2018 г. записи 295 Фазиль Искандер. Терем. Поэты

Галина Ларская
2018 г. записи 295 Фазиль Искандер. Терем. Поэты.

26 июля 2018 г. Снилось путешествие с подростком, много всяческих бытовых сцен.
У Вадима Тихомирова на передаче учёный Константин Викторович Северинов. У него приятный голос.

Приятель по телефону спросил, могу ли я поговорить с ним. Это уже достижение... На мой вопрос, как мне избавиться от негативного отношения к одному человеку, он не смог ответить, отделался общей фразой — отпустить ситуацию. Как? Она не отпускается пока.

Я почти мучусь. Эти мучения постепенно, как волна, затихнут и придёт забвение человека, не хотящего с тобой дружить и обмениваться тем интересным, что нам дарит жизнь.

«Он плюёт на меня», - сказала я приятелю. «Есть, куда плевать», - ответил он. Пересказала это подруге. «Он тебя оскорбил», - отреагировала она. Я почему-то не оскорбилась, привыкла к грубостям этого человека... Впрочем, вешаю трубку, предупредив об этом, когда начинается постоянное перебивание или параллельно со мной он говорит.

Плавала, потом прошла часть парка. Внезапная усталость пришла, и я поспешила домой. Солнце было за тучами, и это спасало от жары.

Часто наблюдаю с восхищением маленьких детей. Они очень изящно двигаются в определённом возрасте, они напоминают неземных существ.

Маленькие ножки теребят дорожки,
Маленькая тучка пролилась дождём.
Мы идём по парку, нам совсем не жарко.
В бадмингтон играем, песенки поём.

26 июля 2018 г.

Малыш шёл рядом с коляской, которую везла бабушка. Оба шли молча.

Знакомый прислал истеричное письмо. Я отослала его другу. Как он посоветует, так и сделаю, так как доверяю его мудрости.

Я ответила знакомому: "Всё, что с Вами связано, мне непонятно и странно. Не надо было меня окликать, Вы окликнули вулкан. Прочитайте когда-нибудь Ромена Роллана о Рамакришне. Встречать некоторых людей опасно. Я забыла об этом. Простите себе всю мою боль, всю свою жестокость.

Вы подошли ко мне ... мая, Вы не отходили от меня около трёх часов. На следующий день мне было очень плохо — дикая тоска и усталость от жизни. Я не могла понять причины такого состояния. Вероятно, принятое Вами решение и меня бросить, как Вы бросили друзей своих, вызвало страдание. Или мне передалось Ваше состояние. Я бываю очень сенситивной.

Я ждала 20 дней, что Вы мне позвоните, Вы обещали. Разрыв - как смерть. Будьте осторожнее впредь с людьми, они не роботы, они живые, им есть, что отдать, но Вы не берёте. Я теперь не испытываю к Вам симпатии. Вы этого добились, иногда Вы мне просто неприятны. Пишу то, что думаю — вне игр.

Желаю Вам воспитанности, мудрости, мужества и сил, в которых Вы так нуждаетесь. Мне надо придти в себя после такого странного опыта общения с человеком. У меня такого в жизни ещё не было. Не знаю, зачем со мной проделывают такие эксперименты".

Мой друг написал мне, что я сама должна решать этот вопрос.

27 июля. Возвращаюсь в мир из своих сновидческих странствий.

Я хочу любить Бога, у меня ничего не получается.

Говорили с М.С. по телефону. «Я река… Я всё время меняюсь. Мне трудно, меня никто из знакомых, кроме Наташи Ф., Саши Таль, Надежды Тр., Нины Л., Елены Ш. не поддерживает», - сказала я.

Я анализировала стихи М., заметила, что в них появились не современные старомодные слова 19 века, которые не прибавляли поэзии её стихам, проявилась кое-где плохая звукопись, я спотыкалась, читая стихи вслух. Прилагательные были такого рода: аметистовый, бриллиантовый, алмазный и всё в таком роде. Но стихи глубокие, философские, с очень интересными образами. «В стихах должна быть музыка и тайна. Я хочу тебя поднять выше...», - сказала я. Зачем я это сказала? Потом я рассказала ей о Рамакришне.

Позже я подумала, что не надо было ей ничего говорить, она не готова менять себя, работать над стихами. Она призналась мне как-то, что она упряма.

Прочитала про орлов, как они обучают полёту своих детей, и во мне появилась мысль о том, что Бог перестал со мной нянчиться.

28 июля. Сны были прекрасны. Двое или трое удивительных людей дружили со мной. Одному из них я сказала: «Я не хочу отсюда уходить». Что это были за люди? Наверное, они занимались чем-то полезным в плане развития человечества.

День святого князя Владимира.

По радио рассказали о том, что Мартьян Сазонов в Чухломе выстроил для своей второй жены терем. Со временем всё стало разрушаться. Андрей Павличенков стал его восстанавливать, он заработал деньги и решил их пустить на хорошее дело. У людей окрестных земель появилась возможность заработать. Много людей приезжих и местных приняло участие в проекте. Люди зарабатывали в день от 800 до 1000р., а раньше они ничего не имели, так как работы не было. Люди стали меньше пить. Дом восстановили. Вокруг в основном лес, телефонной связи нет. Асташово расположено в 200 км от Костромы.

Из этой же передачи:  «Изб пустых - навалом... Местный почтальон Женя получает зарплату в 4500 рублей».

Потрясение от Льва Толстого, от его «Анны Карениной». «Гениальный мужик Лев Толстой», - вслух произношу я, слушая радио постановку.

Обратилась мысленно к незнакомцу: «Ты не стоишь меня, ты не готов к общению и дружбе, ты оказался не очень умён и чуток».

*

Интервью с Фазилем Искандером — из интернета:

- Интересно, а как Вы определяете, что этот друг, а тот приятель? Какие достоинства Вы больше всего цените в людях?

- Приятель – это нечто такое для отдыха, для случайного времяпрепровождения. Он не требует глубины совпадения внутренних качеств, достаточно внешнего обаяния, чтобы человек был контактным, обменяться сигаретами, поверхностными или ближайшими впечатлениями.

Друг – это некая духовная любовь к другому человеку, черты которого тебе бесконечно близки и приятны. Это понятие высокое и редкое. Что же касается достоинств, то, первое, человек не должен быть «добру и злу постыдно равнодушен», значит, он не может быть вне социальной жизни. Второе, человек должен быть воспитанным. В слове «воспитанный» чувствуется некое постороннее влияние, скажем, школы, родителей. Но я имею в виду постоянное воспитание самого себя. И третье – при всех обстоятельствах духовные ценности должны для него быть выше материальных.

Меня часто спрашивают о Владимире Высоцком. И тут уместно было бы его вспомнить. Это был необычайно благородный человек. Однажды в одной московской квартире я сидел в компании литераторов и к нам пришёл Высоцкий – он был близко знаком с хозяином этого дома. Я впервые видел его, это было за два года до его смерти, но тогда, казалось, ему ничего не грозит, выглядел он блестяще. Высоцкий был у нас недолго. Мы очень хотели, чтобы он остался, может, захотел бы петь, но он сказал: «Я тороплюсь, иду к актёрам «Современника», что-то там ребята заскучали, надо их немного взбодрить». Видимо, художник всегда хочет взбодрить кого-то...

Считаете ли Вы себя счастливым человеком?

- На этот вопрос мне очень трудно ответить. Бывают, конечно, моменты, когда я считаю себя счастливым: вижу смеющегося ребенка, прекрасный пейзаж, все то, что именуется в жизни поэтическим. А считать себя счастливым очень сложно. Счастливейший человек в истории Гёте говорил, что если собрать все счастливые минуты его жизни, то будет два или три дня.

*

Я помню это высказывание великого Гёте, он говорил о четырёх днях, когда он был доволен жизнью. Я прочитала это в книге «Разговоры Гёте с Эккерманом».

Писатель Виктор Астафьев угасал и говорил: «Только не пейте, мужики, только не пейте!».

Поэт продолжает обольщать дамское общество. Хорошо, что меня ему уже не обольстить, я прошла через это, сильно пострадав, мучилась я семь месяцев.

Долго говорили с подругой Л. о моём друге Косте Кузьминском, о пожаре в Калифорнии, где живёт её друг. Л. умна и говорит очень чётко и афористично. Речь зашла о моём приятеле. Л. сказала, что видела нас в Хамовниках, мы молились у иконы, «и это было душераздирающее зрелище». Я этого момента не помню. Мы с ним приходили раз в жизни к ней в гости.

Она не смогла мне объяснить в чём была душераздирательность…

Ещё я сказала, что мы живём в чужих домах. Игорь, друг Л. говорил о своей квартире в Москве, что она ему чужая. Он эмигрировал в Америку, потом отправился на Тайвань, там и умер в одиночестве. Очень умный был человек, замечательно переводил книги с английского, замечательно выглядел на фотографиях.
Так много неожиданных смертей…

Слушала вечер А.Д Дементьева — повтор передачи. Великими поэтами называли Беллу Ахмадулину, Евтушенко, Роберта Рождественского, А.А. Вознесенского. Часто Андрея Дементьева называют великим поэтом. Это странно слушать. Он в основном поэт-песенник. У него есть удачные мысли в конце стихотворения.

Почему-то не были упомянуты на самом деле очень зрелые поэты: Давид Самойлов, Владимир Николаевич Соколов, Николай Заболоцкий, Иосиф Бродский, Юнна Мориц, Новелла Матвеева, Ярослав Смеляков, Леонид Мартынов, Константин Ваншенкин и другие поэты. Они обладали не только глубиной мышления, но и изяществом словесных форм.

Жуткая манера чтения стихов у некоторых ведущих. Чтобы не плодить врагов, умолчу об их именах. Разухабистые выкрики, ничего сердечного, сокровенного, благородного. Откуда берётся такой ужас, такая пошлость?

Французский певец Грегори; Жан-Поль Лемаршаль - изумительный голос, живая душа. Прожил 23 года, болел муковисцидосом. Светлый, ангельский, мужественный человек.

мой рисунок.