Люди и людишки

Я часто вижу, как люди превращаются в людишек. Как вместо того, чтобы просто высказать свою точку зрения, начинают выискивать у того, кто им не нравится, какие-то видимые лишь им недостатки, шероховатости. Людишки пытаются унизить того, кто, на их взгляд, недостоин их царственного внимания. Казалось бы – ну не нравится вам человек или то, что он делает, так пройдите мимо, не тратьте на него свое время! Но нет! Надо не просто пройти – надо плюнуть! Зачем? Какой в этом смысл? Вам не на что потратить часть своей жизни? Или вам очень важно выплеснуть из себя накопленную злость? Или не дает спокойно спать зависть, мол, вот он сделал то, что я не могу сделать? Что руководит такими людишками? К чему эта мелочность, эти злобные попытки кому-то доказать, что он – ничтожество, по сравнению, конечно же, с этими знатоками и Вершителями Судеб.

Нет, я понимаю – критика важна, особенно в творчестве, но – критика! Критика – это конструктивная позиция любого человека, который обосновывает свое мнение, опираясь на какие-то знания, опыт и – самое главное – критерии оценки чего-либо.

Обычно настоящие критики – это люди двух типов.
Первый – это люди, добившиеся определенного успеха в каком-то виде человеческой жизнедеятельности. Если мы говорим о творчестве, то это – известные писатели, поэты, певцы, музыканты, художники, чье творчество востребовано, получило всеобщее признание и за каждым словом такого человека стоят его книги, картины, песни, все его творчество. И, конечно, писатель, имеющий десятки опубликованных многотысячными тиражами книг, или лауреат престижных премий, известный музыкант или певец – они могут с высоты своего Олимпа выразить свое мнение, которое базируется на их собственном опыте и профессионализме.

Второй тип критиков – это профессионалы в какой-то области. То есть, они сами могут не создавать какие-то произведения искусства, но они очень четко знают законы, по которым это произведение создается. Собственно, критик – это профессия. Литературный, театральный критик, искусствовед – этому учат. Театральный критик не просто рассказывает о том, понравился или не понравился ли ему спектакль. Он оперирует четкими критериями и определениями. Насколько удачна мизансцена, какова динамика развития сюжета, не затянут ли монолог главного героя, смог ли показать свое перевоплощение актер? Точно так же и литературный критик сможет профессионально объяснить любому автору, в чем его ошибки и как их избежать. Хотя, конечно, любое творчество – вещь почти интимная и рассказывать, как правильно воспроизводить себе подобных, может, конечно, и сексолог, но дети все равно получаются, не так ли?

Впрочем, речь не о то, как правильно творить, а о том, что не надо вытворять. Любая критика должна быть конструктивна. То есть, побуждать к улучшению этого мира. Если идет деструктив – это не критика. Это критиканство. Это та самая мелочность, когда с больной головы на здоровую. Когда люди, сами ничего в жизни не добившиеся, не умеющие связно объяснить, что конкретно не соответствует и каким конкретно критериям, становятся людишками. Мелкими, завистливыми, мелочными. И нет смысла пытаться людям что-то объяснять людишкам. Гулливеры не могут уживаться с лилипутами…
Масштабы разные…


Рецензии