С Н Ы

Николай Вознесенский
   
Интересное  явление,  вернее,  способность  человеческого  мозга –  это  сны.  Для меня это  загадка,  хотя  я  много  читал  об этом  явлении,  но  пока  не  нашёл  хорошо  аргументированных ответов  на эту  загадку.  Но  если  дилетантски – иронично  посмотреть  на  эту   проблему, то  получается  следующая  картина.
    
Когда человек засыпает, его  мозг,  вернее  часть  его,  где  сосредоточено  сознание,  отключается  и  отдыхает. Тем  самым  не  контролирует   подсознание  и  не  давит на него  своей  властью  и  авторитетом  своих  знаний.  Вот  подсознание, получив  свободу  действий,  и начинает  блуждать  по  разным  закоулкам  памяти,  выискивая  там  понравившиеся  ему  эпизоды, картинки, фразы  и  т.п.  Потом из  найденных  фрагментов  формирует  видеофильм  и с  удовольствием  смотрит  его,  сохраняя  затем  в  оперативной  памяти, чтобы  сознание  после  своего  пробуждения  посмотрело  этот  фильм  и задумалось: «К  чему бы этот  сон?»   А  подсознание тем  временем  потирает  руки  и  злорадно  посмеивается,  глядя  на  мучительные  потуги  сознания,  пытающегося  разгадать,  что  ему  хотели  сказать  этим  фильмом.
    
А  сны  бывают,  я  бы  сказал,  символические.  О  чём-то  предстоящем  извещают.  Но  мы  со  своим  прагматическим  сознанием  с  недоверием  и  легкомыслием  относимся    к  ним.   

И  действительно,  основная  масса  снов – это  довольно  искажённое  преобразование  в образы  наших  мыслей  и  другой  информации,  сохранившейся в  памяти  в  разное время.  А  символические  сны  бывают  редко  и  чаще всего  запоминаются  надолго.

ОТЕЦ

     Осенью  1963  года  мне  приснился  сон,  будто  я  нахожусь  в  родном  селе  возле  нашего  дома.   Лето.  Всё  вокруг  зелёное.  Возле  дома  на  огороде  я  вижу  своего  отца.  Он сидит, поджав  под  себя  ноги, на  вскопанной, хорошо  разрыхлённоё  земле  и  обеими  руками  подгребает  к себе землю.  Потом  я  проснулся и,  поворочавшись,  опять  заснул.    Я  ещё  был  молодой, ни  в  какие  приметы  и  сны  не  верил, да  и  работа  с учёбой  не оставляли  времени  на  всякие  там  предрассудки.  Но  через  пять  месяцев,  в феврале  1964 года, получил  телеграмму,  что  умер  отец.   И  я  тогда  вспомнил  этот  сон  и  народное  толкование  его.   

МАТЬ

     В  августе 1988  года  я  видел  во  сне  мать  и  отца.  Ситуация  показывалась  такая.  Иду  я,  по  дороге.  Дорога  довольно  хорошая,  асфальтовая.  Справа  от  дороги  на  небольшой  возвышенности  лежат  мои  родители  рядышком  на  спине.  И  вот  мать  машет  мне  призывно  рукой,  как  бы  приглашая  подойти  к  ним.  Я  же,  не  останавливаясь, отмахнулся  от них  рукой,  мол,  некогда  мне,  и пошёл  своей  дорогой.
    
Проснулся  с  нехорошим  чувством.  Отец-то  ведь  давно  умер.  Но  мать,  хотя  уже  и была старенькая,  ей шёл  восемьдесят  седьмой год,  не  болела, но слух,  зрение  и  память  сильно  сдали,  память – особенно.  Я  был  у  неё  в июне  целый  месяц.  Она  ещё  что-то  делала  по  дому,  сама  себя  обихаживала.  А  через  девять  месяцев  телеграмма: – «Умерла  мама».  И  похоронили  мы  её  рядом  с  отцом, и  так  же,  как  я видел  во  сне, мать  лежит  по  правую руку  от него.
    
А  вот, когда умерла  сестра,  которая  была  старше  меня,  у  меня  ни  до, ни  после  её  смерти  никаких  снов  относительно  неё  не  было,  хотя  я  знал, что  она  очень  болела  и  довольно  длительное  время.  Да  и  относительно  других  родственников,  которые  умерли  за  это  время,  не  было  никаких  намёков.  Может  быть,  что-то  и  было,  но  слабое  и  не  яркое,  потому  и  не  отложилось  в  памяти.  Да  и  вообще, мне  кажется,  девяносто  девять  процентов  снов,  если  не  больше,  забываются  после  пробуждения.