Ах, и сады! Исады

Татьяна Сергеевна Дмитриева
"Ах, и сады!" ИСАДЫ.
--------------------



На фото - старое фото усадьбы Долгоруковых-Мещерских в с. Исады, вид с реки Оки, 1915 год;   проведение укрепительных работ в с. Исады, 2009 год;   вид на церковь Воскресения Христова с высоты птичьего полёта;   церковь Воскресения Христова, село Исады Спасского района Рязанской области. 




"Ах, и сады!" - воскликнула Екатерина Великая,  выйдя на палубу корабля и  изумившись красотой цветущих вишневых садов. Так и повелось, и стали село называть Исады.

Конечно, значений у этого названия много, в том числе и как "высады", то есть причал на реке. Но мне почему-то ближе это, связанное с поездкой Екатерины 11 по глубинкам России.

Дело в том, что к 1775 году, после подавления восстания Емельяна Пугачёва, у царицы возник план проведения широкомасштабной административной реформы России. Дабы укрепить мощь и упростить управление государством. И она самолично предприняла несколько поездок по российским глубинкам.

Именно во время этой поездки, в 1778 году, город Переяславль-Рязанский был ею преименован в город Рязань с присвоением статуса губернского. А на месте села Спасское, что в 60 км ниже по течению, напротив разорённой татаро-монголами столицы Рязанского княжества, основала город Спасск-Рязанский со статусом уездного.

*****

Село Исады Спасского района - одно из старейших поселений на правом, высоком берегу Оки. По преданию, возникло оно как загородная резиденция Рязанских князей. Ведь от Старой Рязани до Исад по суше - рукой подать, всего-то около пяти километров. Тогда как по воде путь почти в два раза длиннее: Ока петляет в этих местах, имеет много стариц и рукавов.

Почему же именно это место рязанские князья облюбовали в качестве своей загородной резиденции? Думаю, связано это с местоположением села.

"Еще первый здешний князь Ярослав Святославович устроил резиденцию княжью и заложил острог на Облачинском холме, что возле Исад. Отсюда на многие версты окрест просматривалась лента Оки - столбовой дороги княжества. Никуда чужаку от взора не упрятаться. Тут собирали мыто с чужих караванов. Сухопутьем до Рязани рукой подать, чем водой плыть." Пишет историк-исследователь Шаров П.А.*)

То есть, удобное место для наблюдения за торговыми и военными судами, проплывавшими в обе стороны. Таким образом, это было местом сбора податей, таможенных пошлин, и главным военным наблюдательным пунктом.

Именно поэтому центр княжества, город Старая Рязань, имел такое большое, стратегическое, значение. Именно поэтому так часто за княжение там воевали, даже кровные родственники.

Так, в 1207 году Великий князь Владимирский Всеволод Большое Гнездо во время очередной междоусобицы сжёг Рязань. Едва отстроившись, город и княжество были вновь втянуты в междоусобицу.

И первое летописное упоминание села Исады произошло именно в связи с таким событием: борьбой за власть.

"В 1217 году по приглашению рязанских князей Константина и Глеба в Исады съехались с боярами ближними, почетной дружиной князь Кир Михаил Всеволодович Пронский, Ростислав Святославич, Глеб и Роман Игоревичи да единокровный брат хозяев пира - Изяслав Владимирович. Шумно и бойко приставали насады и княжьи струги к причалу... Гостей до удивительного ласково встречали...

... Возле трех могучих вязов раскинули шатры богатого угощения. Здесь и свежий воздух, и шелест убаюкивает, и от людских глаз подалее. Ближ к обеду начался пир.

Слуги-отроки распахнули цветастый полог. Князы вошли в шатер. Столы ломились от изысканных яств. Серебряные ковши пенились игристым заморским вином. Кубки полнились стоялым, хмельным медом. Здесь все говорило о хлебосольстве и радушии хозяина.

Князь Глеб, сильный, статный, с сухим лицом, зорким проницательными глазами и ястребиным носом, вкрадчиво заговорил о братской верности. Надлежит, мол, князьям любить отчизну и дедину, да заботиться о ее благе.

Гости слушали настороженно и хмуро. Отчего это вдруг Владимировичи величаются над старшими Игоревичами да Святославичами. Однако кубки подняли во здравие: не гоже обижать хозяина. А там потянуло за вторым ковшом.

Уже речи Глеба перестали бередить сердце. Хмельное расслабляло. Князья с боярами чокались червлеными ковшиками и клялись в дружбе до гроба. Уже распустили запоны парчовых кафтанов. А тихие отроки, сменяя, несли одно за другим изысканные кушанья.

И тут в шатер ворвались угрюмые воины Хана Кунгара. Князья схватились за мечи, но молчаливые слуги удержали их. Засверкали кривые сабли. На луговую траву, на дорогие скатерти столов потекла алая кровь. Половцы, подобно зверобоям, без жалости кончали с беззащитными гостями.

Никого не пощадил князь-убийца, даже белокурого красавца - единоутробного Изяслава... Суровое, обветренное лицо Глеба оставалось неизменным..." - пишет автор повести далее. *)

Что последовало потом, известно. Ослабленное междоусобицами приграничное княжество Рязанское вскоре было разорено ханом Батыем. Который двинул свою орду дальше, на Русь.

Проходят века, история забывается, и многое повторяется сначала...

*****

Следующее упоминание села Исады связано с временами Смуты.

С 16-го века село Исады стало родовой вотчиной рязанского дворянина Прокопия Ляпунова. В тяжелое для России Смутное время именно он возглавил Первое народное Ополчение.

Собрав войско, Ляпунов со своими сподвижниками двинулся на Москву, им даже удалось освободить практически весь город от иностранных интервентов. Однако поляки сумели внести разлад в ряды ополчения, оклеветать Прокопия Ляпунова, обвинив его в измене, за что воеводу зарубили казаки.

Останки этого храброго воеводы покоятся на кладбище Троице-Сергиевой Лавры. А в Исадах память о Прокопии Ляпунове хранит церковь Воскресения Христова, построенная в его честь сыном Владимиром и внуком Лукой в 1635 - 1673 годах.

Сегодня главная улица села, ведущая к церкви, носит его имя. А рядом с храмом установлена памятная мемориальная доска с надписью о том, что здесь будет отстроен мемориал памяти Прокопия Ляпунова.

Здесь же, в некрополе, рядом с церковью, похоронены и его потомки, сын Владимир и внук Лука.

Кстати, интересна история этой церкви ещё и тем, что здесь, после Никоновской церковной реформы 1656 года, Исады и окрестные поселения были местом, где легко уживались православные — те, что крестились тремя перстами, и старообрядцы, коим хватало двух.

Правда, община староверов в Исадах стала хоронить умерших отдельно от «никониан» — на погосте в местечке Шатрище, на другом конце Городища Старая Рязань.

*****

При дальних родственниках Ляпуноывых, Долгоруковых-Мещерских, в 19 веке в усадьбе существовала даже балетная труппа. Хорошо организованное хозяйство, занятое полеводством, луговодством и садоводством, давало немалую прибыль.

Места здесь сытные, одно садово-огородничество сколько давало! А выпасы коров да прочей живности! Действовали конный, скотный, паточный и картофеле-крахмальные заводы. Развалины которых можно и сегодня наблюдать.

В начале 19 века труппа крепостного балетного театра Григория Павловича Ржевского из Исад (дальнего родственника Ляпуновых) стала широко известна театральной общественности Москвы и Петербурга. И после её продажи Ржевским пополнила ряды Большого и Мариинского театров.

Последний владелец усадьбы - родной дед искусствоведа Г.К. Вагнера (1908-1995), детство которого прошло в Исадах. Его двоюродными прадедами были вице-адмирал В.М. Головин и немецкий композитор Р. Вагнер.

Если село Константиново, расположенное выше по течению, воспето поэтом Есениным, то Исады сохранились на полотнах известного российского живописца, мастера жанровых картин из деревенской жизни, Виктора Ивановича Иванова, и хранятся в Третьяковской галерее. А сам  художник удостоен звания "почётный гражданин города Рязани".

После революции 1917 года всё пришло в упадок, церковь использовали, как склад удобрений и зернохранилище.

*****

Вот такая вот древняя история маленького села Исады, что в Спасском районе Рязанской области. Сегодня село преобразилось: асфальтированные улицы, средняя школа с огромным стадионом, амбулатория, магазины, фермы КРС и предприятия сельхозпереработки.

Презентабельного вида современные дома с благоустроенными территориями, газ, вода и электричество, прекрасная асфальтовая дорога до Старой Рязани, Спасска-Рязанского, выезд на федеральную трассу М5.

Но одно обстоятельство тревожит: в Исадах стал осыпаться берег. И самую большую тревогу вызывает обрушение возле церкви Воскресения Христова.

Даже при внешнем осмотре церкви видны обвалившиеся ступени лестницы, ведущей на второй этаж. Говорят, пошла трещина и в алтаре, который как раз обращён в сторону Оки. Но храм во время нашего посещения Исад был закрыт, а в открытое окно было не разглядеть даже убранства.

Следует сказать, что церковь как бы "вросла" в землю, и окно первого этажа позволяло заглянуть внутрь.

Проведённые в 2003 году гидрогеологами изыскания позволили сделать вывод.

Водоупор глин эпохи динозавров ожидает богатого на осадки года. Особенно опасна многоснежная зима: дружное таяние снега весной приводит к запитке грунта водой и слои, лежащие поверх глин, начинают скольжение по склону — таков механизм развития оползня.

Следует сказать, что в придолинной полосе междуречья от устья реки Прони до села Исады строительство всегда было потенциально опасным. А до устья реки Прони здесь - рукой подать.

Опасность обрушения склонов в любой момент создали особый тип застройки в окрестных сёлах и деревнях. Между бровкой крутого склона долины и первым рядом домов в селе всегда оставляли незастроенную полосу шириной до ста метров. Однако, в течение почти всего 20-го века склоны оставались стабильными, и население активно использовало под обработку придолинную полосу земли.

Ситуация изменилась в конце девяностых годов 20-го века. Количество осадков в регионе поднялось, что вызвало подъём уровня грунтовых вод.

В Исадах первые подвижки начались в мае 2006 года, когда обрушился край междуречного плато вблизи от храма. К основанию склона двинулся оползень, обнажилась стенка отрыва высотой два метра. Памятник архитектуры 17-го века оказался под угрозой полного разрушения.

Безусловно, меры были приняты, было произведено дренирование подземных вод и устройство поверхностного водоотвода по каналам бетонных лотков.

Но оставался вопрос, почему опасность обрушения склона не показалась зодчим тех времён (17-го века) заслуживающей внимания? Ведь тогдашние строители были не менее грамотны, чем сегодняшние.

Ответ содержался на карте из атласа Менде 1850 года.

Полтора века назад Ока выписывала петлю, обходя Исады стороной. Коллективными усилиями жители села, используя болотистое понижение, прокопали траншею, и в очередное половодье Ока устремилась по новому, короткому руслу. Теперь она проходила в непосредственной близости от Исад.

Сократился путь перевозки грузов, пристани стали ближе к селу. О том, что храм может оказаться на краю гибели, в начале 20-го века никто и не подумал. Вот и произошло то, что должно было произойти.

Благо, современные технологии позволяют исправить, казалось бы, непоправимое. И церковь Воскресения Христова в Исадах напоминает о далёком прошлом, радуя глаз путников своими белокаменными стенами и медными куполами за многие километры.

Жива Русь-матушка!




 
*) - Шаров П. А. Любава. - Спасск-Рязанский, 1995. - С. 9-11