1659 г. в ряде ожесточённых боёв русские войска и казачьи полки: Нежинский, Переяславский, Лубенский, Черниговский во главе с наказным гетманом Иваном Беспалым, окончательно разгромили войско Выговского и союзных с ним крымских татар. Низложенный гетман Выговский в сентябре 1659 г. бежал в Польшу, где был сначала «признательно принят» и получил должность киевского воеводы. Но потом, в 1664 г. по настоянию гетмана Правобережной Украины Павла Тетери, опасавшегося соперничества с Выговским, он был предан военному суду по обвинению в бунтовщичестве и расстрелян польскими властями. Казаки, оставшиеся верными царю высокой державы, совместно с запорожцами И. Сирко провели раду в с. Гармановцы, под Киевом и избрали нового гетмана Юрия Хмельницкого.

Здесь же были зарублены послы от Выговского – Сулима и Верещака, которые пытались зачитать статьи одобренного польским сеймом Гадячского трактата. Избранный гетман Ю. Хмельницкий подписал так называемые «Переяславские статьи» с Москвой, по которым казачьи вольности в связи с изменой присяги Выговского и развязанной им гражданской войной были отныне значительно урезаны. Какая здесь нужна была президенту Ющенко «историческая правда», когда он устроил в 2008 г. торжества, посвящённые 350-летию победы в Конотопской битве. И это при том, что малороссийские казаки сражались в ней и с одной и с другой стороны. Сложная обстановка на Украине заставила Россию добиваться мира со Швецией. Через некоторое время шведы создали коалицию со своими бывшими противниками: Польшей, Бранденбургом и Австрией. В 1661 г. русским пришлось в Кардисе подписывать со Швецией крайне невыгодный мир. Юрий Хмельницкий хоть и был утверждён русским царём гетманом Украины на условиях значительной зависимости от Москвы, но на него нельзя было положиться. Не обладая способностями опытного политика и администратора в борьбе Москвы и Варшавы, этот молодой деятель колебался из одной стороны в другую. Когда в 1660 г. крымский хан снова вторгся на Украину, казаки не помогли русским войскам в тяжёлых боях. С Польшей же Ю. Хмельницкий подписал договор, по которому аннулировалось воссоединение украинского народа с русским. Царская армия вскоре капитулировала на Украине. Потерпела она поражение и в Белоруссии.

В довершение всего молодой гетман добровольно уступил полякам всю территорию Украины по правому берегу Днепра, что было равносильно её расчленению на две части – Правобережную и Левобережную. Население Левобережной Украины оставалось верным союзу с Москвой. На измену Юрия Х. оно ответило избранием своего гетмана на всенародной раде в древнем г. Нежине. 18 июля 1663 г. им стал И.М. Брюховецкий, бывший сначала слугой у Б. Хмели, а затем кошевым атаманом в Запорожской Сечи. Юрий Хмельницкий наконец признался в своей неспособности управлять казаками. Отказавшись от гетманства, он 6 января 1663 г. постригся в монахи. Гетманом Правобережной Украины стал Павел Тетеря, бывший при Богдане Хмеле полковником Переяславского полка и был женат на его дочери. Затем его сменил Степан Опара и Пётр Дорошенко. В январе 1664 г. польский король большими силами предпринял наступление на Левобережную Украину. Казаки И. Брюховецкого совместно с русским войсками и при активной народной поддержке дали достойный отпор противнику и перешли в контрнаступление на правый берег Днепра, при этом заняв города Канев и Черкассы. Военная обстановка на Украине после этого стабилизировалась. К тому же в самой Польше часть шляхты подняла мятеж против своего короля. В сложившейся ситуации поляки пошли на длительные и очень тяжёлые переговоры с русскими во главе с выдающимся политиком и дипломатом А.Л. Ординым-Нащокиным и в 1667 г. в дер. Андрусово подписали перемирие, автором которого он являлся. Из него следовало: Смоленск, Чернигов и другие земли оставались за Россией. Польша признавала воссоединение Левобережной Украины с Россией.

Киев временно, на два года, тоже сохранялся за русскими (в дальнейшем он так и не был передан Польше); Правобережная Украина и Белоруссия оставались под властью Польши; Запорожская Сечь переходила под совместное управление Польши и России. Несмотря на то, что Андрусовский договор далеко не в полной мере отвечал интересам России, тем не менее это был большой успех московской дипломатии, имевший также важный международный резонанс. В случае осложнения дальнейших переговоров о «вечном мире» между Россией и Речью Посполитой предполагалось «призвати государей христианских за посредники». Кроме того, Польша брала на себя обязательство – не заключать договоры с Турцией без участия русского государства. Польско-украинские войны ослабили Речь Посполитую, лишили её казачества, как важной военной силы и предопределили поражение в русско-польской войне 1654-1667 гг. В то же время Украина не обрела полную независимость. Она вошла в состав Московского государства, избавившись от унии и национального гнёта. Однако взамен получила господство гораздо более централизованной и жёсткой бюрократии, чем в раздираемой феодальной анархией Речи Посполитой, и гораздо более тяжёлое крепостное право, окончательно установленное на Украине лишь век спустя, при Екатерине II. Среди полководцев, возглавивших в середине XVII в. борьбу запорожского казачества против польской интервенции, наиболее известен полковник И. Богун. В это сложное для его Родины время он проявил себя не только как истинный патриот, но и как одарённый военачальник, способный вести боевые действия и в полевых условиях, и при обороне городов. Многие из проведённых им операций вошли в анналы истории и стали своеобразными учебными пособиями для будущих командиров. История не сохранила достоверных сведений о детстве и ранних годах жизни Ивана Богуна. Даже дата рождения известна лишь приблизительно. 

Продолжение следует в части  67                http://proza.ru/2020/05/13/1997