Дульман Борис Семенович

Александр Щербаков 5
Я долго ждал, что кто-нибудь из коллег Бориса Семеновича напишет о нем. Ведь эта поистине легендарная личность для Хабаровска. Вернее, для женской половины населения города. Конечно, сейчас о нем  стали забывать, нынешнее поколение девушек и молодых женщин в лучшем случае лишь слышали эту фамилию, а вот дамы моего поколения наверняка и слышали и знали его.  А многие и лечились у него.  И чтобы память о нем не исчезла напрочь, я позволил себе написать о нем немного.

Чуть больше года назад я готовил подобный материал на сайте «Одноклассники», и он был опубликован в нескольких группах, таких, как «Хабаровск», «Хабаровский край», «Земляки», «Хабаровский медицинский институт». Многие мои земляки прочитали этот материал,  и он получил почти 500 лайков, т.е. одобрений его.  Вот что там было написано:

«Борис Семенович Дульман. Этого человека знала или уж, по крайней мере, слышала эту фамилию большая часть женского населения города Хабаровска в 60-80-е годы прошлого столетия. Врач акушер-гинеколог высшей квалификационной категории, многолетний заведующий отделением в городской больнице № 14, а после объединения больницы № 11. Через его руки прошла не одна тысяча женщин не только из города, но и из края, и из других регионов Дальнего Востока. Его уважали все медицинские работники края, завидовали ему все врачи-гинекологи и обожали все его пациентки. В канун дня медицинского работника хотелось напомнить землякам об этом незаурядном человеке и враче.»

К материалу прилагалось несколько фотографий Бориса Семеновича,  и жалко, что рамки литературного сайта позволяют вставить лишь одну фотографию Дульмана.  Хочу привести комментарии к этому материалу, что были написаны после публикации:

«Александр Щербаков:
Борис Семенович был очень веселый человек. Знал массу анекдотов и умел их рассказывать. Умел высказать слова поддержки любому своему сотруднику, независимо от должности и стажа работы.  На самом тяжелом дежурстве благодаря этому качеству Дульмана вся бригада дежурантов  была в тонусе, и справлялась с самыми тяжелыми случаями. Поэтому дежурить с Борисом Семеновичем все хотели, знали, если что, он всегда найдет выход.


Михаил Поляченко, заслуженный врач России:
Да,  прав многолетний парторг 11 клинической больницы Александр Щербаков,  говоря такими  словами о Докторе с большой буквы,  и с огромной душой,  полной внимания  и сострадания к  больным! Действительно,  он не жалея сил и времени,  отдавал свои огромные знания и отменное умение людям! Как много нового я узнавал от него в плане медицинском и общечеловеческом  во время частых встреч, и таким он был для огромного числа своих коллег! Светлый человек,  а уж поднять тонус и настроение в любой обстановке,  на это он был просто спец! Всегда вокруг него образовывалась атмосфера доброты и радости!! Это не каждому дано!


Александр Щербаков:
Спасибо, Миша, за такие теплые слова в адрес нашего коллеги.  Борис Семенович не был членом партии, но прекрасно понимал и политику  и то, как мы проводили её в нашей больнице. И в целом одобрял,  потому что её проводниками были не менее уважаемые коммунисты Бацунова, Трипелец и другие зубры в организации здравоохранения. И поддержка такого уважаемого в коллективе человека для меня,  самого молодого в больнице коммуниста и парторга, много значила.


Михаил Поляченко:
Да ты Саша, прав.  Такие руководители,  как Бацунова,  делали своё нелёгкое дело с душой,  а что такое 11-я больница тогда для города Хабаровска значила,  я отчётливо понимал,  так как сам жил и работал в Индустриальном районе города.


Лидия Дульман
Борис Семенович Дульман уникальный доктор и человек. Это гордость большой семьи. Меня доктора и больные постоянно спрашивали, кто вам Борис Семенович.  Я с гордостью отвечала, что это двоюродный брат моего мужа. И,  конечно, часто с теплотой его вспоминаем!!!


Елена Гусак
Дядя Боря - двоюродный брат моей мамы. Замечательный, добрый человек и прекрасный доктор. Спасибо большое, что вспомнили о нем!


Александр Щербаков ответил Елене:
Спасибо  сыну Юре, который прислал мне  фотографии своего отца. Увы, не всегда мы располагаем фотографиями людей, о которых должны вспоминать и тем самым продлевать память о них среди молодого поколения.   И врачей, и пациентов...


Алёна Трофимова
Да, врач с большой буквы, золотые руки!

Михаил Поляченко:
Лиде Дульман! Да,   ты права,  такими людьми,  которые оставили заметный след в памяти и судьбах стольких люде,  как Борис Семенович,  вся его семья и родные имеют право гордиться! С уважением.

Оксана Костина ответила Елене
Ваш дедушка спас моей маме жизнь. Низкий ему поклон.

Александр Щербаков ответил Лидии:
Лидия, я посчитал, 365 человек  поставили  Класс на материале про Бориса Семеновича в группе ЗЕМЛЯКИ и еще почти 40 человек только за два дня на моей страничке и в группе ХГМИ под фотографией Б.С.Дульмана! Вот это настоящая память о таком незаурядном человеке. Этого я и добивался...

Лидия Дульман
Александр! Большое спасибо за память. Наша семья благодарна Вам!!!

Любовь Ивлева
Хороший  был доктор

Александра Устинова
Спасибо ему за его золотые руки!

Лиля Кемплик
Борис Семенович спас мне жизнь. А когда его не стало?»

А теперь я хочу немного добавить к очень короткому  материалу об этом человеке.  Я не историограф его, поэтому могу поделиться лишь некоторыми личными наблюдениями за время моей работы в 11-й больнице города Хабаровска.  В тот период, когда я пришел на работу в больницу в сентябре 1974 года, существовало два лечебных учреждения на одной улице Аксенова, расположенных через дорогу . Это были городская клиническая больница № 11 и городская больница № 14.  Как долго они так соседствовали, я точно не знаю, но что сотрудники той и другой больницы помогали друг другу при необходимости, это я могу утверждать.

Колоритная личность, Дульман Борис Семенович был любимцем всех женщин города. Шутник и балагур, он мог разрядить любую напряженную ситуацию в коллективе, поддержать сомневающегося. Классный оператор и клиницист, он вносил спокойствие даже в самых сложных и кровавых, как часто бывает в гинекологии, ситуациях.   Знал я и о двух самых известных в то время специалистах в 14-й больнице – Корниенко Валентине Петровне и Дульмане Борисе Семеновиче. Первая заведовала обсервационным родильным отделением, в которое госпитализировали для родов женщин с различными инфекциями или совершенно необследованными в женской консультации. Естественно, такие женщины в родах давали всевозможные осложнения, и справляться с ними было трудно. А Борис Семенович заведовал гинекологическим отделением, по сути дела, единственным гинекологическим отделением в городе.  Заболеваемость женской половой сферы была высокой, мест для госпитализации не хватало, поэтому интенсивность лечения в этом отделении была очень высокой. И, тем не менее, показатели работы этого отделения были на уровне республиканских. И в этом заслуга заведующего отделением Бориса Семеновича. Он брал на себя всю ответственность за больных, ведь  ни доцентов, ни профессоров-гинекологов в больнице не было.  Так что его имя гремело среди всех женщин города и края.

На всю жизнь запомнились обстоятельства нашего знакомства.  В тот день я задержался после работы и был в ординаторской хирургического    отделения.  О   чем-то   разговаривали с дежурантами-хирургами. И вдруг в ординаторскую заходит невысокий  человек в мокром белом халате… Хирурги ему:  « Борис Семенович, что с вами?».  И тот поведал такую историю: «Пошел я в ваш буфет купить сигареты (буфет в больнице находился в подвале), спускаюсь. Света нет, но думаю, это только в коридоре, дальше иду.  Поскользнулся и упал, а в подвале вода. Вымок, решил пожаловаться главному врачу.  Захожу к ней в кабинет. Она меня спрашивает, как вы спросили – что с вами? А я выплюнул говешку изо рта и  говорю, это у вас надо спросить!» Мы чуть не умерли со смеха. Действительно, пару дней назад наш подвал затопило, и буфет не работал.  А топило вовсе не фекальными массами, но запах от этого не был лучше. Надо бы было перекрыть спуск в подвал каким-то предупреждением, но не догадались.  Вот так я впервые увидел Бориса Семеновича, пострадавшего от нерадивости хозяйственных служб. 

Вот так я познакомился с Борисом Семеновичем.  Но у меня, как врача-рентгенолога, особых контактов с гинекологической службой не было. Но к тому времени, как больница № 14 была присоединена к 11-й больнице, я уже стал парторгом, и поэтому был просто обязан узнать коллективы новых отделений, и также их руководителей.  Валентина Петровна, как и заведующий абортным отделением Корнев Владимир Иванович, были членами коммунистической партии, а Борис Семенович был беспартийный.  Но это отнюдь не значило, он хуже понимал политику партии и правительства, и хуже проводил ей в жизнь среди сотрудников своего отделения.

А работать ему приходилось много. Самые сложные операции, консультации тяжелых больных, ночные дежурства следовали одно за другим. Но и сотрудники отделения, и больные женщины всегда видели Бориса Семеновича бодрым, он постоянно шутил, подбадривал. 

Еще одно его изречение имело место. Он утверждал, что в любой женщине можно найти что-нибудь прекрасное. У одной тело, в другой лицо, у третьей открывается прекрасный вид, когда она ложится на гинекологическое кресло. А у какой-нибудь дамы, как говорят, «ни кожи ни рожи» такой замечательный яичник можно увидеть, разрезав брюшную полость. 

В 1986 году я перешел работать в краевую больницу и перестал встречаться с Борисом Семеновичем. А еще через полтора года я стал работать в отделе здравоохранения крайисполкома, и иногда вечерами, когда шел после работы домой, встречал на улице Карла Маркса Бориса Семеновича, который уже вышел на пенсию и просто прогуливался.  Обычно  мы несколько минут стояли и разговаривали. Мимо нас проходили женщины и редко какая не здоровалась с Борисом Семеновичем. Вот тогда я удивился популярности этого врача-гинеколога у женского населения города.

А потом наши встречи прекратились. От знакомых я узнал, что Дульман с женой  уехал на ПМЖ в Израиль.  И каково же было мое удивление, когда года через три я снова встретил Бориса Семеновича прогуливающимся по центральной улице города, которая в это время уже сменила название на Муравьева-Амурского.  Мы обнялись, как старые знакомые, и Борис Семенович поведал, что не смог жить в Израиле с его жарким климатом, практически отсутствием деревьев в городе,  а также почти в одиночестве, лишь его жена разговаривала с ним. Для такого общительного человека, это было самым тяжелым, по крайней мере, я так решил.  Ведь пока мы стояли, с ним снова почти все проходившие женщины здоровались, а когда я пошел дальше, он тут же вступил в разговор с одной из них.

Это была одна из последних встреч с этим замечательным врачом и человеком, всегда позитивно настроенным,  хорошим товарищем и семьянином. Борис Семенович Дульман скончался, когда я уже уехал из Хабаровска в Сибирь, и не смог проводить его в последний путь. Но память о нем будет жить во мне, как и у многих сотен его коллег и пациенток.