118-16. Послушание установленному, бунт против лжи

Вячеслав Абрамов
Восемь следующих стихов псалма возглавляет буква аин. Из книги «Зоар»: «И также ответил Творец букве аин, что непригодно её свойствами создать мир, потому что в ней есть свойство «авон» (грех). И хотя пыталась та возразить, что есть её свойства в слове «анава» (скромность), всё равно отказал ей Творец».

Буква аин олицетворяет скромность, смиренность, кротость. Замечательные качества! Но обладая ими, аин всегда стремится «понизить» себя. И все наши грубые, эгоистические желания сразу же «присасываются» к ней и начинают использовать эти качества в своих интересах, а их невозможно подавить, их можно только исправить. Поэтому только в самом конце исправления проявляется благое влияние буквы аин.

"Я совершал суд и правду; не предай меня гонителям моим.
Заступи раба Твоего ко благу его, чтобы не угнетали меня гордые."

Несколько иной акцент даёт еврейский текст: «Творил я суд и справедливость, не оставь меня в руках притеснителей моих».

Давид взывает к Господу как к вездесущему свидетелю и как к высшему судье. Кто берёт на себя право судить, тот сам подлежит высшему суду. Давид это понимает и принимает, он не говорит, что именно желает от Бога, а просто просит, чтобы это было ко благу его, то есть таким образом, как будет Господом усмотрено.

Псалмопевец часто повторяет «чтобы не угнетали меня гордые». «Гордые» - это не только люди, обладающие в мире сем силой. На духовном плане – это свойства, окунающие в грех: гордыня и неуёмная самость. Они временами становятся настолько сильны, что действуют против направленной ко благу воли – угнетают, подчиняют себе, делают рабом греха.

"Истаевают очи мои, ожидая спасения Твоего и слова правды Твоей."

Вышедший по благословлению Творца из угнетения мира лжи жаждет спасения и слова правды от Господа.
Слова правды для нас – это слова Божией справедливости. Выраженные Давидом ощущения возникают в каждом, кто познал слово правды Господа и изнемогает в человеческом мире лжи и зла.

Можно сказать, что вдруг проявившаяся в человеке жажда правды выводит его из угнетения мира лжи. Но именно в жажде правды и начинает проявляться благодать от Господа, – это начало Его работы над призванным.
Но не все призванные приходят на Его пир. А тот, кто уже нарядился для пира и пришёл, не может отделаться от мысли, что сбор званных происходит мучительно медленно, так, что уже «истаевают очи». Уставать в ожидании Божьего времени, когда их время истекло – это не слабость?
Может, и слабость. Но это и вызревание надежды, что спасение придёт, а слова правды Божьей дадут блаженство. Всякий, строящий на словах правды своё упование, пусть даже пройдя сквозь отчаяние, в должное время увидит спасение.

"Сотвори с рабом Твоим по милости Твоей, и уставам Твоим научи меня."

По милости Своей Творец исправляет и научает внимающих слову Его. Устав – общеславянское слово от глагола уставити (ставити, ставить). Буквально – «установленное». Для кого установленное? Понятно, что для нас. Надо только вдуматься, а вдумавшись, осознать: установленное – это уже сделанное и уже происходящее. Без выбора. Выбор только в том, выполнять это сознательно или пройти через «круги эволюции», чтобы всё это понять и принять как устав.

"Я раб Твой: вразуми меня, и познаю откровения Твои."

Раб – в смысле «работник». Чем больше работник знает, что он делает и для какой цели, тем лучше он работает и тем больше может быть полезен. Мы должны быть вразумлены, чтобы познать откровения Бога и смысл данной нам жизни.

Полезно услышать… Да что там полезно – необходимо услышать то, что тебе сказали о том, что делать. И это важнее, чем услышать о том, чего ожидать.

Поэтому прежде надо молиться и просить, чтобы было дано познать писания-заповеди, которые для духовного роста важнее, чем писания-пророчества. Ведь если Господь не научит, ты так и не узнаешь ничего.

«Вразуми меня» – речь идёт об обновлённом разумении, способности принять божественный свет в виде Его откровений. Без этого разумения я не способен понять и принять их вовнутрь, потому что мои свойства – одни, Его – совершенно иные.

Для усиления этого прошения Давид рассчитывает на свою связь с Господом, подобную рабу с его господином, ведь раб должен на него работать, а господин учит раба, как выполнить работу наилучшим образом. У раба есть все основания ожидать научения, и если он ошибётся, то господин научит его, – даст разумение к работе.
Такое прошение было естественным для времён Давида, а сейчас оно коробит слух «важных» членов «демократического» сообщества. Если коробит – бери для примера связь ученика и Учителя, но имей в виду то, что связь эта не будет такой эффективной.

"Время Господу действовать: закон Твой разорили."

Еврейский текст этого стиха имеет иной смысл: «Время действовать ради Господа: они нарушили Тору Твою!».
А греческий текст, на основе которого выполнен синодальный перевод, не возлагает на человека никакой обязанности, а лишь указует на то, что Господь должен совершить.

Да, всё выглядит так, что Творец бездействует, закон Его разорён, первоначальный замысел спасения провален, и требуются срочные жёсткие меры к нечестивцам. Торжествуют победу поставившие за цель упразднить закон, возомнившие себя выше Творца.

Но оригинальным всё же является еврейский текст, и его смысл такой: наступило время работать для и ради Тебя, Господи!

Такое наше время, когда почти никто не решается открыто встать на сторону Господа против угрожающего роста нечестия и безнравственности.

А просить Господа взять дело в Свои руки – это уже другое. Если ты обосрался от страха, если дрожишь за своё «нажитое непосильным трудом» – есть ли у тебя право просить «всё порешать» за тебя, а ты придёшь и будешь этим пользоваться, дальше с рвением и усердием ублажать свою тушу?

"А я люблю заповеди Твои более золота, и золота чистого."

Во времена написания псалма ценнее чистого золота не было ничего, даже жизнь человеческая ценилась менее. И не только чужая жизнь, но и своя.

"Все повеления Твои – все признаю справедливыми; всякий путь лжи ненавижу."

В своей самости не обманывай сам себя. Если не всякий путь лжи ненавидишь, и хоть какой-то признаёшь приемлемым «в сложной обстановке», то получается, что пытаешься обмануть Всеведущего, – и обманываешь сам себя!

Отступивший предаёт свою душу. Кто приступит и не отступит, – лишь тот увидит, распознает и войдёт.